Экологическое правосознание в системе экологического правопорядка
Скачать 22.61 Kb.
|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОПОРЯДКА Никишов Илья Валерьевич, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),студент Правовой порядок складывается и существует под влиянием правовых норм и предписаний, изданных или одобренных государством. Гарантом стабильности и реальности правового порядка выступает государство с его нравственным авторитетом и реальным аппаратом принуждения к соблюдению требований правопорядка настоящего времени. Исходным началом правопорядка, условием его существования выступает право как совокупность правил поведения (норм), выражающих государственную волю. Между тем нет правового порядка вообще. Он мыслим лишь как совокупность сложившихся правовых отношений в обществе. Естественно полагать, что в реальной действительности каждому виду правовых отношений присущ соответствующий им правовой порядок: конституционный, административный и другие. Правовой порядок складывается и существует как результат воздействия действующего законодательства на общественные отношения. Термин «экологический правопорядок» нечасто встречается в законодательстве, впервые он был употреблен в Законе РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» [3]. О.Л. Дубовик определила экологический правопорядок как вид правового порядка, определившегося в гражданском обществе как результат и состояние существующей совокупности правоотношений, сложившихся по поводу охраны среды обитания человека и бережного, рационального использования природных ресурсов, объектов и комплексов, главным назначением которого является обеспечение экологической безопасности населения и территорий России [2, с. 160]. Как юридическое явление экологический правопорядок формируется на базе государственно-правовых предписаний, ориентирующих членов российского общества на сохранение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности живущего и будущих поколений людей. Без этих правовых норм нет и не может быть экологического правопорядка. Они — изначальная основа экологического правопорядка. Правила поведения (нормы), предписанные в экологическом законодательстве, — это «бумажные» правила. Они приобретают свою реальность и «живут» в поведении, действиях субъектов экологического правопорядка, которыми, как полагают авторы, являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица, занятые предпринимательской и иной деятельностью, влияющей на состояние окружающей среды. Все они в той или иной мере являются носителями экологических прав и экологических обязанностей, определяющих содержание экологических правоотношений. Предписания экологического права реализуются в упорядоченную систему экологических правоотношений посредством решений, поступков и действий субъектов экологического правопорядка. Чтобы правопорядок достиг предписанного правом уровня (качества) законности, он должен формироваться только правомерными действиями и поступками субъектов экологического правопорядка. Это возможно лишь тогда, когда названные субъекты сами обладают определенным уровнем экологического правосознания. Объективно такой вид правосознания существует в действительности. Согласно общепризнанным положениям общей теории права, правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву [11, с. 611]. Теория правосознания в российском правоведении нашла свое обоснование в учебной и монографической литературе. Правосознание имеет сложную структуру, которая складывается, прежде всего, из двух элементов: правовой психологии и правовой идеологии. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с оценкой ими существующих юридических норм и практики их реализации. Это в равной мере имеет место применительно к экологическому законодательству и практике его применения. Следовательно, можно утверждать, что существует эколого-правовая психология. Правовая идеология как элемент правового сознания — это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. Она стремится к выявлению сущности социального смысла, природы права, пытается его представить в виде законченной культурно-исторической философии и догмы. Правовая идеология, лежащая в основе экологического права России, в настоящее время наиболее обобщена и выражена в Экологической доктрине Российской Федерации [10]. Анализ общеправовой концепции структуры правосознания указывает на истоки различных ее элементов. Они тоже различны: правовая психология формируется под влиянием эмпирического, обыденного опыта повседневной человеческой деятельности, правовая идеология — результат целенаправленного ее воспитания. Следовательно, эколого-правовое сознание законопослушных субъектов экологического правопорядка нуждается в его формировании и воспитании, используя для этого имеющиеся у государства и общества средства воздействия. Два взаимосвязанных вида деятельности — воспитание и образование — рассматриваются в качестве мер повышения экологической культуры. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закладывает основы формирования экологической культуры посредством организации экологического образования, преподавания основ экологических знаний в образовательных учреждениях, экологической подготовки руководителей и специалистов, экологического просвещения. Экологическое образование выступает важнейшей составляющей экологической культуры. Экологическое образование представляет собой способ воздействия на разум людей через формирование у них системы знаний, умений и навыков в сфере взаимоотношений общества и природы. Причем это должны быть знания и умения как естественнонаучные, так и правовые. По утверждению М.В. Калинниковой, цель экологического образования состоит не столько в овладении методами экологических исследований, сколько в выработке нового массового сознания с новой системой ценностей и приоритетов, с новой этикой взаимоотношений человека с природой [5, с. 113]. С этих позиций наиболее предпочтительным представляется мнение Н.Д. Вершило, утверждающего, что экологическое образование в нашей стране официально признано одним из ведущих направлений совершенствования образовательных систем, поскольку оно формирует экологическое сознание, ответственное отношение к окружающей среде и здоровью, направленное на формирование здорового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношении человека с окружающей средой, на обеспечение экологически безопасного устойчивого развития России и всего мирового сообщества [1, с. 164]. Экологическое воспитание представляет собой «способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления» [8, с. 161]. Экологическое воспитание и образование должны рассматриваться в приведенном выше понимании всегда в связке, поскольку фактически понимание образования дано в узком смысле, «вне культуры и нравственности, как всего лишь овладение систематизированными знаниями, навыками и умениями» [6, с. 234]. В этом случае логически создается необходимость рассматривать параллельно другой способ усвоения ценности науки, культуры, практики — воспитание, которое представляет собой по сути «культурное и нравственное образование». Итак, посредством экологического образования так же, как посредством экологического воспитания, можно воздействовать на сознание людей, на их представления и взгляды. Выступая структурным элементом экологического правопорядка, экологическое правосознание общества неразрывно связано с экологическими интересами общества. М. Пономарев отмечает, что именно экологическое сознание и экологическое правосознание как одна из его форм диктует человеку правила поведения в окружающей его природной среде и позволяет преодолеть экологический и эколого-правовой нигилизм в обществе [9, с. 94]. Высокий уровень экологического сознания обеспечит разумное и ответственное взаимодействие человека и общества с природой. Следует признать, что экологическое законодательство России, насчитывающее значительное число законодательных актов, регулирующих обеспечение экологической безопасности и отношения по охране окружающей среды, настоятельно требует дальнейшего совершенствования, развития экологического сознания и экологической культуры населения страны в целом. В литературе понятие экологического сознания недостаточно изучено. Однако определения этого явления существуют. Например, С.Н. Кравченко рассматривает экологическое сознание как «систему взглядов, идей, теорий (политических, правовых, этических) по поводу взаимодействия между обществом и природой, отношения человека к природе» [7, с. 102]. Кроме того, исследователи определяют экологическое сознание в узком и широком смыслах. В узком смысле экологическое сознание (мышление) представляется как «в целом адекватно-истинное отражение глубоких диалектических связей и одновременно различий человека и природы, понимание закономерностей развития данной системы и ее основных элементов, условий и путей ее гармоничного оптимального функционирования» [12, с. 15]. В широком смысле экологическое сознание (мышление) означает в той или иной степени способ отражения связи, единства и различия человека и природы как составных частей социально-экологической системы. отражение может быть и односторонним, абсолютизирующим роль и значение составляющих данной системы или недостаточно соответствующим их связи и различию. Ярким примером неадекватного в целом отражения связи человека и природы является антропоморфное миропонимание. По мнению авторов, определение экологического мышления как уровня знаний, культуры, воспитания, «при котором каждый в своей профессиональной и непрофессиональной деятельности преследует цели создания и организации наилучших условий психоэмоциональной, природной и общественной среды для дальнейшего развития человека, сохранения и развития его здоровья» [4, с. 29], либо как системы взглядов, идей, теорий [7, с. 102], не является верным ввиду того, что экологическое мышление как разновидность, частный случай мышления вообще должно быть определено с учетом существующих подходов к понятию мышления. Мышление представляет собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание субъектами существующих связей и отношений предметов и явлений, творческое созидание новых идей, прогнозирование событий и действий. Следовательно, характеризовать мышление, в том числе экологическое, необходимо как процесс, деятельность. Приведенное определение экологического сознания (мышления) в узком смысле представляется авторам наиболее верным. Опыт мирового и отечественного развития показывает, что разработка стратегии экологического сознания должна вестись параллельно с разработкой стратегии и тактики привлечения населения, всего общества к реализации (а возможно, и разработке) государственной экологической политики. Таким образом, экологический правопорядок — это вид правового порядка, определившегося в сфере взаимодействия общества и природы, по поводу природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, направленной на создание благоприятной окружающей среды основанных на праве и законности, складывающихся в результате правомерной деятельности субъектов права и обеспечиваемых государственными органами и иными субъектами. Экологическое сознание выступает в качестве центрального элемента комплекса взаимодействия человека и окружающей среды. Экологическое сознание отражает отношение социального субъекта (личности, группы) к среде обитания. Экологическое сознание формирует процесс выработки и усвоения субъектом определенных норм поведения по отношению к природе, а правопорядок есть тот юридический итог, к которому стремится и государственная власть, и все субъекты права, используя лишь различные пути. Список литературы: Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития / Под. ред. М.М. Бринчука. М.: Формула права, 2008. — 320 с. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. — 720 с. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» // ВСНД и ВС РСФСР. 1992. № 10. Ст. 457. (В редакциях: Закон Российской Федерации № 2397-1 от 21.02.1992, № 5076-1 от 02.06.1993; Федеральных законов № 93-ФЗ от 10.07.2001, № 7-ФЗ от 10.01.2002 // СПС «Гарант»). (Дата обращения 20.02.14). Казначеев В.П., Яншин А.Л. Научно-технический прогресс, экология и экологическое образование // Экологическая проблема в современной глобалистике (сущность, пути решения). М.: Знание, 1985. — 64 с. Калинникова М.В. Экологическое общество: проблемы становления (социологический анализ). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. — 376 с. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб.и доп. М.: Логос, 1998. — 352 с. Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды. Львов: Вища школа, 1988. — 155 с. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М., 1993. — 366 с. Пономарев М. О роли экологических интересов общества в развитии системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Право и экономика. — 2006. — № 12. — С. 93—96. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Экологическая доктрина Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510. Теория государства и права: курс лекций / Под ред Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2- е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. — 776 с. Экологическая безопасность: какие дороги ведут к цели / Бритов В.А., Верещагин В.Ю., Красилов В.А., Кулебякин Е.В. (Из цикла: «О перестройке мышления»). Вып. 3. М.: Знание, 1990. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике). Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Ращупкина Л.В., Солоухина С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОПОРЯДКА // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 2(34). – Новосибирск: СибАК, 2014. |