Главная страница

Том 1. Восток в древности. Э. Л. Эрман Художественный редактор


Скачать 6.64 Mb.
НазваниеЭ. Л. Эрман Художественный редактор
АнкорТом 1. Восток в древности.pdf
Дата28.01.2017
Размер6.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТом 1. Восток в древности.pdf
ТипДокументы
#563
страница18 из 59
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   59
200
блага общества (домашние животные, бронзовая утварь и оружие, колесницы с лошадьми, раковины каури, золото и нефрит, продукты земледелия, охотничья добыча и военнопленные, однако они былине только ритуально значимы, считались жизненно важными, но и, видимо, должны были как-то сдерживать имущественное расслоение и обогащение отдельных шанских родов и знатных семей.
Ван выступал организатором производства. Он, в частности, возглавлял крупные земледельческие работы в правительском хозяйстве участие в них братского коллектива (чжунжэнь)
общинников считалось неповинностью, а общественно полезным трудом, частью ритуально- магического обряда, обеспечивавшего плодородие почвы на всех полях страны. Запасы продовольствия, которыми ван располагал, все еще, видимо, представлялись важным страховым, обменным, семенными жертвенным фондом шанской общины. Из негоже, очевидно, обеспечивался и управленческий персонал. Помимо общинников в ванском хозяйстве использовались и подневольные работники из военнопленных. Надписи свидетельствуют об использовании этого контингента в земледелии и скотоводстве. Работы на полях вана производились повелению оракула ив назначаемые оракулом сроки под наблюдением вана или лично подвластных ему доверенных лиц и надзирателей — сяочэней, я и др. Сяочэни, по мнению ряда историков, являлись рабами — потомками пленных, отроками, рожденными в рабстве
или потомками рабов категории чэнь». Работы на полях вана выполнялись, по-видимому, казенными орудиями, о чем могут свидетельствовать находки под Аньяном складов нескольких тысяч каменных серпов и других земледельческих орудий рядом с храмом предков вана, где, вероятнее всего, и находились ванские храмовые поля.
Среди ученых ведутся споры о социальном значении терминов для групп людей, занимавшихся полевыми работами под главенством вана. Одни считают упоминавшихся выше чжунов рабами, другие — свободными. Возможно, однако, что знак чжун не был однозначен и мог использоваться не только как социальный термин, но и как обозначение всех мужчин возрастной группы производственников. Вместе стем, очевидно, чжуны имели отношение не только к хозяйству вана, а чэни, сяочэни, дочэни и другие категории чэней были рабочим персоналом только или главным образом хозяйства вана. Среди чэней, видимо, были лица разных статусов и подневольные работники типа рабов, и надзиратели (сяочэни), которые при известных обстоятельствах могли быть поставлены и над общинниками (чжунами) каких начальники например, на период выполнения ими полевых работ на дом вана), и личная стража вана (дочэни). Как подчиненные непосредственно вану и представителям шанской администрации, чэни, в отличие от чжунов, находились вне общинного сектора. К тому же чэни скорее всего были преимущественно нешанцы по происхождению. Есть данные, свидетельствующие о том, что их усыновляли, причем иногда целыми семьями. Наиболее вероятно, что чжуны представали в двояком качестве они принадлежали прежде всего к коллективу своей общины, но имели известное отношение и к хозяйству вана, те. выступали как непосредственные производители одновременно и на своем общинном поле, и на поле вана, однако едва ли будет правильно определять эти два вида работ чжунжэнь как соответственно необходимый труд и труд прибавочный. Надписи фиксируют случаи, когда пахота
Т.е. этот термин, возможно, был подобен шумерскому термину гуруш. — Примеч. ред.

201
производилась одновременно сотнями и тысячами людей. Три тысячи людей привлечь лик полевым работам — задается вопрос оракулу. Обработка земли осуществлялась несложными орудиями примитивной землеройной палкой, сажальным колом, двузубой мотыгой. Вошел в употребление так называемый способ оугэн или способ спаренной вспашки, получивший развитие в дальнейшей земледельческой культуре древнего Китая. При этом крюкообразная бороздовая палка (ее изображения встречаются в гадательных надписях) использовалась как пахотное тягловое орудие, приводимое в действие физической силой двух людей, один из которых толкал его перед собой, а другой волоком тянул егоза веревку, пятясь задом или впрягаясь в эту примитивную соху.
Ван предводительствовал на войне и на охоте. Важный вид войска, видимо дружину вана, представляли воины на боевых колесницах. Но основную силу шанского войска все еще составляла масса общинного населения. Обращает на себя внимание тот разительный факт, что во всех раскопанных под Аньяном могилах собственно шанцев (со специфическим трупоположением лицом вниз, как средних по размеру, таки совсем небольших (конечно, без человеческих сопогребений), оружие было обязательной принадлежностью сопроводительного инвентаря. Так сквозь призму археологических данных предстает перед нами вооруженный народ шанской общины.
Войны усиливали власть вана и других военачальников, в руках которых скапливались большие богатства. Выделились богатые и знатные роды, в которых внутри поколения, а затем по генеалогическому родству стали наследоваться высшие должности — прежде всего вана, определились роды, наследовавшие жреческие обязанности. Показательно, что помимо огромных мавзолеев в раннегородских поселениях шанского времени обнаружены сравнительно небольшие гробницы, где вместе с хозяином захоронено несколько людей, — это может служить свидетельством возникновения частного рабства.
Анализ надписей дает возможность предполагать, что власть вана была ограничена советом. Эпическая традиция, зафиксированная в древнейшем чжоуском памятнике «Шуцзине» (Книге исторических преданий) и позд-нечжоуском сочинении «Люйши чуньцю», сохранила воспоминание о шан-ском совете старейшин и народном собрании большие общественные здания, открытые археологами на территории города Шан», косвенно могут говорить за это. Утверждение выборных военных предводителей и глав совета старейшин (хоу ибо) нешанских общин и племен (фанов), находившихся в сфере гегемонии Шан, очевидно, совершалось с санкции вана.
Массовые жертвоприношения и захоронения пленных, конечно, указывают на то, что их труд не находил еще большого применения в хозяйстве. Однако есть данные об использовании пленных из племени цянов в охоте, скотоводстве и земледелии (на расчистке поля. Военнопленные, очевидно, спорадически все же использовались на сооружении огромных гробниц, ликвидации последствий наводнений, строительстве городов и на других работах, которые при крайней примитивности транспортных и технических средств требовали колоссальных усилий. Известно из надписей, что пленных не всегда сразу же приносили в жертву. В таких случаях их могли использовать на единовременных экстренных трудоемких работах. Если согласиться с трактовкой знака чэнь как рабов из военнопленных, то термин гунчэнь, обозначающий ремесленников, может свидетельствовать о применении труда рабов в каких-то отраслях ремесла. Цянов, как
202
искусных коневодов, шанцы использовали для ухода за лошадьми. Есть данные, намекающие на использование пленных на весенних земледельческих работах. Можно полагать, что они участвовали в коллективных обрядах плодородия и затем умерщвлялись в соответствии с ритуалом священного брака. Среди надписей есть, например, такая Ван повелел многим цянам совершить обряд плодородия на полях».
О характере шан-иньского общества ученые высказывают разные мнения считают его и протогосударством (на разных стадиях развития, и первичным государствообразованием типа города-государства, и зрелым государственным организмом с рабовладением как системообразующим фактором общественной структуры. Судя по последним данным, есть основания полагать, что на территории Китая в так называемую эпоху Шан-Инь складывались разрозненные очаги городской раннеклассовой цивилизации, принадлежавшие разным этносам, из которых шанский, обладавший собственной письменностью, оказался наиболее развитым. Ее, очевидно, могли заимствовать другие общества. Однако своей письменностью владел в это время не только Великий город Шан». Сравнительно недавно под Учэном в провинции Цзянси, в 200 км к югу от р. Янцзы, был обнаружен городской комплекс, представляющий собой независимый очаг древнейшей цивилизации, обладавший самостоятельным бронзолитейным производством и таким высоким показателем культуры, как изобретение протофарфора, — до этого открытия начало производства фарфора в Китае относили к рубежу христианской эры. Еще одной сенсацией раскопок в Учэне было обнаружение на керамике и каменных литейных формах 60 графических письменных знаков, отличных от иньского письма, говорящих о наличии в обнаруженном под
Учэном городе-государстве местной оригинальной письменности. Датируется учэнский памятник серединой II — самым началом I тысячелетия до х.э.
Однако о шан-иньской цивилизации мы знаем на сегодняшний день несравненно больше, чем обо всех остальных центрах раннегородской культуры на территории Китая II тысячелетия до х.э., безусловно стадиально с ней сопоставимых. Поэтому представление о ней помогает восстановить общую картину возникновения и первых шагов развития в древнем Китае классового общества и государства.
«Город Шан» возглавлял коалицию городских обществ. С них он время от времени взыскивал дань (форма международного принудительного обмена, а в случае неподчинения шел на них походом но бывало, что соседние города сами нападали на шанцев.
2. ПЕРИОД ЗАПАДНОГО ЧЖОУ
Союз городов Шан был окружен враждебными племенами, с которыми он вел постоянные войны. Агрессивность шанцев вызывала ответные действия племен. Затяжные войны сними ослабили шанцев и стали в конечном счете одной из причин их гибели. Согласно ортодоксальной письменной традиции, в конце XII в. до х.э. (1122 г. до х.э.) шанцы были покорены уже давно угрожавшими им с запада, вероятно родственными им В науке существует и другая точка зрения на эти знаки в них видят тамги, те. знаки собственности. — Примеч. ред.

203
чжоусцами, у которых интенсивно шел процесс государствообразова-ния — очевидно, не без воздействия со стороны иньской цивилизации.
Ранняя история чжоусцев, по традиции, связана с землями в бассейне р. Вэйхэ (приток Хуанхэ, хотя, по-видимому, чжоуские племена пришли сюда из более западных районов. Здесь они впервой половине II тысячелетия до х.э. занимались скотоводством и ранними формами земледелия. По некоторым данным можно полагать, что во второй половине II тысячелетия до х.э. чжоусцы были знакомы с литьем бронзы, а возможно, и с письменностью местного происхождения
Процесс формирования этнического состава чжоусцев был весьма сложным. Хотя впоследствии они влились в общекитайский этнос, некоторые полагают, что они первоначально относились по языку к тибето-бирманцам.
По-видимому, с середины II тысячелетия до х.э. имело место медленное просачивание чжоусцев на восток, в частности на территорию, подвластную шанцам.
Чжоусцы находились тов дружественных, то во враждебных отношениях с шанцами, от которых откупались данью людьми. Возглавив ан-тишанский военный союз, чжоусцы наголову разбили в знаменитой битве при Муе (в Хэнани) войска иньской коалиции и вскоре подчинили своей власти обширную территорию в бассейне верхнего и среднего течения Хуанхэ. Столицей завоевателей стал город Хао в нижнем течении р. Вэйхэ (в Шэньси).
Период с 1122 по 770 г. до х.э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. В отличие от войн Шан-Иньской эпохи, носивших характер вооруженных набегов, походы чжоусцев с самого начала имели целью захват новых территорий, перекачивание из них рабочей силы. Показательно обращение к войскам перед битвой в Муе чжоуского предводителя, ставшего затем первым запад-ночжоуским монархом под именем У-вана (Воинственного царя Вперед, бравые воины Не убивайте тех, кто сдастся, пусть потрудятся на наших западных полях («Шуцзин»). Пафос великодержавности звучит в строфах раннечжоуской оды из Книги песен («Шицзина»): Широко кругом простирается небо вдали, нонету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя После разгрома шан-иньского объединения чжоусцы отправили часть строптивых иньцев» на сооружение своей второй столицы г. Чэн-чжоу (около
Лояна, в Хэнани), где потом, видимо, использовали в качестве подневольных работников на городском строительстве ив царском хозяйстве. Тринадцать самых знатных иньских родов были порабощены и пожалованы ближайшим родичам У-вана.
Западное Чжоу по структуре представляло собой весьма рыхлое и этнически пестрое государственное образование, в котором местные владетели были обязаны данью и военной помощью верховному чжоуско-му правителю, но автономно управляли выделенными им областями. Территории, захваченные чжоусцами, либо отдавались в управление го) членам правящего чжоуского дома, либо оставлялись в подчинении прежних правителей, поставленных под надзор наблюдателей чжоуского вана. Титул ван был унаследован верховными царями
Чжоу от шанцев.
' Точная дата чжоуского завоевания не установлена. Ученые датируют это событие в диапазоне от 1137 дог. до х.э. Столь же условна и хронология дальнейших событий государства Западное Чжоу дог. до х.э.
204
Подвластных западному дому Чжоу местных владетелей (чжухоу) традиция исчисляет десятками и сотнями (есть даже версия Ван Чуна о 1973), 71 из их владений го) было закреплено за членами
Чжоуского царского рода. Участие каждого из хоу в завоевательных походах против шанцев документировалось специальной записью на отлитом в честь этого события ритуальном сосуде.
Чжухоу обладали собственным аппаратом власти, осуществляли административное управление подвластным населением, нона их владения распространялась ванская юрисдикция и уполномоченные вана следили за изъятием части их доходов (особенно зерна) в пользу казны. Судя по эпиграфическим данным, чжоуский ван нередко сменял чжухоу, очевидно рассматривая их как представителей царской административной власти. Для разбора их дели тяжб и применения к ним карательных мер назначалось специальное должностное лицо. Такое поручение также оформлялось надписью на бронзовом сосуде. Однако постепенно, с переходом владения по наследству, чжухоу превратились в фактических обладателей высшей территориальной власти на местах.
Земельные пожалования чжоуского вана небыли связаны с правом верховной собственности правителя на землю, но являлись реализацией им права государственного суверенитета на территории страны.
Вместе стем из собственно царского земельного фонда ван раздавал частным лицам, относившимся к управленческому аппарату, земли, считавшиеся принадлежностью их должностей. Акты о передаче им земельных угодий оформлялись как дарения. Это не означало, что пожалованная территория становилась их собственностью. Она не считалась выбывшей из царского (государственного, правительского) фонда. Передавались лишь права на доходы с этих земель, а при вступлении натрон нового правителя эти акты должны были возобновляться.
Должностные земли постепенно становились наследственными, нов любом случае их передача требовала формального утверждения ваном. Юридическим документом служили бронзовые сосуды с отлитым на них текстом жалованных грамот. Причем земельные дарения одному лицу могли быть территориально разбросанными
И с землей (одновременно, ноне совместно с ней, и без земли могли дариться царские люди. Надписи на бронзовых сосудах свидетельствуют о «пожалованиях» людей ваном и его супругой, как сотнями семей, таки поодиночке до тысячи и более человек одновременно. Эти подневольные люди, несомненно, использовались в производстве, так как дарственные перечисляют различные категории рабочего персонала. Так, в надписи на сосуде Даюйдин заявляется о пожаловании ваном 569 работников от конюхов до земледельцев. Все они являлись принадлежностью дома вана и не обладали собственными средствами производства. Однако далеко не все царские люди являлись рабами. В частности, в их числе могли быть и высокопоставленные должностные лица, но все они в глазах современников находились по отношению к вану в одинаково подчиненном положении, а потому не являлись людьми, распоряжавшимися собой по своей воле. Известны факты дарения рабов из осужденных. Двести босоногих семей в рыжих рубищах (символ позорного наказания упоминаются в дарственной на одном из сосудов. Этот вид государственного рабства появляется впервые, но сразу получает распространение. Однако основным источником рабства оставался захват военнопленных. Подневольными людьми из воен-
205
копленных распоряжался сам ван, распределяя их между участниками военных походов.
В пределах земель государственно-царского фонда (вне собственно общинных земель) получали распространение крупные комплексные царские хозяйства — полеводческие, скотоводческие, ремесленные, управлявшиеся особыми должностными лицами надзирателями земель, надзирателями ремесленников и др. Существовали и царско-храмовые хозяйства, где ван возглавлял культ
Хоуцзи
10
и совершал священный обряд проведения первой борозды. Хотя к работе в этих хозяйствах привлекалось и свободное общинное население в порядке несения повинности цзу в пользу храма, но постоянный контингент рабочей силы этих хозяйств составляли партии подневольного люда. Среди них были осужденные на рабство за преступления. Косвенно об этом могут говорить данные
«Шуцзина», отраженные в речи, приписываемой мифическому правителю Ци, но, по всей вероятности, относящиеся к раннечжоускому времени Кто выполнит мои приказы, будет вознагражден в храме предков, кто не выполнит, будет казнен у алтаря духа Земли, жени детей ваших я обращу в рабство Но особенно много было рабов из военнопленных. Их захватывали тысячами, учитывали с точностью до одного человека. Ужасом порабощения проникнуты раннечжоуские песни «Шицзина»: О весь народ наш Без вины в рабов он будет превращен. Военнопленными ведали ши воинские начальники, командиры. Вообще армия, как орудие насилия государства, выполняла еще и функцию принуждения к труду порабощенных военнопленных. Поэтому военные чины имели и особые производственные обязанности, связанные с организацией труда подневольных работников огромных царских хозяйств они же ведали и поставкой — военным захватом — этой рабочей силы. Ван имел собственное колесничное и вспомогательное пешее войско, которое снаряжалось и содержалось за счет комплексного царского хозяйства.
В это время климат в Северном Китае становится значительно холоднее и суше. Для расширения пашни вместо дренажных работ по осушке болот стало требоваться искусственное орошение. Сократилось значение скотоводства. Важным показателем развития производительных сил является усовершенствование впервой половине I тысячелетия до х.э. технологии бронзового литья. Вырубка и корчевка лесов и кустарников с целью поднятия новины стала менее трудоемким процессом благодаря более широкому применению в производственной сфере бронзовых орудий, прежде всего такого универсального инструмента, как кельт, служивший и топором и землеройным орудием. Если в эпоху
Шан-Инь бронза использовалась в основном внепроизводственной сфере (даже при присущей тому времени высокой технологии бронзового литья, то начиная с эпохи Западного Чжоу бронза начинает все шире применяться для изготовления орудий труда довольно широкого профиля, так что о действительно развитом бронзовом веке на территории Китая мы можем говорить именно применительно к эпохе Чжоу. Поселения городского типа распространились по
Общинно-племенной культ Хоуцзи (Владыки Просо, прародителя чжоусцев, стал превращаться с образованием
Западно-Чжоуского царства в общегосударственный этих крупных хозяйствах частноправовые функции западночжоуского вана, как собственника, выступали еще в неразрывной связи сего публично-правовыми функциями, как правителя государства, — черта, характерная для начальной стадии становления государственности ив других цивилизациях древнего Востока.
206
широкой зоне Восточного Китая — от северных степей до бассейна Янцзы. Они создавались вдоль реки обносились стенами из утрамбованной земли (традиционная техника древнекитайского крепостного строительства со времени неолита, защищавшими от набегов окружающих племени от наводнений. Периметр стен не превышал 1000 м, обычно в плане они представляли квадрат или прямоугольник, ориентированный по сторонам света, с воротами посреди каждой из четырех крепостных стен.
Судя по Книге песен, сохранялась территориальная большесемейная община, согласно
позднейшим данным — с коллективными органами самоуправления, земли которой разделялись на обрабатывавшиеся в пользу государства (гунтянь) и частные (сытянь), те, видимо, обрабатывавшиеся общинами в свою пользу. Термин сытянь здесь нельзя понимать как индивидуальные земли. Свободные члены территориальных общин составляли основную массу населения, обязанную натуральными поставками и физическим трудом в пользу государства. Собственно чжоуское население бой-сын (сто родов) находилось в привилегированном положении по сравнению с остальными свободными, обладая, в частности, правом на даровые раздачи продуктов питания, в частности регулярные выдачи свинины, и на сокращение повинностей и поставок. Длительному сохранению обычая внутриобщинных переделов земли в известной мере способствовало то, что постоянная ирригационная система, при которой эти переделы затруднены, не получила еще распространения в полеводстве. Община продолжала оставаться коллективным собственником земли, представляя общинно-частный сектор, существовавший параллельно с государственным. С бытованием в раннечжоуском Китае общинного землевладения и практикой земельных переделов связывают так называемую систему колодезных полей (цзинтянь), зафиксированную в трактате философа Мэнцзы (372— 289 гг. до х.э.). По идеальной схеме Мэнцзы, в каждой общине (нормативно состоящей из восьми семей) вся пахотная земля делилась на девять равновеликих квадратов (один — в центре, восемь — по краям их внутренние межевые границы как бы образовывали рельефный рисунок, сходный с иероглифом «цзин» (колодец. Внутренний квадрат этого комплекса обрабатывался общинниками сообща, восемь крайних — отдельно каждой из восьмерки семей. При несомненной заданное™ и утопичности схемы Мэнцзы в ней, по мнению ученых, нашли отражение пережитки представлений об общинной земельной собственности и равновеликости семейных наделов в общине, что могло быть достижимо только при периодическом переделе полей.
К концу периода, по-видимому, начинают появляться земельные хозяйства, не входящие в общины. Среди единичных сведений о сделках с землей — купчая, зафиксированная на сосуде рубежа X—IX вв., об обмене конной упряжки на 30 полей. Основную рабочую силу в таких хозяйствах могли составлять работники различных категорий и наименований, находившиеся в рабском положении или близком к нему и не во всех случаях полностью лишенные личностных прав, что было отражением ранней стадии развития рабовладения. О частном рабстве свидетельствуют раскопки могильников этого периода с сопутствующим захоронением нескольких рабов в каждом из них. Государство заботилось о возвращении Такс них, очевидно, не взимали повинность цзичжу — людьми, каури и шелком, каковой было обязано завоеванное чжоусцами население (в частности, хуай-и на востоке страны).
207
беглых рабов их хозяевам, обладая необходимым для этого аппаратом принуждения в виде войска вана. Такой случай отражен в надписи на сосуде Юйгуй начала IX в. Постепенно укреплялось право частной собственности на рабов. Уполномоченные вана разбирали посуду имущественные тяжбы между частными лицами, в том числе и по поводу рабов. Так, например, на сосуде Худин излагается как подведомственное юрисдикции вана дело об обмене-продаже пяти рабов на лошадь и моток шелка. Рабы становятся немаловажным объектом меновой торговли в условиях господства в запад-ночжоуском обществе домонетной формы обращения. Обычно раб оценивался в 20 мотков шелка. Учитывая ежемесячные выдачи шелком царским служащим (от 5 до 30 мотков- рулонов, можно предположить, что кто-то из них мог владеть рабами. Сделки с рабами, как и с другим имуществом, оформлялись отливкой соответствующего документа на ритуальном бронзовом сосуде это придавало юридическому акту одновременно и сакральный смысл, что свидетельствует об относительной неразвитости института частной собственности в западночжоуском обществе.
В Западном Чжоу прекращаются регулярные массовые жертвоприношения и ритуальные погребения рабов, столь характерные для шанской эпохи. Борьба против человеческих жертвоприношений еще долго и с переменным успехом будет вестись в древнем Китае, но показательно, что первый протест против этого кровавого обычая история связывает с покорителем шанцев и основателем чжоуской государственности Чжоу-гуном, дух которого — как передает традиция — не принимал человеческих жертвоприношений».
Действительно аутентичными письменными источниками по эпохе Западного Чжоу являются эпиграфические памятники, прежде всего надписи на бронзе. Только ко времени Чэн-вана относят
30 таких текстов. Среди них есть касающиеся непосредственно завоевания шанцев: «[Чэн-ван] овладел страной Шан и укрепился в Чэнчжоу»; «Чэн-ван покарал город Шан и пожаловал Кан- хоу брату У-вана по имени Фэн шанцев и земли в Вэй». Что касается последнего пожалования,
то из летописи «Цзочжуань» известно, что одновременно Чэн-ван передал Кан-хоу семь знатных инь-ских родов. Но подобного рода памятники, содержащие фактические данные, — исключение как правило, они не дают сведений по политической истории Западного Чжоу, так что она (также как и политическая история предшествующего, шан-иньского периода) пока не может быть прослежена по надежным источникам. Некоторые исследователи даже считают, что единственный достоверно датируемый исторический факт периода Западного Чжоу относится к его падению в 771 г. до х.э.
3. ПЕРИОД ВОСТОЧНОГО ЧЖОУ
С самого начала своего существования Западно-Чжоуское государство было поставлено перед необходимостью отражать набеги окружающих племен, особенно на северо-западе и юго-востоке, и до поры справлялось с этой задачей. С ростом сепаратизма чжухоу ослаблялась военная мощь ва-нов, падал авторитет царской власти. Чжоуские правители все с большим трудом сдерживали натиск племен, ставший особенно сильным на северо-западе и юго-востоке страны. В VIII в. до х.э. под напором непрекращающихся вторжений западных кочевых племен из глубин Центральной Азии
208
чжоусцы стали покидать свои исконные земли в бассейне р. Вэйхэ. В 771 г. войско Ю-вана было разбито кочевниками, сам он попал в плен, после чего его сын Пин-ван перенес столицу на восток. Этим событием традиционная китайская историография начинает эпоху Восточного Чжоу (770—256 гг. до х.э.). Его начальный этап, охватывающий период с VII до V в. до х.э., по летописной традиции называют периодом «Чуньцю» («Вёсен и осеней»)
13
Закрепившись на востоке страны, Пин-ван образовал здесь небольшое государство со столицей в г.
Лои. К этому времени, согласно традиционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств, которые ряд исследователей, не без основания, относят к категории городов- государств. И вообще, представление о раннегосударственных образованиях в древнем Китае как о деспотиях восточного типа давно требует пересмотра и подвергается основательной критике.
Раннечжоуские царства древнего Китая (которые огульно нельзя относить к числу протодревне- китайских, ибо в них консолидировались различные этнические общности, а не только протоханьцы) располагались с запада на восток от долины р. Вэйхэ до п-ова Шаньдун, включая Великую Китайскую равнину, на юге и юго-востоке они захватывали долину нижнего и среднего течения р. Янцзы, а на севере достигали района современного Пекина. Их окружали враждебные племена, известные под обобщающими названиями ди северные племена, и восточные племена, мань южные племена,
жун западные племена).
Об эпохе «Чуньцю» наряду с археологическим материалом повествуют многие нарративные памятники. Среди них упомянутая выше лапидарная летопись царства Лу (в Шаньдуне) «Чуньцю» с комментариями на нее «Гунъянчжуань», «Гулянчжуань» и самым известным из всех — «Цзо-чжуань», так называемым Левым комментарием, а также «Гоюй» (Речи царств, восходящим к традиции IX в. до х.э. и представляющим особенно большой интерес для изучения этого этапа древней истории
Китая.
Среди царств, рассеянных в это время в бассейне среднего и нижнего течения Хуанхэ на Великой Китайской равнине, одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие — шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя срединными царствами (чжунго) мира — средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба — верховного божества, — зародившимся в Китае вместе с чжоуской государственностью. По сравнению с шанскими культами предков и сил природы культ Неба и Сына Неба, как его земного воплощения, был надплеменным, межэтническим, совместимым с местными общинными культами, но возвышающимся над ними. Вместе сучением о Воле (Мандате) Неба (Тяньмин — Божественной инвеституре») он служил идее харизмы власти вана и легитимации права династии Чжоу на господство в Поднебесной (Тянься — Страна под Небом. Хотя Восточно-Чжоуское царство в это время было отнюдь не самым крупными далеко не самым сильным в военном отношении, но именно оно являлось своего рода связующим единством «чжоу-
13 «Чуньцю» — название летописи царства Лу, единственной дошедшей до нас от этого периода, содержащей погодные записи
722—481 гг. до х.э. В научной литературе для периода «Чуньцю» даются разные даты в пределах VIII—V вв. до х.э., ноне позже 403 г. до х.э.; соответственно по-разному датируется и начало следующего периода — «Чжуаньго».
209
ского мира в силу освященного традицией представления о сакральном характере власти его правителей. Оно играло большую роль в установлении дипломатических отношений между срединными царствами на всем протяжении периода «Чуньцю».
Кроме срединных царств на территории «чжоуского мира находились и другие государства,
нисколько не уступавшие им ни по размерам, ни по уровню культурного развития. Среди них выделялись южные царства Чу (в среднем течении Янцзы, У (в дельте Янцзы) и южнее их — Юэ. Их население было родственно предкам вьетнамцев, чжуан, мяо, яо, таи и других народов Юго-Восточной Азии. Кв. до х.э. Чу оказалось в числе самых сильных царств, его правители присвоили себе титул ванов и, возглавив коалицию южных царств, активно включились в борьбу древнекитайских царств за гегемонию в Поднебесной.
Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шан-иньской культуры (прежде всего иероглифическое письмо и технику брон-золитейного производства. «Чуньцю» было периодом развитого бронзового века в Китае. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы наступательного оружия, прежде всего стрелкового. Так, в Чу изобретается мощный арбалет с бронзовым спусковым механизмом, конструкция которого требовала использования для его изготовления бронзы высшего качества. Эпоха «Чуньцю» была апогеем мощи колесничного войска, вождение колесницы входит в число шести высших видов искусства чжоуской аристократии. В это время наблюдается рост городов как культурно-политических центров они, как правило, остаются небольшими, но возникают и города с населением 5—15 тыс. человек.
Правители царств широко практикуют раздачу земли за службу, что, в частности, означало переуступку прав на получение поступлений от общин. В связи с разложением общинной собственности во многих царствах прекратились общинные переделы земли, которая наследственно закреплялась за отдельными семьями. Это вызвало изменение всей системы изъятия государством прибавочного продукта у основной массы производителей. По имеющимся данным, сначала в царстве
Лу (в 594 г. до х.э.), потом в Чу (в 548 г. до х.э.), а затем ив других государствах система коллективной обработки общиной части ее полей в пользу царя была заменена зерновым налогом (обычно в одну десятую урожая) с поля каждой семьи. По сути это и было началом регулярного налогообложения земледельцев, что повлияло на характер общинных органов самоуправления.
Из представителей общинных органов самоуправления нам известны старейшины фулао, избираемые простым народом (шужэнь) в общинах ли, коллегия трех главных старейшин (саньлао) и староста, или городской голова (личжэн). Органы самоуправления, по-видимому, активно функционировали в городах и общинных объединениях (и. Представители общинных органов самоуправления отвечали за выполнение трудовых повинностей, за сбор налогов, за поддержание порядка в общине, исполнение межобщинного культа (в частности, саньлао). Они могли созывать местное ополчение, организовывать городскую оборону, вершить суд над людьми общины и даже приговаривать их к смерти. В ряде царств они могли самостоятельно сноситься с внешним миром, с помощью местного ополчения могли оказывать влияние на исход междоусобной борьбы претендентов на царский трон. В общественно- политической жизни периода «Чуньцю» активную роль играл слой гожэнь — свободных людей,
«полноправных
210
граждан города-государства», обязанных военной службой, уплатой податей и несением ряда повинностей. Иногда они выступают на стороне правителя в его борьбе с могущественной знатью, их активное вмешательство вдела внутренней и внешней политики царств заставляет предположить наличие там пережитков института народного собрания. Сведения о гожэнь в царствах Чжэн, Вэй, Цзинь, Ци, Сун, Чэнь, Лу, Цзюй могут быть свидетельством того, что эти государства сохраняли известные черты демократического устройства. В ряде случаев правители царств даже заключали с гожэнь договоры о взаимной поддержке. Однако роль гожэнь в политической жизни царств к середине I тысячелетия до х.э. повсюду сходила на нет.
В этот период появляются факты отчуждения частных усадеб и огородов, но сколько-нибудь заметного распространения сделки с землей все еще не получают. С углублением процесса расслоения общины развивается долговое рабство, сначала подвидом усыновления, залога детей. Залож-шиаов-чжуйцзы с целью сохранить в хозяйстве работника нередко женили на дочери хозяина. В частных хозяйствах общинников было распространено патриархальное рабство. Для домашней работы использовались нучаньцзы — рабы, прижитые в доме от рабынь. Рабский труд находил применение ив земледелии. В отдельных случаях у частных лиц скапливалось множество рабов. Так, например, поданным нарративных памятников, в 593 г. до х.э. цзиньский полководец получил тысячу семей из числа захваченных в плен варваров из племени красных ди». Даже если это число значительно преувеличено источником, все же оно очень велико. Столь большое число работников едва ли могло единовременно быть использовано в частном хозяйстве. Видимо, расчет был на их реализацию, что заставляет предполагать развитие работорговли. Однако в целом частное рабство в этот период еще не получило заметного развития. Источниками государственного рабства оставались захват военнопленных и порабощение посуду. Рабов часто
называли по профессиям (конюх, дровосек, носильщик, пастух, уборщик, ремесленник) или применяли по отношению к ним общие наименования, например слуга, отрок. Подневольные работники, используемые в производстве, обозначались также собирательными терминами — ли и
пу, — относившимися к лицам, утратившим статус, гарантирующий личную свободу. Показательно, что в этот период утверждается классический термин для обозначения раба — ну, ставший затем стандартным для всех дальнейших периодов истории Китая. Характерной чертой рабовладения восточночжоуского общества было сохранение многими категориями рабов признаков субъекта права.
На территории срединных царств шел процесс формирования этнокультурной общности хуася, входе которого возникает представление об исключительности и культурном превосходстве хуася над всей остальной мировой периферией — варварами четырех сторон света (сы и. Причем в этой восточночжоуской этноцентрической модели ойкумены на первый план выдвигаются не этноразличительные, а культурно-различительные признаки. Идея абсолютного культурного приоритета чжунго жэнь людей срединных царств) становится с этого времени важнейшим компонентом этнического самосознания древних китайцев. Однако уже тогда она решительно оспаривалась теми древнекитайскими мыслителями, которые осознавали ее полное несоответствие современной им действительности. Как уже говорилось, кроме срединных царств на территории Китая находились и другие крупные государства, в чем-то даже опережавшие их
211
в общественном развитии. О высокой культуре нехуасяских царств Чу, У и Юэ уже сравнительно давно стало известно из материалов раскопок, и археологи получают все новые данные, подтверждающие это. В последние годы благодаря их усилиям были открыты памятники до этого почти неизвестного по письменным источникам восточночжоуского царства Чжуншань, основанного племенами белые див Северном Китае (в Хэбэе), обладавшего высокой оригинальной культурой чжуншаньские изделия относятся к лучшим художественным образцам бронзолитейного искусства древнего Китая середины I тысячелетия до х.э. Однако в летописных памятниках о царстве Чжуншань упоминается лишь вскользь, поскольку оно не выдержало натиска срединных царств. Известно также, что кроме Чжуншань белыми див том же регионе в эпоху «Чуньцю» были созданы еще два царства — Фэй и Гу.
Противостояние хуасяских царств всем варварам четырех сторон света ярко проявляется во взаимоотношениях царств в период «Чуньцю»: взаимоуважительных — братских, родственных между хуася, связанных особыми правилами ведения междоусобных войн, — с одной стороны, и исполненных презрительного отношения хуасяских царств к ничтожным варварам — с другой. Между тем с конца VII — начала VI в. до х.э. окраинные нехуасяские царства выдвигаются на первый план политической конъюнктуры в качестве гегемонов (ба), фактически диктующих свою волю Поднебесной в период «Чуньцю». Среди них древнекитайская историческая традиция называет по крайней мере четырех правителей варварских царств северо-западного жунского царства Цинь, уже упомянутых южных маньских царств Чуи У и самого южного из всех, этнически неоднородного царства Юэ. Из них только Цинь номинально признавало власть восточночжоуского вана.
На протяжении веков срединные царства находились в постоянных и интенсивных контактах с этими и другими соседними иноэтническими народами и племенными группами Восточной Азии, входе которых происходил сложный процесс ассимиляции и взаимовлияний. На формирование общности хуася существенное воздействие оказало оседание на Среднеки-тайской равнине в VII—
VI вв. до х.э. северных племен ди, принадлежавших к так называемому скифскому миру. Заимствование культурных достижений чужих этносов имело немаловажное значение для социально-политического, хозяйственно-экономического и идеологического развития срединных царств. С конца периода «Чуньцю» заметно расширяется территория хуася, хотя ив пределах бассейна р. Хуанхэ и среднего течения р. Янцзы. Становятся все более тесными взаимоотношения срединных царств с периферийными царствами Цинь, Янь и Чу, которые, со своей стороны, непосредственно вовлекаются в сферу культурного влияния хуася. Все эти процессы происходят на фоне ожесточенных войн между царствами, приобретавших исключительно напряженный характер вначале второй половины I тысячелетия до х.э. В междоусобную борьбу срединных царств активно вмешиваются сильные в военном отношении нехуасяские царства, и именно их участие в той или иной военной коалиции зачастую решает исход конфликтов. Государства с десятью тысячами боевых колесниц (Вань чэн го) представлялись современникам могучей силой, определявшей судьбы Поднебесной. Возраставшее напряжение междоусобной борьбы
срединных царств дополнялось столкновениями политических сил внутри их. Господствующее положение в древнекитайских царствах периода «Чуньцю» принадлежало наследственной аристократии,
212
связанной обычно родством с царскими домами. Она занимала высшие посты в государственном управлении, владела боевыми бронзовыми колесницами, составлявшими основную ударную силу войска. В противовес ей правители стали формировать армии из пехотных подразделений. Начиная св. до х.э. повсеместно отмечается яростная борьба знатных родов за власть в своих царствах. Стремясь ослабить мощь этой клановой иерархической аристократии, правители царств пытаются опереться на лично им преданных людей из незнатных семей, вводят новую систему служебного вознаграждения — жалованье, которое стало выплачиваться зерном, служившим важнейшим эквивалентом стоимости. Эти нововведения в сфере политического управления велик изменению характера государственного устройства. В крупных царствах постепенно устанавливается централизованная политико-административная система управления.
В середине I тысячелетия до х.э. политическая карта древнего Китая по сравнению с началом периода «Чуньцю» кардинальным образом меняется от двухсот государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются семь сильнейших — Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу периферийных, а также Вэй, Чжао, Хань и Ци — крупнейшие из срединных царств. Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяющим фактором политической истории древнего Китая в последующий период — V—III вв. до х.э., — вошедший в традицию под названием «Чжаньго» Борющихся царств, который завершается 221 г. до х.э.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   59


написать администратору сайта