Главная страница
Навигация по странице:

  • Экспозиция музея – «Старинное село»

  • Вступление (введение)

  • Список источников и литературы

  • Экскурсия о селе Козьмодемьяновка. Экспозиция музея Старинное село


    Скачать 1.11 Mb.
    НазваниеЭкспозиция музея Старинное село
    Дата04.02.2018
    Размер1.11 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкскурсия о селе Козьмодемьяновка .docx
    ТипДокументы
    #35821

    Козьмодемьяновский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения 2 Гавриловской средней общеобразовательной школы

    Школьный музей «История села Козьмодемьяновка»

    Руководитель музея Житнева Н.В. – учитель истории

    и обществознания

    Экспозиция музея – «Старинное село»

    Тема экскурсии «История нашего села»

    Автор – Житнева Наталья Владимировна

    2017 г.

    Вступление (введение):

    Цель: расширение знаний об истории родного села Козьмодемьяновки.

    Задачи экскурсии: познакомить детей с историей возникновения нашего села, проследить путь развития от начала его   жизнедеятельности до революции 1917 г.; развить патриотизм, интерес и любовь к родному краю.

    Продолжительность: 40 мин.

    Возраст посетителей: 7-9 классы

    Краткая характеристика экскурсии - тематическая, сопровождается дополнительным показом документов, не включенных в экспозицию.



    Раздел I. «Старинное село»

    1. Остановка у стенда «Старинное село»



    1. Показать документ «Архивная справка»



    1. Рисунок старой церкви на стенде «Старинное село».




    1. Показать карту села, названия улиц, протяженность.



    1. Остановиться у стенда «Имение Апушкина В.А.»



    1. Выставка утвари из имения Апушкина В.А.



    1. Перейти к экспозиции «Уголок крестьянской избы»



    1. Показать выставку старинной обуви и предметы быта из лыка.



    1. Показать изделия из тканья.




    1. Показать предметы быта.



    1. Остановиться у экспозиции «Орудия труда».




    Добрый день дорогие ребята! Сегодня в ходе экскурсии мы с вами узнаем историю основания нашего села, почему оно так называется, кто проживал в селе и чьими потомками мы являемся.

    Самое раннее упоминание о селе Козьмодемьяновка связано с открытием церковного прихода. Вот что написано о приходе в источнике А.Е. Андреевский. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», (Тамбов, 1911): «Космодамианская Ира (Космодемьяновка). Церковь деревянная, холодная, построена в 1868 году на средства прихожан. Престол — во имя св. безсребренников Космы и Дамиана (1 ноября). Приход открыт в 1790 году. Местно-чтимая Иверская икона Божией Матери.
    Дворов 328, д.м.п. 1206, ж.п. 1141, великороссы, земледельцы, имеют земли 900 кв. саж. на душу.». Из воспоминаний сторожил села: «В конце ХVIII века на берег реки Ира пришел первый поселенец Поликарп с шестью сыновьями. Это был поселенец с большого села Пересыпкино.» Здесь было много свободной земли, протекала небольшая, чистая река Ира. По балкам росли леса. Название этих балок до сих пор остались те, что дали им первые поселенцы. Березовая – в конце села у Рожковки, Липовая – под Ивановкой, Топкая и другие.

    Поликарп посилился на правом берегу реки, в том месте, где сейчас живет Лачков Александр Иванович. Дом стоял в 20 метров от реки, здесь и до сих пор нет ни каких огородов.

    Левый берег реки возвышался холмом, который прикрывал новое поселение от холодных северных ветров.

    Центром села были две улицы Лимчовка и Макаревка. Это были прямые широкие улицы, они до сих пор такие, только уже носит другое название Рабочая улица.

    Левый берег реки, где позволяла земля, то же был заселен. От конца села, напротив Собачевки и до Митрянова моста, т.е. до моста на поселок Крутеньки, располагался поселок Ландино. Напротив Штыркина Н.Д. и до магазина жили Моряковы, Соколовы, Русаковы и др. Напротив Нагибнева Н.В. и до моста на Нечаевку жили Сергунцовы, Одровы, Палатовы, Коммисаровы. По другой стороне моста начинались поселки Лохматовка и Оторвановка, впоследствии они стали колхозом имени Буденного. На левой стороне реки, дома стояли в одну линию, лицом к реке и селу.

    В селе жили очень богатые семьи Шитиковых, Крючковых, Шабаловых, Клеменых и др. Они занимались торговлей, имели свои кузницы, маслобойни, мельницы и участки земли. Крепостных крестьян не было. Земля была государственной, и крестьяне назывались государственными, чем больше мужчин в семье, тем богаче дом, т.к. душами считались только мужчины.

    Возвращаемся к источнику А.Е. Андреевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», в котором говорится

    «В приходе два хутора дворян Апушкиных: 1) Кирдяпино, в 1 1/2 вер. от церкви, и 2) Степь или Степной хутор, в 3 вер., в обоих хуторах насчитывается более 400 дес. земли. Река Ира. Есть крестьянский лес и небольшой пруд.»

    Апушкин В.А. посадил большой сад, который сохранился и до настоящего времени. В нем были заложены четыре фруктовых сада, три пруда и десятки разнообразных аллей: сосновые, еловые, пихтовые, березовые, липовые. Здесь до сих пор уживается сибирский кедр и уютная туя. Теперь сад имеет заброшенный вид, он зарос сорняком клена. И все же он является любимым местом отдыха не только жителей села, но и всего района.

    Перед вами вещи и предметы быта из имения Апушкина. Вот пеленка, которую передала внучка управляющего имения Якова Першина, Анна Васильевна. В неё завернули дочку Якова при крещении. А вот самовар со стола Владимира Андреевича. Перед вами кирпичи с инициалами В.А., как вы думаете, что они обозначают? У Апушкина В.А. был собственный мини-завод по изготовлению кирпичей. Данные кирпичи были извлечены из фундамента старой церкви во время строительных работ.

    Из воспоминаний старожил: «Когда началась революция в 1917 году, господа все уехали. Дом помещика Апушкина, который находился в Степном саду, стали грабить ночью. Разобрали его весь до кирпичей, затем полили керосином остатки и зажгли. Все, что имелось в усадьбе, растащили по своим домам. И в настоящее время по селу можно найти предметы из усадьбы.», а мы возвращаемся к источнику: «Телеграмма из министерства внутренних дел губернскому комиссару о разграблении имения Апушкина в Кирсановском уезде и о мерах защиты оставшегося имущества 24 октября 1917 г.
    По полученным сведениям разграблены в Кирсановском уезде имения Апушкиных, примите меры защиты оставшихся в имениях построек, садов, леса, прошу привлечения виновных к ответственности». И ответ на телеграмму: «Донесение Кирсановского уездного комиссара К. Баженова губернскому комиссару с подтверждением расхищения имения Апушкина, об аресте зачинщиков и передаче дела судебному следователю 25 октября 1917 г.
    На отношение Ваше от 19-го сего октября за № 2191 уведомляю, что 22-го сего октября я лично ездил в имение Апушкина, где имущество все расхищено, а постройки сожжены; выяснилась в данном случае бездеятельность начальника уездной милиции, который отказался выехать на место погрома. В настоящее время зачинщики арестованы, и расхищенное имущество отбирается обратно; дело передано судебному следователю.
    Уездный комиссар К. Баженов
    Секретарь Н. Суслин»
    Второе поместье Барина Апушкина, называлось Кирбятино. Говорят, что парк там был еще красивее, чем Степной сад. Но он был полностью истреблен в годы Великой Отечественной войны на топливо. Оставшиеся клумбы и пруды радуют глаз до сих пор.

    Постепенно весь правый берег реки заселился. К середине ХIХ века село было длинной в 9 км. Оно повторяло все изгибы реки.

    Быт крестьян до революции был скромный. Крестьяне жили в деревянных избах, под соломенными крышами. Внутри изба никогда не обмазывалась. В редких избах у зажиточных крестьян обивалась досками и внутри и снаружи.

    В каждом доме в красном углу был большой иконостас. Под иконостасом стоял стол и лавки. Столы делались сельскими мастерами, обязательно с двумя ящиками, в одном хранили хлеб, в другом – ложки и чашки. По праздникам стол накрывали столешником и ставили самовар. Посуды в доме было немного. Первое – щи или квас – подавалось в большой общей чашке, из которой ела вся семья деревянными ложками. Хозяин дома всегда сидел во главе стола, и ему принадлежала большая ложка в доме. Этой ложкой он, как бы, руководил всей трапезой. Хозяин первый начинал брать щи, 2-3 ударами о край чашки подавался сигнал к тому, чтобы начинали есть мясо.

    Спали на широких лавках, которые были приделаны по стене. На ночь для спанья молодым на полу стелилась солома и накрывалась подстилками. Для старших на лавках в холодное время стелились шубы. Старики и самые маленькие обычно спали на печи. Почти в каждой избе печка стояла не в плотную к стене, и это пространство вровень с печью застилалось досками и называлось палатьями.

    В избе зимой часто находился теленок, а на ночь брали овец с маленькими ягнятками.

    Летом все выбирались спать на улицу.

    У печи стояла судняя лавка, на ней и под ней стояли чугуны, ведра с водой, даже с закваской для выпечки хлеба. Рядом с печью стояли ухваты, рогачи, кочерга. Печи топились навозом т.к. лесов у нас не было, а значит и дров тоже. Для этого в печи ставилась решетка на четырех не высоких ножках, называлась она машинкой. Для того, чтобы приготовить ужин, на загнетку т.е. в устье печи, перед челом, ставился таган и под ним разжигался огонь щепками или кизяками. Так варили картофель, пшенные каши на ужин всей семье. А сама печь топилась обязательно рано утром. В печи готовили завтрак и обед для всей семьи. Топили даже летом, поэтому можно себе представить, как жарко было в избе.

    Пища крестьян не отличалась разнообразием. Щи да каши, картофель, репа, другие овощи, реже мясо.

    Крестьяне строго придерживались религиозных постов, таких дней насчитывалось около двухсот.

    Непременной принадлежностью каждой крестьянской избы была детская зыбка, которая была подвешена к матице. Посмотрите, как красиво она убрана лоскутным одеялом, которое шилось вручную. К зыбке приделана петля из веревки, чтобы хозяйка ногой раскачивала зыбку, а сама в этот момент пряла, либо вязала вещи. Перед вами инструменты рукоделия, а также изделия, ткали и вышивали мастерицы в каждой семье.

    Повседневной крестьянской обувью с весны до осени были лапти. Лапти, пастушья сумка, кошель разных размеров плелись из лыка специальным орудием – кочедыком. И это было мужское занятие. А зимой, какую обувь предпочитали? Правильно – валенки. Валяли валенки летом и осенью из шерсти, это был очень тяжелый труд. И об этом я расскажу в следующий раз.

    Крестьянки умели и любили наряжаться. Посмотрите какую ткань они ткали, а затем шили юбки и сарафаны, украшали их лентами, которые покупали на базаре. Каждая имела разнообразные платки, шелковый платок, платок для повседневной жизни. Мы смотрим на уютный уголок крестьянской избы, хозяйка которой отлучилась на минутку. На полу самотканые половики и различные коврики. В избе обязательно был сундук, в котором хранились вещи.

    Стирали зимой и летом на реке, и стиральная машинка называлась – валек. А гладили вот таким утюгом – рубель.

    Вечерами односельчане пели песни, гуляли и играли в различные игры. По праздникам посещали церковь святых бессребреников Кузьмы и Дамиана.

    А в будни работали на земле, которую в основном обрабатывали на лошадях и волах, вспахивали по 1,5 га в день – это была норма на одну упряжку. В посевную и уборочную начинали работать рано, в 3 часа утра. Косили серпом, и косой с граблями посмотрите они перед вами. Молотили зерно цепами, а мололи вот в таких жерновах, или возили к богатым на мельницу, но за это надо было платить деньги или отрабатывать.

    Мы с вами можем сделать вывод – что повседневная жизнь крестьян нашего села была нелегкой. Но народ жил дружно, в горе и радости всегда были вместе. Чего и я желаю вам.

    Спасибо всем за внимание. Я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы и приглашаю вас посетить наш музей на следующую экскурсию «Село в годы войны».



    Приложение:

    1. План Генерального межевания Кирсановского уезда, относящемуся к 1790 году, село изображено как "Сел. Кузмодемьянское, Ира тожъ

    http://forum.vgd.ru/file.php?fid=112225&key=620205833

    1. Стенд «Старинное село»

    d:\фото\музей 1\p1000836 - копия.jpg

    1. Экспозиция «Имение Апушкина В.А.»

    d:\фото\музей 1\p1000828.jpg

    4.Экспозиция «Уголок крестьянской избы»

    d:\фото\музей 1\p1000826.jpg

    1. Выставка орудий труда.

    d:\фото\музей 1\p1000827.jpg

    d:\фото\музей 1\p1000853.jpg

    1. Выставка изделий ткачества.

    d:\фото\музей 1\p1000848.jpg

    d:\фото\музей 1\p1000849.jpg

    1. Зыбка.

    d:\фото\музей 1\p1000861.jpg

    Список источников и литературы:

    1. Архивная справка.

    2. А.Е. Андреевский. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», Тамбов, 1911.

    3. Воспоминания сторожил села Козьмодемьяновки.


    написать администратору сайта