Информация. Е. А. Ере м ин Компьютерная графика и анимация Практические работы Ввод и кадрирование изображений в этой работе мы научимся менять размеры изображения и разрешение
Скачать 5.74 Mb.
|
И нформатика, 11 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин Практические работы |
| | |
1 | 2 | 3 |
Нам нужно заменить только небо (белые пиксели), а на нашей маске белыми оказались и другие пиксели, расположенные на скале и на стволе дерева. Включите инструмент Кисть и черным цветом аккуратно закрасьте все лишние светлые места, как на рис. 2.
Белый цвет в маске обозначает полную непрозрачность (изображение остается), а чёрный – полную прозрачность. Нам нужно сделать прозрачной как раз область неба, поэтому необходимо выполнить инверсию изображения (заменить чёрный цвет на белый и наоборот, как на рис. 3; меню Цвет – Инвертирование).
Теперь превратим черно-белый слой в маску слоя Сосна. Прежде всего, добавьте маску к этому слою (ПКМ – Добавить маску слоя), залив ее белым цветом.
П ерейдите на слой-копию, выделите все пиксели (Ctrl+A) и скопируйте весь слой в буфер обмена (Правка – Копировать).
Выделите маску слоя Сосна (щелкните именно по уменьшенному изображению маски).
Вставьте изображение из буфера обмена (Ctrl+V), при этом в списке слоев появляется плавающее выделение (см. рисунок справа). Щелкните по кнопке , чтобы прикрепить вставленное изображение к маске слоя.
Отключите видимость слоя-копии. Теперь вы должны увидеть вместо неба клетчатый фон.
Теперь загрузим новый фон и расположим его под слоем Сосна. Откройте файл rainbow.jpg с помощью команды Файл – Открыть как слои. Перетащите новый слой под слой Сосна. Сохраните результат в файле pine-tree.xcf.
Каналы
Модель RGB
В этой работе мы научимся разбирать рисунок на отдельные каналы, редактировать каналы и собирать изображение из каналов. Заодно освоим новые способы построения черно-белого изображения из цветного.
Создайте новый рисунок размером 100 на 270 пикселей, заполните его черным цветом.
Выберите инструмент Эллипс, включите сглаживание и отключите растушевку краев. Нарисуйте три цветных круга (красный, желтый и зеленый) так, чтобы получился светофор, у которого все лампочки горят.
Перейдите в окно Каналы и отключите красный канал. Объясните то, что вы увидели.
Теперь включите красный канал и отключите зелёный. Затем включите зеленый и отключите синий канал. Объясните результаты.
Откройте файл flower.jpg. Посмотрите, как меняется изображение, если отключать поочередно красный, зеленый и синий каналы. Какой канал почти не влияет на результат? Какой оказывает наиболее сильное влияние?
Постройте новый файл, в котором каждый из каналов выделен в отдельный слой с помощью меню Цвет – Составляющие – Разобрать (модель RGB). В полученном изображении каждый канал представляет собой отдельный черно-белый слой.
Удалите слои «красный» и «синий». Создайте две копии оставшегося слоя, назовите их «красный» и «синий». Расположите слой «красный» над «зеленым», а «синий» – в самом низу.
Постройте новое изображение из этих цветовых каналов (Цвет – Составляющие – Cобрать). Объясните, почему оно стало чёрно-белым?
Сохраните результат в файле flower-gray.jpg и закройте файл.
Вернитесь к исходной фотографии flower.jpg, откройте окно Цвет – Составляющие – микшер каналов, отметьте флажок Монохромный. Передвигая движки, которые задают влияние каждого из каналов, постройте черно-белое изображение, которой вам больше нравится. Сохраните результат под именем flower-gray2.jpg и сравните его с файлом flower-gray.jpg.
Модель CMYK
Теперь познакомимся с цветовыми каналами модели CMYK (Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – жёлтый, blacK или Key color – ключевой цвет = чёрный). Эта модель применяется при печати цветных изображений. Поэтому многие профессионалы корректируют фотографии, предназначенные для печати, только в CMYK.
К сожалению, пока GIMP не может напрямую работать с изображениями, закодированными с помощью модели CMYK. Однако можно «разобрать» рисунок на отдельные каналы, затем скорректировать нужные каналы и снова собрать изображение.
Откройте файл sunrise.jpg.
Видно, что в этой фотографии очень много пурпурного (фиолетового) цвета. Уменьшить его влияние удобнее всего с помощью M-канала цветовой модели CMYK.
Постройте новый файл, разделив изображение на каналы в цветовой модели CMYK(Цвет – Составляющие – Разобрать,модель CMYK).
В окне Каналы отключите видимость верхнего слоя «голубой_k», чтобы видеть слой «пурпурный_k» и изменения в нем.
В ыделите слой «пурпурный_k». Откройте окно с кривыми (Цвет – Кривые) и измените кривую примерно так, как показано на рисунке. Для этого нужно «схватить» мышкой середину кривой и сместить ее немного вниз. Таким образом, мы уменьшили влияние пурпурного цвета во всем тоновом диапазоне, но больше всего – в средних тонах.
Закройте окно Кривые. Теперь соберем изображение обратно, применив команду меню Цвет – Составляющие – Воссоединить. После этого исходное изображение будет «пересобрано» (в том окне, где открыт файл sunrise.jpg) из отдельных каналов модели CMYK.
Если пурпурного цвета все равно много, примените такую же процедуру еще раз. Сохраните результат с именем sunrise-ready.jpg.
Модель Lab
В этой работе мы узнаем, как можно повысить резкость изображения, используя цветовую модель Lab. Она задает физические характеристики цвета и не зависит от свойств устройства вывода.
Резкость увеличивается только в канале L (Lightness, светлота), тогда как остальные каналы (определяющие цветовой тон) не изменяются. Это позволяет избежать цветовых искажений на границах объектов, которые нередко появляются при повышении резкости сразу во всех каналах.
Откройте файл flower.jpg и сохраните его копию под именем flower-2.jpg.
Постройте новый файл, разделив изображение на каналы в цветовой модели Lab(Цвет – Составляющие – Разобрать,модель Lab).
Выделите в списке слоев слой L (это L-канал модели Lab) и примените к нему фильтр Улучшение – Повышение резкости.
Выберите пункт меню Цвет – Составляющие – Воссоединить, чтобы собрать изображение с измененным L-каналом в том же файле.
Альфа-канал
Альфа-канал задает прозрачность пикселей слоя. В этой работе вы узнаете, как сделать изображение с прозрачными и полупрозрачными областями. Это может потребоваться, например, при создании картинки, которая может размещаться на фонах разного цвета (фон должен просвечивать через прозрачные области).
Откройте файл gimp-logo.jpg.
Попробуем удалить белый фон. Включите инструмент Волшебная палочка и щелкните мышью на белом фоне для того, чтобы выделить его.
Теперь нажмите клавишу Delete (удалить), и убедитесь, что выделенная область была залита фоновым цветом (белым, если вы его не меняли).
Дело в том, что нижний слой считается фоновым, то есть полностью непрозрачным. Для того, чтобы работать с прозрачными областями, нужно добавить к изображению альфа-канал, который «отвечает» за прозрачность.
Перейдите к списку каналов и убедитесь, что сейчас изображение строится из трех каналов: красного, зелёного и синего.
В окне Слои нажмите правую кнопку мыши на единственном слое и выберите команду Добавить альфа-канал. Посмотрите список каналов – в нем должен появиться канал Альфа, который залит белым цветом (это значит, что все пиксели полностью непрозрачные).
Теперь еще раз удалите выделенную область, нажав клавишу Delete. Теперь вокруг логотипа должен появиться клетчатый фон, обозначающий прозрачность. В альфа-канале эти области закрашены черным цветом.
Чтобы избавиться от белого контура по краям рисунка, увеличьте выделенную область на 1 пиксель (Выделение – Увеличить) и еще раз удалите ее.
П ереименуйте существующий слой в Логотип. Создайте новый прозрачный слой, дайте ему имя Тень и разместите его под слоем Логотип.
Включите инструмент Эллипс и установите радиус растушевки 40-50 пикселей. На слое Тень выделите область тени и залейте ее черным цветом. Посмотрите, как изменился альфа-канал.
Установите для слоя Тень непрозрачность около 30% и снова посмотрите на изменения в альфа-канале.
Самостоятельно нарисуйте тень от кисточки.
Для сохранения изображений с прозрачными и полупрозрачными областями удобно использовать формат PNG, который умеют показывать все современные браузеры. Сохраните результат под именем gimp-logo.png (настройки можно не менять).
Иллюстрации для веб-сайтов
В этой работе мы научимся сохранять изображения, предназначенные для размещения на веб-сайтах. Главная задача – добиться минимального размера и сохранить приемлемое качество.
Откройте файл travel.xcf.
Установите масштаб 200% (Вид – Масштаб – 2:1 (200%)). Передвиньте рисунок так, чтобы видеть границу между горами и небом, в этом месте будут особенно ясно видны искажения при сжатии в формате JPEG.
В ыберите пункт меню Файл – Сохранить копию, в появившемся окне введите имя файла travel.jpg.
В окне Сохранить как JPEG отметьте флажок Просмотр в окне изображения. Сдвигая движок Качество, наблюдайте (в этом же окне), как изменяется размер файла, а в основном окне с фотографией – внешний вид получившегося изображения. Смотрите, как при снижении качества (т.е. при увеличении степени сжатия) появляются искажения: квадраты 8 на 8 пикселей и лишние темные точки на границе светлых и темных областей.
Выберите минимальное качество, которое вы считаете допустимым, и сохраните файл travel.jpg.
Какой уровень качества вы считаете допустимым?
Ответ:
Попробуем сохранить фотографию в формате GIF (с палитрой). Выберите пункт меню Файл – Сохранить копию, в появившемся окне введите имя файла travel.gif. Сохраните файл, не меняя никаких настроек.
Откройте файл travel.gif, увеличьте изображение и посмотрите, устраивает ли вас его качество. Сделайте выводы. Закройте файл.
Ответ:
Сохраните копию файла в формате PNG (для этого нужно ввести имя travel.png). Он использует сжатие без потерь, поэтому качество не ухудшится. Сравните размеры файлов travel.jpg и travel.png.
Ответ:
По результатам этого эксперимента сделайте выводы о том, в каком формате лучше всего готовить фотографии для веб-сайта.
Ответ:
GIF-анимация
П ростая анимация (замена)
В этой работе мы научимся строить простые анимированные файлы. Каждый кадр анимации – это отдельный слой.
Выберите команду Файл – Открыть как слои из верхнего меню и выберите файлы pause.png, letter-m.png, letter-i.png, и letter-r.png.
Переставьте слои так, чтобы слой с буквой М стояли в самом низу, далее – слой с буквой И, затем – слой с буквой Р, и в самом верху – слой «пауза». Сохраните получившийся файл с 4 слоями под именем message.xcf (Файл – Сохранить как).
Откройте окно фильтра Анимация – Воспроизведение и запустите анимацию, щелкнув по кнопке Воспроизвести. Вы увидите, что анимация выполняется очень быстро (кадры по умолчанию сменяются через 0,1 с).
Чтобы увеличить интервал до 1 с, измените названия всех слоев, добавив в конец названий текст «(1000ms)» (без пробела, латинские буквы «m» и «s»). Проверьте, как это влияет на скорость анимации.
Используя копирование слоев, добейтесь того, чтобы сигнальщик передавал сообщение:
МИР <пауза> РИМ <пауза>
причем каждая пауза должно длиться 2 с.
Сохраните результат под именем message.gif, выбрав вариант Сохранить как анимацию. В окне параметров выберите в списке Расположение кадров режим Один кадр на слой (замена).
А нимация с объединением слоев
Второй вид анимации использует наложение слоев друг на друга (объединение).
Откройте файл house.psd (это файл со слоями, сделанный в редакторе AdobePhotoshop).
Расставьте слои в таком порядке, в котором обычно происходит строительство дома (снизу вверх).
Постройте анимацию, в которой смена кадров происходит через 1 с.
Сохраните анимацию в формате GIF, указав, что используется режим Наложение слоев.
Контуры
Знакомство с контурами
В этой работе мы построим стилизованный логотип фирмы Apple. Для этого применим контуры – векторные объекты, которые позволяют выделить область сложной формы.
Откройте файл apple.jpg из папки 71. Это логотип Apple, который мы будем использовать как шаблон. К сожалению, это изображение имеет слишком низкое разрешение. Мы построим новый, более качественный рисунок.
Увеличьте размер изображения так, чтобы его ширина была равна 400. Сохраните новый файл под именем apple.xcf.
Включите инструмент Лассо и выделите (неточно) листик яблока четырьмя щелчками мыши (рис. 1).
| | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Чтобы добавить новое выделение к существующему, при нажатой клавише Shift выделите яблоко по опорным точкам (рис. 2).
О ткройте окно Контуры (меню Окна – Прикрепляющиеся диалоги – Контуры). Щелкнув по кнопке в нижней части этого окна, превратите выделение в контур. Затем отмените выделение (Выделение – Снять или Shift+Ctrl+A) и сделайте контур видимым, щелкнув в левой части напротив имени контура (там появится значок ).
Включите инструмент Контуры и выделите контур, щелкнув по нему мышкой в основном окне. Узлы контура должны быть обозначены кружками.
Удалите лишние узлы, оставив только те, которые показаны на рис. 3. Для этого нужно щелкать по ним, удерживая клавиши Shiftи Ctrl.
Перемещая мышкой узлы контура и сегменты (отрезки между узлами), подгоняйте форму контура к форме яблока. Окончательно подправьте контур с помощью «рукояток», задающих кривизну линии у каждого узла (рис. 4).
Отключите видимость контура. Перейдите в окно Слои, выделите всё (Ctrl+A) и удалите содержимое слоя.
В окне Контуры выделите сохраненный контур и превратите его в выделение, щелкнув по кнопке в нижней части окна.
Включите инструмент Градиент, в области настроек инструмента выберите из готовых шаблонов любой градиент, который вам понравится, и залейте выделенную область.
Установите основным цветом цвет, которым вы хотите обвести контур, и выполните обводку (Правка – Обвести выделенное).
Примените к выделенной области фильтр Свет и тень – Отбрасываемая тень. Сохраните результат.
К онтуры помогают рисовать куб
В этой работе мы построим изображение кубика. Для того, чтобы все грани идеально стыковались между собой, мы построим три контура, которые будут получены из одного.
Создайте новый рисунок размером 300 на 300 пикселей.
Включите инструмент Контуры и включите на панели свойств инструмента флажок Многоугольник. Постройте новый контур, ограничивающий верхнюю грань (рис. 1) и назовите его Верх.
| | | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Скопируйте этот контур (кнопка в нижней части окна Контуры) и назовите контур-копию Леваягрань.
Переместите верхний узел вниз, в точку, где будет нижняя вершина куба. Добавьте на боковые стороны по одному новому узлу (рис. 2) – для этого щелкните на них при нажатой клавише Ctrl.
Переместите новые узлы в точки, где будут располагаться нижние боковые вершины (рис. 3).
Скопируйте контур Левая грань и назовите копию Правая грань.
Выделите в окне Контуры контур Левая грань и удалите два правых узла, щелкнув на них при нажатых клавишах Shift+Ctrl (рис. 4).
В ыделите в окне Контуры контур Правая грань и таким же способом удалите два левых узла.
Залейте фоновый слой градиентом DeepSea.
Создайте новый слой Кубик. Используя контуры для выделения областей (как в предыдущей работе), залейте грани куба градиентами примерно так, как показано на рисунке.
Сохраните результат.
http://kpolyakov.spb.ru