доклад. ПЗ_Участие современной молодежи в решении экологических проблем-. Экологические проблемы сегодня рассматриваются, как проблемы сознания человека и его отношения к природе
Скачать 25.15 Kb.
|
Экологические проблемы сегодня рассматриваются, как проблемы сознания человека и его отношения к природе. Становится понятным, что предупреждение и преодоление экологической катастрофы невозможны без изменения сознательного отношения человека к окружающей среде, которое, со своей стороны, есть стержень экологического сознания. Рассматривая экологическое сознание как целостное мировоззрение, считаю самым интенсивным возрастной период юношества. Так как именно в этом возрасте формируются основные установки, основы и ориентации личности. И поэтому экологическое сознание служит целостной системой взглядов молодежи на мир, на собственное место в системе «человек-природа». Уже на современном этапе человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле. Будучи естественной наукой, экология описывает, что происходит. Высокая значимость экологического образования подчёркивается многими международными организациями. Так, ООН, ЮНЕСКО и ЮНЕП не только подчёркивают значимость проблемы экологического образования, образования в области окружающей среды, но и рекомендуют решение этой проблемы всем государствам-участникам международного сообщества для приоритетной разработки. Экологическая безграмотность - одна из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем, ведь молодое поколение - это будущее Земли. Экологическое сознание молодежи играет важную роль в сохранении и улучшении экологии Земли. В настоящее время есть большие проблемы по развитию экологического сознания у молодежи. Пока далеко не у каждого гражданина есть чувство любви и сопереживания и по отношению к природе и по отношению к другому человеку, который также является частью природы. И это чувство может быть сформировано только в том случае, если оно будет формироваться с раннего детства, и будет формироваться, прежде всего, как чувство, как эмоция, а не только знание. В настоящее время крен делается в сферу формирования определенных экологических знаний и принятия санкций по отношению к тем, кто оказывает негативное влияние на природу. Во многом это связано с непониманием. Знание того, что разрушает природу без сформированной любви к ней и сформированных стереотипов отношения к ней в лучшем случае не дает ничего. У нас же в образовательных учреждениях все делается наоборот, без учета законов психологии развития. Предлагаются различные программы, которые формируют определенные экологические знания. Однако, например, знание того, что преступник сделает другому человеку больно, не остановило еще ни одного преступника. Точно также знание факторов негативно влияющих на развитие природы не гарантирует гуманности его поведения в этой сфере. С точки зрения законов психологии чувство любви к природе, формируется у ребенка, прежде всего, по типу реакции имитации, по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы это отношение к природе имело место в поведении взрослых и, очень важно, чтобы это отношение формировалось средствами массовой информации — через научно-популярные и художественные передачи. Нельзя не понимать, что именно средства массовой информации — телевидение, интернет являются сегодня основными воспитателями молодежи. Однако наше телевидение ежеминутно демонстрирует — как нужно и можно делать больно всему живому вокруг. Эти уроки никогда не пройдут даром. И трудно предположить, что молодые люди, для которых совершенно естественным является причинение боли другим людям, остановятся перед тем, чтобы точно также не разрушать природу. Основная нагрузка по преодолению экологических рисков ложится на плечи будущих поколений, т. е. на молодёжь как самобытную социально-демографическую группу, ориентированную на инновационное конструирование реальности. Попытаемся обосновать данное положение.1 Экстенсивные технологии природопользования, характерные для России, оставили свой отпечаток на экологической культуре жителей страны, в то время как в странах Западной Европы в силу ограниченности территории получили развитие именно интенсивные технологии природопользования. В России, напротив, огромная малозаселенная территория способствовала экстенсивному природопользованию, захоронению отходов в отдаленных частях страны, что также привело к слабому развитию мусороперерабатывающей промышленности. Однако особое внимание заслуживает поддержание экологического равновесия на территории проживания коренных народов, которые обладают довольно развитой естественной экологической культурой, опытом гармоничного существования с природой. Речь в первую очередь идёт о народах Крайнего Севера, обладающих развитым набором этических норм взаимоотношения с природой. Отношение к окружающей среде и природным объектам, при этом находящимся в общественной собственности, зачастую оказывается в России не на высоте. Но при этом экологическая культура современной российской молодёжи должна содержать в себе этические детерминанты, соответствующие культурному коду страны и имеющие «доморощенную» природу. Хотя при этом нельзя полностью прекратить импорт природосберегающих и природоохранных технологий из-за рубежа, тем самым не исключая из собственного рассмотрения реального опыта и достижений иностранных государств. Современная молодёжь живет в ситуации обострения глобальных экологических проблем, имеющих вполне конкретное выражение в неблагоприятной экологической ситуации во многих районах России. Тесная взаимосвязь человека с миром природы, зависимость, которая возникает в связи с вмешательством людей в этот мир, приводят к необходимости сохранения хрупкого экологического равновесия на нашей планете. Трудно не согласиться с тем, что все сферы жизнедеятельности сегодняшней молодежи так или иначе связаны с взаимодействием со сферой медиа. В связи с этим, в процессе экологического воспитания, все активнее используются различные произведения медиакуль-туры (фильмы, телевизионные программы, материалы в периодической печати и т.д.). Применение различного медиаматериала может существенно расширить возможности процесса экологической культуры личности, позволит применять наряду с традиционными и медиаобразовательные формы и методы. К примеру, кроме традиционных бесед, экскурсий и походов, пониманию экологической ситуации и развитию экологической культуры молодежи способствуют медиапроизведения, нацеленные на развитие у аудитории полноценного комплексного восприятия медиапроизведений и развитие мировоззренческих установок. Кроме того, медиапроизведения различных видов и жанров помогают молодым людям ориентироваться в потоке информации, подготавливают их посредством медиатекстов к решению глобальных проблем современной экологической ситуации.2 Формирование зрелого и целостного природоохранного мировоззрения является одной из ведущих целей всех общественных воспитательных институтов (семья, школа, учреждения профессионального образования, общественные организации и т. п.). В данном ключе высоким воспитательным потенциалом обладают, в частности, образовательные организации. Так, проектирование и реализация совершенной модели экологического воспитания подрастающего поколения является ведущей задачей современного образования. При разработке модели экологического воспитания молодёжи важным условием является подбор и учет принципов, способствующих оптимизации и повышению эффективности указанного воспитательного процесса. По мнению ученых Р.С. Гарифуллиной и И.А. Юркиной, «одной их существенных причин низкого качества экологического воспитания является неадаптированность современного экологического знания к специфике воспитательных задач, неполная осведомленность педагогических субъектов о природных процессах, их скрытом и трансграничном характере»3 [с. 60]. В связи с этим при построении дидактической системы экологического воспитания молодёжи необходим, по нашему мнению, учет не только традиционных принципов воспитания, утвердившиеся в отечественной дидактике, (сознательность и активность, систематичность и последовательность, доступность и индивидуализация), но и тех принципов, которые все еще недостаточно реализуются в современной теории и практике образования, а именно: - принцип гуманизации и демократизации воспитательно-образовательной и природоохранной работы; - принцип дифференциации и индивидуализации; - принцип природосообразности; - культурологический подход; - личностно ориентированный подход в воспитании, - краеведческий, - этнографический. Данный перечень принципов является обобщенным. Выбор принципов зависит от учета индивидуальных особенностей и уровня сформированности экологической культуры обучающихся. По мнению И.Д. Зверева, отбор принципов экологического воспитания молодёжи должен основываться на междисциплинарном подходе к формированию экологической культуры, учете единства интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся. В последние два десятилетия в отечественной педагогике отмечается тенденция обращения к гуманистическому подходу в образовании, что отражается и на деятельности образовательных организаций. Сущность образования в контексте гуманистической парадигмы заключается в последовательности реализации гуманистического принципа, концепция которого заключается в обучении во имя развития личности обучающегося, в укреплении нравственных и гуманных отношений, в формировании бережного отношения к внутреннему миру воспитанника, его интересов и потребностей, в обобщении душевного, духовного и нравственного потенциала. Список источников: 1. Алексеева А.П., Анисимов А.П. «Экологический терроризм» и «экологический радикализм» в доктрине и законодательстве России: разграничение понятий // Научный вестник Омской академии МВД России. 2017. № 2 (65). С. 54-58. 2. Гарифуллина Р.С., Юркина И.А. Концептуальные основы экологического образования в России. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014; 2: 58 - 62. 3. Челышева И.В., Юновидов Г.Ю. «Экологическое воспитание молодёжи с использованием медиаматериала: теоретические аспекты проблемы»// https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-molodyozhi-s-ispolzovaniem-mediamateriala-teoreticheskie-aspekty-problemy 1 Алексеева А.П., Анисимов А.П. «Экологический терроризм» и «экологический радикализм» в доктрине и законодательстве России: разграничение понятий // Научный вестник Омской академии МВД России. 2017. № 2 (65). С. 54-58. 2 Челышева И.В., Юновидов Г.Ю. «Экологическое воспитание молодёжи с использованием медиаматериала: теоретические аспекты проблемы»// https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-molodyozhi-s-ispolzovaniem-mediamateriala-teoreticheskie-aspekty-problemy 3 Гарифуллина Р.С., Юркина И.А. Концептуальные основы экологического образования в России. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014; 2: 58 - 62. |