Главная страница

Экзамен философия. Экзамен " философия"


Скачать 47.48 Kb.
НазваниеЭкзамен " философия"
Дата23.05.2022
Размер47.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭкзамен философия.docx
ТипДокументы
#545426

Экзамен " ФИЛОСОФИЯ"


1. Основной вопрос философии

Это вопрос о соотношении мышления и бытия, духа и природы. Этот вопрос вечный и имеет две стороны:

Первая- что первично: дух или природа? Ответ: 1) природа первична, возникла и существует без вмешательства духовного начала. МАТЕРИАЛИЗМ

2)духовное и материальное рядоположенны. Это ДУАЛИЗМ

3)духовное начало первично и создало мир. Это ИДЕАЛИЗМ

Идеализм бывает:

1)Объективный- независимый от человека и его сознания. Объективный идеализм полагает, что духовное начало первично , созданный мир существует объективно. Например религия

2) Субъективный. Первично- психика отдельного человека. Например, что то существует, потому что я это воспринимаю.

Вторая сторона вопроса- познаваем ли мир? Большинство философов считают мир познаваемым. Есть течение - агностицизм: сколько бы мы не познавали мир, мы не получим о нем достоверного знания.

Нельзя основной вопрос философии сводить к соотношению материи и знания. Сознание присуще только человеку и является наибольшей частью духовного.

2.Досократическая античная философия(Фалес, Гераклит, Демокрит)

Фалес. Впервые без обращения к мифу попытался дать естественно -научное объяснение мира в основу всего положил воду, из воды всё возникает и в воду уходит. Впервые посчитал, что год равен 365 дням. Первые греческие философы искали основу бытия и выделяли 4 стихии: огонь, воду, землю, воздух.

Гераклит. В основу мира положил вечный огонь. Мир уподоблял реке. В одну и туже реку нельзя войти дважды. Всё в мире течёт, всё изменяется. Заложил основы диалектики-учения о развитии. Источник всякого развития это противоречие, состоящее из двух взаимосвязанных противоположностей. Война-отец и мать всего.

Демокрит. Создал атомистическую теорию: "Мир состоит из атомов- невидемых, плотных, далее неделимых. Атомы находятся в пустоте. Соединение движущихся атомов образует многочисленные вещи. Первые философы не занимались проблемой человека. Её впервые поставили софисты.

3. Софисты и Сократ.

"Софист значит мудрый". Их представитель- Протагор: " Человек есть мера всех вещей".

Сократ сосредоточился на человеке познающем. У человека главное не душа, а тело. Потому нуждается в особой заботе. Душу благой и совершенной делает знание. Добродетель-это знание, а порок- невежество. Сократ был величайшим философом всех времён и народов.

"Я знаю, что ничего не знаю"

" Чем больше я знаю, тем больше я не знаю"

Сократ понимал Бога, как высший разум, следящий за справедливостью на Земле. Сократа обвинили в не почитании местных Богов, развращении молодёжи и приговорили к смерти, хотя он мог её избежать.

4. Философия Платона.

Платон- ученик Сократа. Всю жизнь оплакивал смерть учителя. Поставил вопрос: "Как в несовершенном мире, может жить совершенный человек?" Он решил, что физический мир, уничтоживший самого совершенного человека не достоин изучения и занялся изучением идей. Идеи вечны, неизменны, они причины вещей. Вещей в мире много, они рождаются и умирают, в них нет ничего устойчивого. Своим существованием вещи обязаны причинам. Например, коней в этом мире много, а идея коня одна. Идеи не являются продуктами человеческого ума . Они прибывают в невидимой, бесцветной занебесной, к которой неприложимы категории пространства и времени. Впервые , в истории философии Платон создал систему объективного идеализма. Он открыл третий мир - мир идей. До него знали о существовании физического мира и мира человеческих идей.

5.Философия Аристотеля.

Аристотель- ученик Платона ( учитель Александра Македонского). Был энциклопедистом древнего мира, занимался многими науками, но философию считал первой наукой, потому что она изучает первые причины, критиковал идеализм Платона: "Платон мне друг, но истина дороже". По Аристотелю материя инертна и пассивна. Она есть лишь возможность вещи. Из пассивной материи вещи получаются благодаря активной форме. Форма идеальна, потому Аристотель не смог преодолеть идеализм в объяснении мира. Является основателем логики, науки о законах правильного мышления.

6. Средневековая философия.

Утратила самостоятельность . Средневековая философия стала служанкой теологии, т. е. носила религиозный характер. Основывалась на Библии ( переводится как "жизнь"). Главные идеи Библии:

1) Идея творения. Бог из ничего своей мыслью и волей создал мир.

2)Идея откровения. Невозможность видеть Бога, который нам открывается только в священном писании.

Философы считали, что не надо изучать ни природу, ни общество, достаточно изучить смысл Библейских сюжетов, и все истины откроются перед нами. Главный представитель философии: Фома Аквинский- гений метафизики. Он разработал учение о соотношении веры и разума. И вера и разум созданы Богом и имеют право на существование. Вера опирается на Божественный разум , не знающий ошибок. Разум подвержен ошибкам и заблуждениям, потому вера выше разума. Фома разработал 5 доказательств бытия Бога:

1) Доказательство от движения. Любое движение имеет источник. Первоисточником движения является Бог.

2)Доказательство от причины. Каждое явление является следствием причины. Эта причина следствие другой причины. Причина- следственная цепь, не может быть бесконечной, поэтому есть первопричина, т. е. Бог.

3)В мире много случайного, но создателем необходимого закона является Бог.

4)Мир- это пирамида совершенства, на вершине которой стоит Бог.

5)В мире всё разумно устроено. Без высшего разумного вещества он бы не был таким.

7. Философия эпохи Возрождения

Возрождение по-французски "renesans" так называется, потому что возрождаются античные представления о культуре и человеке. Осуществляется процесс секуляризации- освобождение от засилия церкви и институтов. Акцент не на обрядовую, а духовную сторону религии. Это художественно-эстетическая эпоха. Художники были убеждены, что природа и внешность человека подчинены математическим пропорциям, потому в основу изображения были положены геометрические линии и математические пропорции. В эпоху возрождения были провозглашены необычайные способности человека. Впервые формируется представление о личности, превалирующей становится идея гуманизма. Новое время (с 17 века) -время становления капитализма. Чтобы заработала машина необходимо изучить законы природы, чтобы они работали на человека, для открытия законов необходим надёжный метод( средство достижения знания) и способы установления достоверности знания. Сформировались рационализм и эмпиризм.

8.Рационализм Нового времени

Рационалисты (Декарт, Спиноза), полагали, что знания получаем посредством интеллектуальной интуиции без опоры на органы чувств, посредством интуиции проникаем внутрь предмета, получаем общие истины, затем посредством дедукции(логический переход от общего к частному) получаем частные истины.

9.Эмпиризм Нового времени.

Эмпиристы (Бекон, Локк) опирались на опыт, эксперимент; полученные единичные знания посредством индукции( логический переход от частных суждений к общим) получали общие истины. Эмпиристы отдавали приоритет в познании органам чувств.

10.Этика Канта

Эммануил Кант ещё будучи студентом Кенигсбергского университета написал свой первый труд: " Отныне можно не считаться с авторитетом Ньютона и Ленца, если он препятствует описанию истины. Истина, над которой напрасно трудились величайшие мастера человеческого познания впервые открылась моему разуму и так оно и было. Кант- величайший философ всех времён и народов.

!!!Кант разработал правила поведения "категорический императив"(веление). "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать и принципом всеобщего законодательства. Ни один человек никогда не может быть средством, а только целью даже ради достижения всеобщего благоденствия".

11. Теория познания Канта.

Трансцендентальна, так как изучает переход от незнания в систему знаний. Феномен-это вещь или явление, постигаемые органами чувств. Умопостигаемый предмет-это ноумен. Сколько бы мы не познавали вещь, мы никогда её до конца не познаем, она останется вещью"в себе". Кант решил проблему соотношения чувственного и рационального " Мысли без созерцания слепые, созерцания без мысли пусты, ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой."

Кант сравнивал себя с Каперником, считая, что совершил переворот в философии, выдвинув активности познания: "До Канта считали, что познание должно сообразоваться с вещами, отныне ещё должны сообразовываться со знанием"

12. Философия Гекеля

Гекель создал систему объективного идеализма. Природа и общество не знают развития. Развивается только абсолютная идея, которая эволюционируя превращается в абсолютный дух. Абсолютный дух- это чистое мышление. Согласно Гекелю, диалектика понятий , логика определила диалектику вещей. Абсолютная идея начинает своё развитие с тезиса; он отрицается и образуется антитезис; он отрицается и образуется синтез. Синтез есть возврат к тезису, но на более высоком уровне, потому развитие спиралевидна. Гекель открыл законы диалектики:

1)Закон единства и борьбы противоположность. Источники развития- это противоречие, состоящее из двух противоположностей.

2)Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Количественные изменения, накапливаясь, приводят к нарушению меры и появлению нового качества.

3)Закон отрицания отрицания.

13.Философия Фейербаха.

Людвиг Фейербах критиковал Гекеля: "Не было бы природы, никогда бы логика не произвела её из себя". Понимал религию как религию любви человека к человеку. Реальный Бог человека-человек был заменён Богом вымышленным, хотя и созданным по подобию человека.

14.Марксизм

Карл Маркс не был удовлетворён объяснением мира, считал, что необходимо его изменить. В историческом процессе главную роль играют экономические факторы, которые образуют базис . Настройка- это культурные феномены, такие как религия , философия, литература и др. Маркс полагал, что ход истории определяется экономическими обстоятельствами. Но в то же время экономика и мышление взаимно определяют друг друга. Нельзя считать, что базис- причина определяет неустойку. Люди вступают между собой в объективные, независящие от них производные отношения. Производные силы -это люди + орудия труда и средство производства. Производственные силы и производственные отношения образуют общественно-экономические фармации. Маркс выделил 5:

1)первобытно-общинная

2)рабовладельческая

3)феодальная

4)капиталистическая

5)коммунистическая

Производственные силы развиваются быстрее производственных отношений . На определенном этапе они становятся тормозом для развития производственных сил. Тогда осуществляющаяся социальная революция и смена общественно-экономической формации. При капитализме существует противоречие между капиталистами и рабочими. Капиталист платит меньше, чем зарабатывает рабочий. Это разница -прибавочная стоимость и есть источник обогащения капиталиста. Маркс сделал неверный вывод, считая что рабочие будут дальше нищать, а капиталисты обогащаться. Современный капитализм показал, что это не так. Вывод Маркса: Необходима социальная революция, которую осуществит пролетариат, потому что ему нечего терять, кроме своих цепей. Обретут же они весь мир. Первая фаза коммунизма- социализм, который строили в нашей стране.

15.Западники и славянофилы

Славянофилы во главе с Хомяковым считали, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от западного. Это самодостаточная страна, не нуждающаяся в заимствованиях. Русский народ земледельческий , ему чужды аристократизм и божественность. Черта народа- соборность. Решать все вопросы сообща на сходах.

Западничество восходит к идеям Чадаева. Чадаев: "Первые наши годы протекли в дикости, мы миру ничего не дали, у мира ничего не взяли, мы составляем пробел в порядке разумного существования, и существуем для того, чтобы преподать великий урок миру, как не жить. Народы Европы имеют общее семейное сходство, они с молоком матери впитали идеи дома, права справедливости. Мы всегда копировали запад и всегда ненужную миру и радовались , когда они причисляли нас к своим. Нужно посмотреть на те идеи, которые привели запад к процветанию , и их привить у нас. Там всё сделало христианство, плоды которого созрели не для нас. Нам надо оживить наши верования и придать им христианский импульс".

16.Русская религиозная философия(Соловьёв, Бердяев)

Владимир Соловьёв. Центральная идея -всеединства; имеет космическое значение, охватывает всё мироздание. Бог-это космический разум, мир созданный Богом независим. Мир заключает в себе мировую душу или софию. Цель истории- это соединение человека с Богом и создание Бога человечества. Пример: Иисус Христос. В конец своей жизни решил, что наступит стадия человека, когда будут превалировать материальные интересы.

Исходной и основной идеей философии Соловьёва является идея всеединства, или мировой ценности и гармонии. Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания и выступает как идеал бытия. Бог-это абсолютное всеединство, некий космический разум, который является организующей силой мироздания. Будучи созданной своим Творцом, мир, мир однако не завершён и не застыл в своём движении. Он динамичен и непрерывен, становится и развивается, имея в себе внутреннее активное начало , или мировую душу. Она представляет собой особого рода энергию, носитель творческой идеи и принципа всеединства. Жизнь- это вечное творческое столкновение, движение к многообразию и единству всего со всем.

Божественная идея всеединства была названа Соловьёвым мудростью, или Софией. Она есть как бы источник мира и его душа, связывающая воедино Творца и творение, природу и человека, индивида и общество.

17.Русский космизм

Козмизм- направление философии, которое рассматривало космос, окружающий мир. Философия общего дела Фёдорова утверждает, что мир един. Космизация земной жизни необходимое условие всеобщего воскрешения предков. Если человечество соединиться для всеобщего воскрешения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать конца света и Страшного суда. Философия Фёдорова призывает к отказу от вражды и грубости и признанию всеми высших образов морали. Вернадский- крупный русский и советский учёный и философ- космист. Подробно обосновал теорию ноосферы-сферы разума, жизни человека, его материальная и духовная культуры. По его мнению, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместиться в космос.

Циалковский был сторонником идеи вечности, неотвратимости, неуничтожимости (теории) материи. Он видел мельчайшие частицы-атомы. Атомы бывают различной конфигурации, создают всё разнообразие материальных тел. Циалковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циалковскому , космос по своей (воле) сути живой и жизнь- неотъемлемая черта космического бытия.

18.Психоанализ Фрейда

Фрейд- австрийский психиатр, занимался лечением шизофрении. Он заметил, больные страдают от того, что не знают причины своего заболевания. Фрейд разработал метод свободных ассоциаций. Согласно Фрейду сознание человека определяется бессознательным, а котором он выделил 4 инстинкта:

1)Инстинкт самосохранения

2)Инстинкт жизни (Эрос)

3)Инстинкт смерти(Танатос)- желание смерти себе и близким

4)Сексуальный инстинкт (либидо)


СВЕРХ Я
Заслуга Фрейда в том, что он поставил изучение психики и бессознательного на научные рельсы.


Я
Структура психики по Фрейду:


ОНО

рр
ОНО- бессознательное

Я- сфера сознательного,

Всё что находится в сфере культуры и морали, с чем человек вынужден считаться, хотя он этого не хочет. Человек- это существо "антисоциальное".

19.Коллективное бессознательное Юнга.

Юнг- швейцарский психоаналитик. Создал учение о коллективном бессознательном. Архетип более поверхностный слой, это личное бессознательное, которое изучал Фрейд. Более глубокий слой - это коллективное бессознательное, которое идентично у всех людей на Земле. Его невозможно непосредственно изучать. Оно проявляется в мифах и сказках.

20. Экзистенциализм

Философия существования возникла после Второй мировой войны среди творческой интеллигенции. Все экзистенциалисты делятся на:

-католиков

-атеистов

Атеисты- А. Камю, М. Хайдеггер

Католики-К. Ясперс,  Г. Марсель- всех объединяет утверждение: существование предшествует сущности, человек рождается и только потом приобретает свою сущность. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам. В начале человек ничего из себя не представляет, это первый принцип экзистенциализма. Каждому человеку отдается во владение и возлагается ответственность за существование. Достоевский писал:" Если Бога нет, то всё дозволено"- это исходный принцип экзистенциализма. В этом мире человек заброшен, ему не на что опереться ни во вне, ни в себе. Человек- это свобода, он сам за себя отвечает. Человек, осуждён быть свободным. Однажды брошен в мир, он отвечает за всё, что делает, и герой сделал себя героем, и у каждого есть возможность измениться. Человек такой, каким он хочет стать. Сартр пишет: " Экзистенциализм не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательство того, что Бог не существует. Даже если бы Бог существовал- это бы ничего не изменило." Человека ничто не сможет спасти от самого себя, даже самое достоверное доказательство Бога.

Причина неуспеха в жизни: Успеха не могут достичь люди одинокие.

Причина одиночества: Низкая самооценка личности.

21.Постмодернизм

Это философия будущего, постиндустриального общества, которое в последующие годы начала складываться в США, Японии, Западной Европе.

Постмодернизм сегодня- это пропуск в мир избрания и просвещения.

Новое мировоззрение. В центре постмодернизма молодой человек, социально пассивный, который желает быстрее добиться успеха.

Постмодернизм выступает против логики, больше всех против Гекеля, как высшего проявления логоцентризма. Постмодернизм против парных категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Представители: Ж. Деррида, М. Фуко

Постмодернизм частично признаёт только Фрейда. Задача философии- изучать тексты. Деррида полагает, что философия есть бесконечное обсуждение мысли по лабиринту, исключая подведение начала либо истока.

"Мы ничего не можем сказать, что такое прививка, медикамент, порез".

22.Категория бытия.

Категория- предельно общее понятие. Бытие- это действительность, реальность

Формы бытия;

1)Бытие физических процессов делится на две части:

а)предметы естественной природы

б)объекты искусственной природы

2)Бытие духовного:

а)субъективное духовное (человеческие мысли)

б)объективное духовное (искусство, наука, культура)

3)Бытие социального:

а)бытие отдельного человека обществе

б)бытие всего общества

Итог: Нет ничего, что не входило бы в категорию бытия. Небытия нет!

23.Философское учение о материи.

До 1905 г. материю понимали как вещество, состоящее из неделимых органов. В начале 20 в были сделаны открытия физики. Открыт электрон, радиоактивность, радий, явление аннигиляции молекул( электрон сталкиваясь с позитроном образует несколько фотонов света.)

Большинство физиков пришли к выводу, что материя исчезла. Ленин: "Исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали материю." Материя -это объективная реальность, существующая вне человеческого сознания.

Виды материи:

-вещество

-поле

-физический вакуум

Структурирование уровней материи.

1)Микромир- элементарные частицы, атомы, молекулы.

2)Макромир- тела , организмы, сообщество организмов.

3)Мегамир- планеты, звёзды, галактики.

Помимо структурирование организации материи организована и система.

Система- совокупность взаимосвязанных элементов. Системы бывают:

-неорганические

-органические

-социальные

24.Движение и его основные формы. Развитие.

Движение- это изменение вообще, способ существования материи. Движение абсолютно, покой относителен.

Формы движения материи:

-механическая

-физическая

-химическая

-биологическая

-социальная

Высшие формы возникают на базе низших и содержат нас в преобразованном виде.

25.Субстанционная и реляционная концепция пространства и времени.

В истории науки сложились две концепции:

-пространство

-время

1) Субстанционная.

Сложилась в механике Ньютона. Пространство и время абсолютны, неизменны, не связаны друг с другом и с материей. Пространство-вместилище вещей, где время везде течёт одинаково.

2)Реляционная- сложилась в теории относительности Энштейна.

а)время относительно и зависит от скорости движения

б)пространство относительно и зависит от скорости движения

в)пространство, время и материя образуют трёхмерный неразрывный континуум. Энштейн: "Суть такова, раньше считали, что если каким-нибудь чудом вдруг, все материальные вещи исчезли бы, пространство и время остались бы "Согласно теории относительности вместе с вещами исчезнут и пространство, и время.

26.Современная теория самоорганизации материи (синергетика).

Современная теория самоорганизации материи- синергетика.

В открытых системах, состоящих из большого количества элементов самопроизвольно из хаоса рождается порядок. Открытая система обменивается веществом энергии и информации с окружающей средой. До синергетики наука делала акцент на необходимость. Случайность только момент необходимости.

Синергетика полагает, что развитие системы идёт закономерно, но ничего нового не появляется. Затем в точке бифуркации абсолютно случайно появляется новое, которое затем определяет ход развития системы до следствий бифуркации. Основатели: Пригожин, Хакен.

27.Формы чувственного отражения

1)Ощущение-отражение(единой) одной стороны наличного предмета.

2)Восприятие-отражение всех сторон наличного предмета. Ощущать и воспринимать чего нет перед человеком невозможно. А ему необходимо знание о прошлом и будущем. Потому возникает представление. Это отражение в памяти предмета, которого нет. У человека органов чувств ровно столько, сколько ему необходимо. Их недостаток компенсируется мышлением.

28.Формы мышления.

1)Понятие- означает круг сходных явлений.

2)Суждение- утверждение или отрицание чего-либо. Бывают отрицательными и положительными.

3)Умозаключение состоит из двух или более суждений по законам логики получается новое суждение.

4) Истина- это адекватное отражение действительности. По своему содержанию истина объективна, т. к. не зависит ни от человека, ни от человечества. По своей форме истина субъективна, потому что её создаёт человек- субъект. Полное исчерпывающее представление- это абсолютная истина, которая не опровергается. О сложном предмете абсолютная истина недостижима. Неполная истина- относительна. Абсолютная истина складывается из сумм относительных. Более развитая во времени истина конкретна. Менее развитая - абстрактна.

Любая истина содержит в себе абстрактные . Любая истина содержит в себе абстрактные и конкретные моменты. Критерием истины является практика. Основные виды практики: производственные и социальная деятельность.

29.Философское учение об истине.

Истина- это адекватное отражение действительности. По своему содержанию истина объективна, т. к. не зависит ни от человека, ни от человечества. По своей форме истина субъективна, потому что её создаёт человек- субъект. Полное исчерпывающее представление- это абсолютная истина, которая не опровергается. О сложном предмете абсолютная истина недостижима. Неполная истина- относительна. Абсолютная истина складывается из сумм относительных. Более развитая во времени истина конкретна. Менее развитая - абстрактна.

Любая истина содержит в себе абстрактные . Любая истина содержит в себе абстрактные и конкретные моменты. Критерием истины является практика. Основные виды практики: производственные и социальная деятельность.

30. Генезис сознания.

Сознание-это свойство высоко организованной материи. Сознание присуще только человеку. Всем материям присуще свойство отражения.

Уровни развития отражения:

1) Отражение в неживой природе. Здесь нет деятельности, т.е. активности.

2)Уровень в живой природе. Сенсорная- ощущающая психика характерна для одноклеточных.

3)Перцептивная, организм отражает только отдельные стороны предмета.

4)Стадия интеллекта характерна для высших млекопитающих. Они могут закрепить найденные решения и использовать их в сходных решениях.

В животном мире наблюдается рост. Количество предпосылок для возникновения сознания, но этого недостаточно.

Согласно трудовой теории, сознание возникло благодаря труду. Труд- целесообразная деятельность человека осуществляющаяся с помощью орудий труда, направленная на удовлетворение потребностей человека.

Труд предполагает цель, а цель присуща только сознанию. Поэтому труд уже предполагает наличие сознания, Труд и сознание формировались параллельно. Труд предполагает сотрудничество людей, потому с необходимостью возникает язык-средство мышление и общения.

31.Источники, сферы сознания.

Источники:

1)Внешние- предметный мир

2)Социальный- культурная среда

3)Внутренний мир человека.

Сферы:

1)Когнитивная. Сознание есть знание.

2)Мотивационно- волевая. (мотивы, цели)

3)Эмоциональная сфера (эмоции, стрессы, голод)

32.Признаки науки.

1)Нацеленность науки на изучение предметов, которые могут быть использованы в будущем.

2)Предметность и объективность(не зависящая от человека и его согласия)

3)Системность и доказательность

4)Логическая выводимость одних положений из других.

5)Способность открывать законы в своей области.

6)Разработка методологии, которая целенаправляет исследование. Методология- учение о методах. Метод -это средство получения знания.

7)Разработка и использование специальных орудий и искусственного языка. Искусственный язык создается для более точного и ёмкого отражения информации.

8)Особые требования к объекту изученной деятельности (человек, который занимался наукой индивидуально или коллективно). Помимо знания в данной научной области предъявляются определенные моральные ценности или требования. Главный принцип науки- это ценность новизны, самоценность истины. Перед лицом истины все исследования равны.

В науке неприемлемы плагиат и подтасовка данных. В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни.

33. Методы эмпирического уровня.

1)Наблюдение -целенаправленное изучение предметов, опирающихся на чувственные способности человека. Исследователь не вмешивается в ход течения процессов, но может использовать оборудование.(это пассивный метод).

2)Эксперимент- объект воспроизводится искусственно или ставится в искусственные условия.

3)Сравнение должно осуществляться по одному основанию и сравниваться должны только существенные свойства. Сравнение может привести к ошибке.

4)Анализ- разложение изучаемого объекта на составные части и стороны, для их самостоятельного изучения. Анализ осуществляется не только путём расчленения объекта, но и путём наблюдений, экспериментов.

5)Синтез-это практическое или мысленное объединение в единое целое расчленённых и рассмотренных анализом элементов.

Достоинство эмпирического метода: получаем объективное знание.

Недостаток эмпирического метода: знание поверхностное, не проникает вглубь предмета.

34.Методы теоретического уровня.

1)Индукция-переход от частных суждений к общим. В основе индукции - умозаключение. Они проблематичны, не дают достоверных знаний, а только вероятные.

2)Дедукция- переход от общих суждений к частным. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание, если посылки истины.

3)Аналогия- правдоподобное вероятное умозаключение о сходстве двух предметов по какому либо признаку. При аналогии на сходстве двух предметов по некоторым признакам выдвигают предположение об их сходстве. Аналогия никогда не даёт достоверного знания.

4)Абстрагирование- мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связи с другими предметами

35.Научная гипотеза.

Решение научной проблемы начинается с гипотезы. Гипотеза- научно-обоснованное предположение.

Требование к научной гипотезе:

1)Она должна быть непротиворечива. Противоречивая гипотеза может объяснить всё что угодно, и потому не даёт никакой информации об изучаемом явлении.

2)Гипотеза должна согласовываться с теми фактами, которые противоречили теории и с теми, которые она успешно объясняла. Гипотеза не должна противоречить имеющимся теоретическим знаниям.

3) Требование проверяемости, если гипотеза говорит об предметах недоступных практической проверки, то должны быть проверяемы следствия гипотезы.

36.Научная теория.

Это система взаимосвязанных законов науки

Компоненты теории:

1)Исходная эмпирическая основа- это факты достигаемые в ходе эксперимента и требующие проверки.

2) Исходная теоретическая основа- это множество 1-х достижений аксиом законов.

3)Логика теории - это правило логического вывода и доказательства.

4)Совокупность выделенных в теории утверждений.

37.Научная революция. Парадигма.

1)Появление аномалий, которые учёные не могут объяснить и они не соответствуют теории, учёные приходят к выводу, что это не случайно и господствующая теория неадекватна.

2)Кризис, выдвигаются альтернативные гипотезы, их борьба.

3)Смена одной научной теории другой. Новая теория сохраняет всё то положительное, что было накоплено старой. Учение и научные технологии разработал Томас Кун ввёл понятие "парадигма"-это совершенное утверждение принципов, способ решения задач принятых научным сообществом в определенный период времени. В ходе научной революции происходит смена парадигм.

38. Общество как объект социальной философии.

Первоначально необходимо признать, что общество не сводится к сумме составляющих его людей. Люди объединяясь в большие совокупности образуют над индивидуальные явления, которые присущи только обществу. Общество- это система различных сфер, каждая из которых является подсистемой общества и системой одновременно.

Сферы общества:

-Экономическая

-Политическая

-Социальная

-Духовная

Главный вопрос социальной философии: "Что является объединяющим началом общества?" Раньше объединяющим началом общества были кровнородственные связи, которые утратили своё значение. В классический период было выдвинуто 2 точки зрения: одни связывали объединённое начало с культурой, другие с экономикой.

Гегель считал, что духовная культура объединяет общество. Она объективна, её никто не может отменить и все должны ей подчинятся. Гегель придавал значение современной ему западноевропейской культуре. Со временем она распространяется по всему миру и вынуждены будут признать отказавшись от собственной. Другие культуры незначительны, а народы неисторические и неспособны к миссии всемирного масштаба.

в начале 20 в были разработаны Шпенглером Тойнби концепция локальных цивилизаций . Каждая цивилизация уникальна и неповторима, имеет право на существование. Цивилизация- это когда общество достигает высокого развития и оставляет след в истории человечества.

Маркс объединяющее начало общества усматривал в экономике материальной жизни. Он полагал, что для человека превыше всего экономический интерес. Ввёл категорию экономический человек. Сам Маркс занимался чистой наукой.

В действительности и культура и экономика являются объединёнными началами общества.

Даниел Белл разработал концепцию постиндустриального общества. В своей работе Белл пишет: " Что ни один учёный, который изучает общество , не может опровергать Маркса, что любой анализ невозможен без тех положений, которые разработал Маркс. И себя он называет постмарксистом.

39.Этапы развития общества.

1) Доиндустриальный этап- его прошли все страны, а в настоящее время страны Африки, Азии, Латинской Америки. Сельское хозяйство, рыболовство, скотоводство, горнодобывающая промышленность, где занято 70% населения. Принципы общества- борьба с неосвоенной природой.

2)Индустриальный этап- все страны бывшего СССР Восточной Европы. Большинство населения занято в сфере производства, которая характерна механизацией, массовостью, стандартностью, т. е. на производстве используют разумные механизмы основной принцип- борьба с уже освоенной природой.

3)Постиндустриальный этап- начал формироваться в конце 20 века в США, Японии, Западной Европе. Главное- получение, хранение, переработка информации. На 1 план выступают отношения между людьми, а не между человеком и природой. 77% заняты в сфере услуг. По Беллу основной принцип постиндустриального общества- это знания. Рост влияния теоретического знания. Если в индустриальном обществе главными людьми были политики, хозяйственные руководства, банкиры, то в постиндустриальном этапе главными людьми станут учёные.


написать администратору сайта