текст. Экзам_вопросы 2 семестр_СР_ППДП (1). Экзаменационные вопросы по общей психологии (2 сем)
Скачать 113.5 Kb.
|
По степени развернутости: дискурсивное и интуитивное. По характеру решаемых задач: теор и практ. 18. Теория мышления .Как утверждает О.К. Тихомиров (1984), мышление в ассоциативной психологии – это всегда образное мышление, а его процесс непроизвольная смена образов и накопление ассоциаций. В отечественной психологии Л.С. Выготскийдопускал, что принцип ассоциаций может быть применен к простым формам обобщения (комплексам). Теория мышления в бихевиоризме. Бихевиористы изучали мышление, исходя из общепринятой формулы «стимул – реакция». Как утверждает О.К. Тихомиров, после Дж. Уотсона в бихевиоризме сформировались два направления исследования мышления. В рамках первого направления, основанного на классической формуле «стимул – реакция», проблематика мышления не получила дальнейшего развития. Второе направление (Э. Толмен) признавало роль познавательной (ориентировочной) активности в качестве промежуточного звена в бихевиоральной схеме. Однако, даже когнитивный бихевиоризм Э. Толмена не выделял мышление как самостоятельный психический процесс. Бихевиористы экспериментально доказывали существование когнитивных структур и их роль в поведении животных и человека, а также влияние внешних и внутренних (например, мотивации) факторов на их развитие. Теория мышления в Гештальтпсихологии. В гештальтпсихологии мыслительный процесс есть последовательная смена разных типов целостного видения проблемной ситуации – смета гештальтов. В сою очередь, мышление – это процесс переструктурирования проблемной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта, ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) искомого решения. Основной механизм мышления – установление новых отношений между данными, составляющими проблемную ситуацию, путем их переструктурирования. Теория мышления в когнитивной психологии Когнитивные психологи рассматривают мышление в более широком контексте переработки информации. По их мнению, развитие мышления связано с возникновением символических функций, с усвоением и формированием понятий. При помощи внутренних когнитивных структур (образов и понятий) человек активно извлекает информацию из окружающей его среды, организует и интерпретирует ее, а также использует в последующей познавательной деятельности. 19. Процессы мышления В психологии различают следующие виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию, классификацию и систематизацию. Суть операции анализа состоит в разложении целого на составные части. Ведь каждый предмет, явление можно мысленно расчленить на элементы. Синтез прямо противоположен анализу. Это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Так, например, многочисленные данные аэрофотосъемок постепенно объединяются и дают общую картину изучаемых объектов, больших территорий. Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в том основное, главное. Мышление, восходя от анализа конкретных предметов, явлений, событий к абстрактному, обобщенному их анализу, не отходит, если оно правильное, от истины, а подходит к ней: абстракции отражают природу явлений, событий глубже, вернее, полнее. Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация - это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам. Систематизация - это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В отличие от классификации она может осуществляться по многим признакам, как существенным, так и несущественным. 20. Характеристика форм мышления. К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение. ПОНЯТИЕ — форма мышления, в которой отражается закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений. Усвоение понятия по своей сути есть не что иное, как усвоение общественного опыта. Только человек имеет возможность посредством слов передавать из поколения в поколения накопленную информацию. Неслучайно, что во многих теориях обучения в качестве одного из ведущих принципов выделяется усвоение понятий. Понятия можно разделить на несколько видов. В частности, по характеру отражаемых связей и отношений выделяют конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями окружающей действительности в целостной и структурно-обособленной форме. В качестве примера можно привести такие понятия, как «компьютер», «собака», «река», «дом», «дорога». Абстрактными называются понятия, в которых отражаются свойства предметов, взятые в отвлечении (абстрактно) от их носителей (предметов). Примерами абстрактных понятий будут гуманизм, сила, чистота, надежность, синева, воля. По другому признаку, по общности, различают общие и единичные понятия. Общие понятия («школа», «игра», «река») отражают круг однородных явлений (предметов), имеющий общий признак. Единичные понятия (ОШ № 48 г. Минска, КВН, «река «Припять») обозначают один, конкретный предмет (явление). СУЖДЕНИЕ — форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами. Ввиду того, что предметы и явления, а также их свойства обозначаются соответствующими понятиями, можно утверждать, что в суждении устанавливается связь между понятиями. Выделяют две классификации суждений. В зависимости от того, соответствует ли суждений объективной реальности, различают истинные и ложные суждения. При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь (практика). В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении — общие, частные и единичные. Общие суждения распространяются на всю совокупность предметов (явлений), содержащихся в понятиях (например, «Все школьники летом отдыхают»). Частные суждения касаются только части предметов (явлений), относящихся к понятию (например, «Некоторые школьники увлекаются футболом»). В единичном суждении приводится указание на конкретное понятие («Ученик Федоров стал победителем Х международной олимпиады по биологии»). Т.о, в суждениях представлена мысль о связи предметов (явлений) в развернутой и дифференцированной форме, о характере причинно-следственных связей. В этой мысли может содержаться либо утверждение, либо отрицание какого-либо соотношения. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение. Умозаключения могут выводится тремя способами, на основе которые выделяются соответствующие умозаключения: индуктивные умозаключения — выведение общего привила из частных фактов; дедуктивные умозаключения — распространение общего правила на конкретный случай; умозаключения по аналогии — новое суждение выводится по сходству с уже известным. Т.о., умозаключение представляет собой высшую форму мышления, которая позволяет человеку использовать различные мыслительные операции для нахождения новых решений, для формирования новых суждений. При этом человек может не прибегать к непосредственному, чувственному опыту, а оперирует абстрактной информацией (т.е. речь идет о теоретическом мышлении). 21. Понятие о воображении, его основные отличия от процессов восприятия и памяти. Воображение это преобразование образов памяти и создаете па этой основе новых образов. Основное отличие воображения от памяти заключается в ином отношении к действительности. Если функция памяти — как можно более точное сохранение результатов прошлого опыта, то функция воображения— динамическое их преобразование. Мы говорим о хорошей памяти, если человек сохраняет информацию максимально точно и полно, без ее искажения. Напротив, о богатом воображении свидетельствует максимальная трансформация образов. Однако, воображение находится в прямой зависимости от содержания опыта человека, то есть того материала, который хранится в памяти. Воображение также тесно связано с восприятием. В чем же их отличие. В восприятии отражается то, что содержится в объекте. Воображение – это отлет от восприятия, преобразование данного, создание нового, чего нет в образе восприятия. Например, в узоре на ковре или в чернильных пятнах можно увидеть и животного, и профиль человека и т. д. Воображение также тесно связано с мышлением. Этот вопрос является дискуссионным. Некоторые психологи считают, что воображения как специфического познавательного процесса не существует, а есть творческое мышление. Другие говорят, что воображение имеет самостоятельный статус. Мы будем придерживаться второй точки зрения. Если главная функция мышления — раскрыть сущность предметов и явлений, и оно оперирует с реальным содержанием образов (например. стул — предмет, предназначенный для сидения, мебель, мел — известняк, предназначенный для писания), то воображение—это реальный мир, взятый в ином измерении, это другое предметное содержание образа (в игре детей стул —вагон, машина; мел — сахар). Отметим, что реальное содержание образа при этом не исчезает, оно существует наряду с воображаемым. Например, когда ребенок скачет на палочке, он знает, что это палочка, а не лошадь. Воображение — это не уход в мир ирреального, а преобразование действительности. 22. Виды активного воображения. Виды воображения: В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения Активное воображение (преднамеренное) – создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Пассивное воображение (непреднамеренное) – при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя). Продуктивное (творческое) воображение – создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное (воссоздающее) воображение – создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. Характеристика отдельных видов воображений: Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. Галлюцинация – пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ. Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения. Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты: – Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. – Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. – Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. – Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация – «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок – кентавр, Змей-Горыныч и пр. Гиперболизация – существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик. Акцентирование – выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура). 23. Психологические механизмы воображения В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения. Комбинирование- сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Особый вид комбинирования - это агглютинация- при которойсоединяются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец -- полуневежа),подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа. Акцентирование. Способ основан на искусствен-ном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям узнать его. Этот способ активно используют пародисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями и др. Типизация.Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи. Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, 24. Виды и формы воображения. Виды воображения: • активное, • пассивное, • воссоздающее • творческое воображение Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. (пример- воображение художника, обдумывающего в своей мастерской проекты будущих работ). Пассивное воображение формирует образы спонтанно, «само собой». Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в гипнотических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях. Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта, существовавшего реально в прошлом, но представленного словесно, в схемах, чертежах, эскизах. Например, воссоздание в воображении фрагментов Бородинского сражения 1812 г. по роману Л. Толстого «Война и мир» и воплощение образа в жизнь в виде создания соответствующей панорамы. Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире (образы кентавра, человека-паука). Мечта - это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время. Грезы - это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир. В грезах отсутствует воля индивида. Считается, что грезы свидетельствуют о наличии у него некоторых дефектов развития личности: безволия, плохой социальной адаптируемости, иждивенчества, крайней нерешительности, пассивности, неуверенности в себе, замкнутости. |