Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Право как ценность культуры Наряду с нравами, право является одним из древнейших феноменов

  • Право является такой же законной сферой духа, как религия и мораль.

  • Технологическая культура: сущность и содержание

  • культуралогия. 4 неделя. Духовная культура


    Скачать 45.14 Kb.
    НазваниеДуховная культура
    Анкоркультуралогия
    Дата26.04.2022
    Размер45.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла4 неделя.docx
    ТипЗакон
    #498705

    1 Духовная культура. Типы духовной культуры

    2 Генезис искусства

    3 Право в системе социокультурных ценностей

    4 Социальная культура

    5 Технологическая культура
    1. Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.
    Духовная культура бурно развивается, в ней появляется много процессов и явлений. С понятием духовной культуры тесно связано понятие духовного производства, служащее для обозначения осуществления в духовной деятельности человека его творческих возможностей. Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна начитанности или образованности, и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.
    Духовная культура - это совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Это: Обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), Нормы (возникают на основе обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)). Ценности - наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей. (Витальные, Социальные, Политические, Моральные, Религиозные, Эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности.
    Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:
    познавательную (интеллектуальную) культуру;
    нравственную;
    художественную;
    правовую;
    педагогическую;
    религиозную;
    Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).
    Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме художник-искусство-публика. Элементами этой самоуправляемой системы являются художественное производство - художественные ценности - художественное потребление. В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.
    Так. познавательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность в составе художественной культуру специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук.
    Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна начитанности или образованности, и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Например, орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, что первичной является материальная культура, а духовная культура – вторичной. Между тем непредвзятое рассмотрение обнаружит искусственный характер такого соподчинения. Ведь такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые материальные потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению духовных потребностей.
    Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему циркулирования специфической, неперекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей.
    2. Генезис искусства

    Изложенное по искусства как вида деятельности и особого типа духовного опыта обусловливает необходимость анализа истоков художественно-формирующих умений человечества. Искусство как особая форма духовного опыта, как один из способов создания и закрепления неравнодушного отношения человека с миром зарождается в недрах первобытной культуры. Современная наука связывает истоки художественного формирования с эпохой верхнего палеолита (около 40 ЗО тыс. До н. Э.). Это подтверждают находки наскальных и пещерных изображений животных, которые распространены в различных регионах планеты (Африка, Европа, Азия). Систематическое их исследования началось в XX в. Преимущественно это изобразительный материал, хотя существовали элементы театрализации (магически обрядовые формы) и музыкального сопровождения. О последнем свидетельствуют, в частности, найдены в Кирилловском стойбище под Киевом изображение музыкальных инструментов на бивня мамонта, нанесенные красной охрой, датируемые периодом верхнего палеолита (около 30-10 тыс. До н. Э.). Истоки художественных изображений связанные с тотемическими, впоследствии мифологическими верованиями людей ранних культур. Особое значение имели идеи анимизма (от лат. Anima - душа, представления о одушевленисть мира). Начат искусства вплетены в практические действия, в магические обряды и мифы и не отделены от них по функциям творить одушевленные, уподоблены к человеку образы природного мира. Исследователи отмечают: «Явления, которые мы называем искусством, не предназначенных в традиционном обществе, поскольку растворенные в общем течении жизни" [8, с. 514]. Танец, музыка, пластичные движения, элементы театрализации переплетены с мифами и предоставляют им слуховой и зрительной формы. И миф, и художественность творят мир с помощью целостных образов. Однако миф закрепляет коллективный опыт в его наиболее общих и неизменных формах. Художественное формирование неизбежно вносит элементы индивидуализации, обусловленные общением с реальными предметами неравнодушия.

    Создание идеальных предметов отношение связано с выделением их из других и предоставлением образа. Согласно наивными представлениями, любое существо благодаря изображению приобретает новой жизни. Человек эпохи палеолита, рисуя на стенах пещер многочисленные изображения животных, верила, что предоставляет им жизнь. Души животных, убитых ею, вселились в рисованные изображения. Итак, человек в воображении создает образ благосостояния и воплощает его в изображениях. Это способ избавиться от страха существования. Впоследствии люди начали приручать реальных животных, перед тем приручив их в воображении. Черты животных, которые побудили одушевлюваты их, были основанием для обожания животных, установление с ними духовных связей: осознание конкретного животного тотемом (основатель рода и защитник его). Отметим, что не физические качества животного, а ее "духовный облик" является основанием для обожания: преклонение, уважение.

    Многочисленные подтверждения представлений о возможности предоставить реальной жизни предмета неравнодушия путем создания его рисованного образа сохраняются и в культурах значительно более позднего времени. Скажем, у древних египтян статуи богов воспринимались как реальные тела богов. С этой же целью ставили статуи умерших в их гробницах. Считалось, что душа умершего оживляет свое изображение [12, с. 27]. Эту же особенность отмечают и другие исследователи. Г. Масс-перо отметил, что, по мнению египтян, тот, кто творит или копирует любое изображение "непосредственно творит новое существо". В древнеегипетском искусстве отличалось два типа изображений, имели магическую функцию. Один тип связан с заупокойным культом и требует максимальной точности изображения (миметичних, согласно греческой терминологии), другой тип - условный (символический). Итак, одна и та же человек мог изображаться и в реалистическом, и в условном стиле. Можно предположить, что в одних случаях изображение связывалось с образом реальной существа, а в других - выполняло функцию знака (символа), напоминая о явлении, где знак помогает воссоздать чувство, рожденное в предыдущих общениях. То есть, искусство у его истоков стоит своеобразным «инструментом» познания, или точнее, формой существования знания о явлении, не отчуждено от его образа. Характеризуя процесс формирования образа, исследователи пишут, что это было воссоздание образа, который предстал перед мыслительным взглядом человека, а следовательно - процесс абстрагирования. Рука помогала мнению, фиксируя образ, делая его доступным стороннему восприятию, исследованию, трансляции в пространстве и времени. Изображение позволяло акцентировать детали, группировать предметы, проявляя их значение и сущность [8, с. 518].

    Искусство первобытного общества - универсальное средство коммуникации, канал связи между индивидом и социумом, между поколениями внутри этнической группы и между этническими группами. Животный мир - наиболее распространенный предмет изображения. В изображениях сочетаются и точность деталей, и обобщенность рис, и их символическая загруженность. Относительно таких изображений, как считают исследователи, можно утверждать, что они "сделаны по канону" [8, с. 515]. Это, во-первых, служит закреплению опыта видения ценности образа животные как условии налаживания "отношений" с ней. Во-вторых, закрепляет творческие умения формирования предмета неравнодушия для создания устойчивости "связей" с ней.

    Ценность изображений, в частности орнаментальных (чисто символических), в том, что они предназначены для "приобщенных": служат "своим" как напоминание о ходе событий мифа или ритуала, который призван храниться в родовой памяти. Ритмические узоры - канва, что помогает воспроизводить сюжет мифа. Как справедливо отмечает М. Лифшиц, содержание мифа воплощает силу коллектива, в отличие от распыленной сознания частной жизни. Он мобилизует людей на выявление коллективной воли в форме создания и переживания совместных предметов неравнодушия [11, с. 351].

    В последующие эпохи, в частности неолита (8-5 тыс. До н. Э., Время приручения животных), изображение теряют "документальность". Особое внимание сосредоточено на символическом значении физиологических черт изображенных. Всего в эпоху неолита скальный живопись испытывает эволюции в направлении потери образной выразительности и замены ее знаками. Сказанное свидетельствует, что животное как объект познания и созидания отношений уже не интересна, поскольку опознана. Цель изображений связывается с напоминанием о животном. Разнообразнее темы и мотивы изображений, распространяясь на различные сферы практической деятельности. Производство керамических и металлических изделий способствовало развитию орнамента, применяемого и как средство "оказания жизни" предмета, то есть создания его индивидуально определенного образа и акцентирование его функции и возможностей выполнять свое предназначение. Скажем, со времен неолита сохранилось большое количество керамических изделий трипольской культуры с нанесенным на них орнаментом оберегового значения.

    С неолита происходит переход от изображения отдельных объектов к созданию композиции - целостных сцен, передают внутреннюю связь элементов в изображениях. Начинают формироваться художественные стили, свойством которых является уризноманитнено техника изображений сходства сюжетов. Появляется множество типов и форм изображения. В этот период ощутимой становится неравномерность темпов развития культуры разных регионов. Меняется общая ориентация художественных изображений из животного мира интерес переносится на небесные силы (солнце, луна, звезды, небо). Создавая образы богов, предоставляя им человеческий облик, человек свидетельствует изменение отношения к себе самой. Теперь она ассоциирует свою родословную не из животным миром, а с небесными силами. Полученные знания и умения концентрируются в образах культурных героев-демиургов, непосредственно ведут род от богов. их считают первопредком и охранниками людей.

    Акцентируем внимание еще на одну особенность понимания места и роли богов в отношениях с людьми. Б. Кассирер отмечает, что присутствие Бога в любой деятельности, в частности апелляция к богам, возникает свидетельством выхода за пределы чисто практической ценности результатов в сторону осознания их духовной значимости [9, с. 210]. Такую роль выполняют уже мифологические образы, поскольку они дистанцируют "Я" человека и предметный мир. Разграничение их становится возможным благодаря "посреднику" - богу. Основанием для индивидуализации образов героев возникла необходимость закрепить полученные сообществами знания и умения, сконцентрировав их в образах, олицетворяющих общую силу, умения и знания. Героев считают основателями государств и городов, основателями законов и государственного порядка, посредниками между богами и людьми. Названные качества и функции героев хранятся в дальнейшем в народном творчестве (героический эпос, волшебные сказки, песни, былины). Из этих источников они переходят в профессиональное искусство.

    Первобытные корни героического эпоса всех народов связаны с мифологией, рассказывающий о деяниях культурных героев. Это, например, древневавилонской сказанное о Гильгамеше, древнеиндийские - о Рамаяну, еврейские - о героях эпического Пятикнижия, греческий эпос Илиады и Одиссеи, германская Эдда, ирландские саги, сказания кавказских горцев и тюркско-монгольских кочевников, былинный эпос восточных славян .

    С эпохи неолита оформляется два типа застройки, отражает разграничение двух типов опыта: одна - для нужд тела (жилье), вторая - для духовных потребностей (культовая). Распространяется каменная храмовая архитектура нескольких видов: надземные склепы (дольмены), вертикально поставленные каменные столбы (менгиры), круги из каменных плит (кромлехи). Символический характер искусства эпохи неолита свидетельствует об осложнении содержания духовного опыта, закрепленного в художественных образах. Они концентрируют в себе общественный опыт, спрессованный до символа. Символ требует умения читать его, чтобы принадлежать к носителям опыта сообщества. "Своего" отличают от чужака не только по признаку кровного родства, но и по признаку включенности к определенному содержанию и типа опыта. Сохранение духовных достижений рода (народа), как показывает многовековая устная культурная традиция, - проявление реального участия каждого члена сообщества в создании жизни общественности. Оживлять в песнях, сказаниях, в ритуальных, обрядовых действиях образы предков и их дела - значит творить отношения.

    Исследователи отмечают, что для ранних культур миф и искусство - универсальный канал связи между индивидом и обществом, между поколениями внутри этнической группы и этническими группами [8, с. 515]. Символика орнамента, геометрические фигуры служат своеобразным напоминанием о ходе событий мифа или эпического сказа, что сохраняется в памяти рассказчика. Ритмические узоры и в этом случае является канвой, что помогает воссоздать сюжет. Вероятно, что именно отсюда происходит выражение "узелок на память". Символы и знаки (круги, треугольники и т.п.) - бывшие мифы информационного характера хранятся в народной культуре в виде орнамента на одежде, прикладных вещах, орудиях труда и тому подобное. То есть, художественность пронизывает собой духовный опыт, а его качественная определенность выступает как эстетическая характеристика предметности. Художественно-эстетический опыт, сжатый в язык символов и знаков, как подтверждает сказанное, внедрен в духовном мире этносов.

    В эпоху бронзы (III тыс. До н. Э.) - Время создания классовых обществ и рабовладельческих отношений - формируются общие тенденции художественного развития. В этот период выделяются в особую форму деятельности отдельные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка. Однако в содержательном плане они сохраняют тенденции предыдущих эпох. Так, в скульптурных и живописных произведениях, в зависимости от их назначения, или сохраняется документальность изображений или царит условность. Скажем, в древнеегипетском искусстве изображения, связанные с заупокойным культом, сохраняют большую точность. Символические изображения воспроизводят и закрепляют в-ценное в духовном опыте, что содержится в памяти сообществ как основание и условие их единения в целостность. Напомним, что в первом случае утверждается явление в его непосредственности в объекте (миметичнисть изображений) во втором - изображение призвано служить напоминанием о ценностное содержание явления (творить "память чувств»). Оба названные типы изображений сохраняются на протяжении всей истории искусства.

    Таким образом, анализ истории развития искусства свидетельствует, что уже на начальных его этапах искусство формируется как универсальное средство создания и сохранения целостности духовного опыта человеческих сообществ в невидчужености качеств предмета и их переживания, закрепленного в смысле его образа. По мере индивидуализации переживания бытия предметов (реальных или созданных воображением) и средств их воплощения в художественном языке искусство выделяется в специфический вид духовного опыта. Образная его речь позволяет предоставить идеальным духовным феноменам целостности бытия: внутренней жизненности, что обусловлено присущими им качествами. Это символическая реальность, которая одновременно является действительной, ведь образована чувствами, фантазией, воображением, памятью, мышлением и практическим опытом человека. Основное ее назначение, учитывая сказанное, - питать духовный мир человека, образуя его целостность и обусловленную целостной жизненностью идеальных предметов неравнодушия гармоничную уравновешенность духа.

    В созданном символическом мире человек повсюду познает собственный образ, а следовательно, пространство предстает не отчужденным, а полным человеческого содержания. Это символы ее мечтаний, надежд, понимание ценностей. В характере изображений отсвечивает уровень его творческих взаимодействий с миром. Причем, если в мифологии они имеют преимущественно вербальный (поименування) и ритуальный (обряды почитания) характер, то в искусстве дух объективирует себя в материи формирования как же-оценочный.
    3. Право как ценность культуры

    Наряду с нравами, право является одним из древнейших феноменов, сопровождающих жизнь человеческого общества. На протяжении всей истории человеческого общества право выступает в качестве универсального средства межличностного общения (коммуникации), обеспечивающего необходимые условия для социального бытия.

    Право является социальной предпосылкой существования личности, лица. В социальном смысле лицом (субъектом) может быть только такой деятель, который имеет права и обязанности, т. е. находится в пространстве правовой коммуникации.

    Но если право может существовать при определенных социальных предпосылках без государства и вне государства, то государство существовать вне права не может. Политическая коммуникация всегда опосредуется коммуникацией правовой. При этом следует иметь в виду, что право в разных государствах не только проявляется в разных формах, но и имеет разное содержание. Как правило, оно соответствует уровню развития общества, отражает глубинные процессы, происходящие в нем, является частью его культуры. В праве могут быть и элементы случайные, неорганичные, которые хотя и рассматриваются подчас как элементы правовой культуры, однако не «укоренены» в системе ее ценностей. Несмотря на многообразие своих проявлений, право, рассмотренное как целостность, всегда имеет значение социокультурной ценности. Иными словами, на социальном уровне оно воспринимается как форма добра, как необходимое, естественное, значимое условие жизни общества.

    Право является культурной ценностью, но, как было отмечено выше, в разных обществах право занимает различное место в иерархии социальных ценностей. В одних обществах право представляет собой высшую социальную ценность, подчиняя себе все остальные ценности, в том числе моральные и религиозные, в других — оттесняется на второй план и играет роль вспомогательную. Каковы же реальные возможности права в социальной жизни? Является право целью общества или лишь средством для достижения иных целей? Вопрос предполагает возможность разных ответов, зависящих от социокультурных особенностей ценностного восприятия права.

    В правовых учениях, сформировавшихся в западной, индивидуалистической, правовой культуре и соответственно отражающих характерные для нее особенности социокультурного восприятия права, право интерпретируется как главная цель общественного развития и вместе с тем как главное средство ее достижения. С этих позиций утверждается, что для того, чтобы достичь социального совершенства, необходимо иметь совершенные, т. е. правовые, законы, воплощающие приоритет прав и свобод человека. Имея совершенные законы, можно достичь идеала правового государства, а следовательно, создать совершенное общество. Отношения, построенные на «естественно-правовых» и договорно-правовых началах, рассматриваются как приоритетные в жизни любого социума. Частное право, частный интерес движет индивидуума по жизни.

    В правовых учениях восточной, коллективистской или традиционной, правовой культуры право часто рассматривается лишь как один из способов, при помощи которого можно решать ограниченные социальные задачи. Выше права находятся мораль и религия, которые сплачивают народ в единый духовный организм. Право в данном контексте часто интерпретируется как узаконенный эгоизм, как то, что по своей сути разграничивает, разделяет интересы субъектов. Отсюда делается вывод о необходимости стремиться не к праву, а к тому, что людей объединяет, — к социальному служению во имя общего блага, т. е. к жизни по совести, а не по закону только. Не правовой, а религиозно-нравственный образ жизни является в этом случае социальным идеалом. Подобный социальный идеал, как свидетельствует история, оказывается подчас сопряженным с пренебрежением к правам отдельной человеческой личности, к ее духовной самобытности и в своей односторонности столь же ложен, как и вариант индивидуалистический.

    Традиционалистское восприятие ценности права исторически более соответствует российскому общественному правосознанию. Но присущий ему определенный правовой пессимизм должен быть преодолен. Человек, живущий социально, живет жизнью права. Поэтому пока на земле будет существовать социум, будет существовать и право. Право является такой же законной сферой духа, как религия и мораль. Будучи частью социального универсума, право играет в нем важную, но вспомогательную роль. Право ценно не само по себе, а в связи с теми коммуникативными целями, которых с его помощью можно достичь. Как и любое человеческое произведение (результат экстернализации и институционализации социальных отношений), право может «работать» на различные ценностные ориентации, выбор которых полностью никогда не предопределен. Поэтому, хотя право всегда связано с объективацией и в этом смысле с отчужденностью от человека, в нем всегда присутствует и момент субъективный, творческий, так как в праве также реализуется человеческая свобода. Несмотря на то что коммуникативные возможности права действительно ограничены, без нормального права и здорового правосознания не может сложиться и здоровое общество, здоровое государство. Данное положение явилось итогом многовекового развития русской правовой мысли и нашло свое выражение в блестящих трудах русских правоведов, которым мы обязаны такому уникальному явлению, как правовой «ренессанс» в России начала XX в. Отечественные мыслители в лице В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, Б. П. Вышеславцева и других пришли к важному выводу о том, что, хотя право в его отдельных исторических проявлениях и может служить разным целям, в том числе целям эгоистическим (индивидуальным или классовым), его подлинное, нравственно-коммуникативное предназначение заключается в том, чтобы быть одной из важнейших социальных предпосылок на пути к духовно зрелому обществу.

    Но независимо от особенностей социокультурного понимания права в каждом конкретном обществе остается проблема научного изучения ценностной стороны права, т. е. такого изучения, которое может привести к общему знанию о ценностной составляющей этого феномена.
    4. Социальная культура — это тип культуры, призванный обеспечить взаимопонимание и взаимодействие людей в коллективе, которые направлены на выживание этого социума и на его развитие.

    Именно по разнице этих целей (целеустановок) социальная культура отличается от этнического типа культуры, поскольку этнический тип культуры также призван обеспечивать коллективную жизнедеятельность общества, но на аксиологической основе, т.е. ценностях, нравах, морали, обычаях, традициях и ритуалах.

    Понятие, инструменты, задачи социальной культуры 

    К инструментарию социальной культуры относят:

    • Профессиональные умения и знания

    • Опыт конкретных работ в конкретных областях

    • Единую профессиональную терминологию

    • Уровень сходства или единообразия технологий и образования

    • Чувство и понятие единой социальной (классовой, сословной) солидарности.

    Социальную культуру возможно представить в виде исторических типов соответствующих культур по всем стадиям ее развития.

    • Первобытный этап: все участники обладают практически одинаковыми профессиональными знаниями и навыками, типы и виды технологий чрезвычайно ограничены. Социальная культура решает одну задачу – простая организация процесса деятельности.

    • Этап первичного разделения труда и образования племенных общностей: баланс различных специальностей и профилей деятельности в едином процессе жизнеобеспечения и внутреннего объединения племени в борьбе с соседями.

    • Этап аграрных цивилизаций: социальная культура должна была решать задачи понуждения к труду сословия трудящихся для обеспечения сословий воинов и молящихся, а также обеспечения единства  солидарности всех участников в рамках всех сословий.

    • Этап индустриального развития и трансформации сословного общества в классовое (т.е. объединение людей не единством социальных функций, а местом, занимаемым в процессе производства и степенью участия и долей владения средствами производства):  социальная культура должна была обеспечивать классовый компромисс и взаимную зависимость различных классов от работы друг друга.

    На этапе постиндустриального развития (т.е. в период, когда основной продукт производства  — это знания, а не вещи и предметы) классы в социуме распадаются на более мелкие социальные образования – страты, а производство  организуется по формам международной кооперации, в задачи социальной культуры входит:

    • Согласование работ в разных отраслях и в деятельности отдельных носителей знаний

    • Проблематика миграций и перенаселения

    • Вопросы экокризисов


    5. Технологическая культура: сущность и содержание

    Понятие "культура" многозначно. Попытки его определения показывают, что его содержание зависит от исследовательской позиции автора. В одном исследователи единогласны, что культура возникла вместе с появлением на Земле человека и развивалась по мере овладения им силами природы, совершенствования общества и его самого.

    Изменяя естественный природный мир, приспосабливая его к своим нуждам и потребностям, человек создает культурную среду, в которую входят техника, жилища, средства общения, связи, сообщения, предметы быта, произведения искусства и т. д. Культура определяет уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, а также уровень достижений в материальной, социальной и духовной сферах деятельности.

    Одной из сторон общей культуры является технологическая культура. Ее сущность и содержание связаны с понятием "технология". Технологическая культура - это результат современных научно-технических и социально-экономических достижений.

    Развитие понятия "технологическая культура" связано с потребностью влияния на негативные последствия для человека и окружающей его среды непродуманного, а иногда варварского применения технических средств, новых методов и технологий для достижения определенных целей. Так, интенсивное применение человеком новейших технических систем привело к истощению ресурсов природы и нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. Не изучено пока и влияние современных технологических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и др.) на еще не известные людям силы природы.

    Таким образом, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.

    В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и труда - от промышленности и сельского хозяйства до социальной сферы: медицины, педагогики, досуга и управления.

    Технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном плане.

    В социальном плане это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном производстве, социальной и духовной жизни.

    В личностном плане технологическая культура определяет уровень овладения человеком современными способами познания и совершенствования себя и окружающего мира. Поэтому технологическая культура является фундаментальным компонентом общей культуры, а также основой и условием развития современного общества и производства.

    Технологическую культуру в системе социальной работы необходимо рассматривать на трех уровнях: социальной сферы, специалиста социальной работы и клиента.

    Технологическая культура социальной сферы определяется характером технологического обеспечения решения социальных проблем его членов.

    Технологическая культура специалиста социальной работы определяется уровнем его овладения исследованными и проверенными на практике способами, методами, методиками и средствами, качественного и эффективного решения или содействия решению проблем клиента или группы.

    Технологическая культура клиента определяется степенью владения технологическими средствами общества в решении социальных проблем.

    Технологическая культура социальной работы - часть общей технологической культуры социальной сферы - составной части технологической культуры общества.

    Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано прежде всего с профессиональным образованием и формирование технологической компетентности, включающей приобщение ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности.

    Это ориентировка на социального специалиста знающего, умеющего и владеющего достижениями научно-технического прогресса в интересах себя, клиента и общества в целом.

    С одной стороны, этот поворот означает "учиться у будущего", уметь применить знание для разработки и применения новых технологий, владеть необходимыми умениями, навыками в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, рассматривая клиентов с точки зрения человеческой личности; с другой - используя содержательную ценность полученных знаний, проявлять гуманную заботу о всестороннем развитии клиента, ориентируя его на самостоятельное социальное функционирование, для того чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе.

    Все, что происходит с человеком, его окружением, - технологично или осуществляется с помощью технологии. В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному результату деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. В системе социальной работы решение многих проблем не алгоритмизировано. Поэтому если технология не создана, то при решении проблем клиентов господствует индивидуальное мастерство.

    Технологическая культура социального работника определяется как преобразующая творческая деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия.

    Технологическая культура социального работника включает в себя следующие компоненты, которые проявляются в деятельности и поведении. Это культура труда; культура человеческих отношений; культура учреждения, его эстетика и состояние; информационная культура; предпринимательская культура; экологическая культура; потребительская культура; проектная культура.

    Особенности технологической культуры социального работника.

    Технологическая культура помогает концентрироваться на том, что и как надо сделать. "Ценностное измерение" присутствует в виде оценки параметров деятельности социального работника. Технологические ценности - это удовлетворенность клиентов, точность, полнота, экономичность, своевременность и т. п. Это также инструментальные ценности, которые выступают в качестве средств достижения фундаментальных ценностей, заданных духовной и социальной культурой - обеспечение безопасности общества, ценности человека в обществе и т. д.

    Технологическая культура социального работника утилитарна. Она не может выступать как нечто противоположное культуре духовной. Если специалист допускает "перекос" в пользу технологической культуры, то это грозит забвением духовных ценностей, ведет к формированию потребительских настроений.

    По отношению к духовной и социальной культуре технологическая культура социального работника играет подчиненную, служебную роль. Методы и средства работы с клиентом, внедряемые инновации и новшества должны оцениваться и контролироваться с общечеловеческих ценностных позиций, гуманизма.

    Технологическая культура социального специалиста является непременным условием его профессиональной деятельности. В какой бы сфере или категорией клиентов он ни работал, должен владеть технологией своего дела.

    Технологическая культура социальной сферы - это часть культуры современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к человеку, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании его среды обитания, удовлетворения различных потребностей. Стандартизация является составной частью технологической культуры социальной работы.

    С позиции современных понятий технологическая культура социального работника включает:

    • - творческий подход ко всему, что его окружает;

    • - творческое самовыражение.

    Понятие "технологическая культура специалиста социальной работы" олицетворяет новый слой профессионалов, владеющих высоким уровнем научных знаний и профессиональных умений в осуществлении технологического процесса.

    Важнейшей целью системы технологического образования в формировании технологической культуры специалистов социальной работы является воспитание потребности в овладении системой научных знаний.

    На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к внедрению в практику эффективных инструментов воздействия на социальные процессы ресурсоразвития, ресурсорасходования и ресурсосбережения, совершенствование социума и его социальную защиту.

    Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, становится ведущим фактором развития, технологической культуры специалистов социальной сферы.

    Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. овладеть алгоритмом преобразовательной деятельности.

    Формирование технологической культуры студентов вузов определено в требованиях нового государственного стандарта.

    Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

    • o социально-технологическими:

      • - быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

      • - быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико- социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

      • - быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

      • - быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

      • - быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

      • - быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6);

      • - быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);

      • - быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ПК-8);

      • - быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно- ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения (ПК-9);

      • - быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);

      • - быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11);

      • - быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

    • o исследовательскими:

    • - быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

    • - владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

    • - быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

    • - быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);

    • - быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17).

    Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано и с этической проблемой его ответственности за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности.

    Технологическая культура социальной сферы - это еще и этика, это новая философия, философия нового видения человека в обществе и способов и средств решения его социальных проблем.

    В настоящее время технологический этап развития социальной сферы призван установить приоритет способа над результатом деятельности. Поэтому специалистам необходимо комплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов.

    Основной же целью деятельности специалистов становится то, чтобы технологические возможности повышали качество обслуживания человека, т. е. изменение социальной, экономической и культурной жизни общества осуществлялось таким образом, чтобы оно стимулировало развитие человека.


    написать администратору сайта