Практические советы по написанию итогового сочинения. Практические советы в написании итогового сочинения по литератур. Практические советы для написания итогового сочинения по литературе I. Вступление
Скачать 29.36 Kb.
|
Практические советы для написания итогового сочинения по литературе I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов: объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; ответ-тезис на главный вопрос темы. Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа: тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д., тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + Аргументы Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Помни! По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe. Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин. Оптимaльнoe кoличeствo – 2. Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт! Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации. Аргумент нужно: привести из литературных источников. выделить в отдельный абзац. в конце каждого абзаца написать микровывод. к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент! Аргумент состоит из 3 элементов: Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок). Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п. III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. 4 способа закончить сочинение: Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. . Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово. Практические советы в написании итогового сочинения: Как писать вступление? Вступление должно быть 60-70 слов. Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения? Отражено ли это во вступлении? Намечена ли цель сочинения? Есть ли переход к основной части? Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы…. Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о.... Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? (можно задать риторические вопросы) Так в произведении…показан…. Именно…( один из этих вариантов!) Как писать основную часть? Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента); Обращение к произведению (указаны автор, название); Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!); Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему; Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме; Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!); То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….; О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…; Об этом же писал…; Это же волновало….; Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый. Как писать заключение? В заключении — 60-70 слов. Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного) Клише для начала заключения: Подводя итог, хочется сказать:… Таким образом, мы понимаем, что…. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос) Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения. Клише к итоговому сочинению: Для вступления Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям. Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ... Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что... Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что … Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ... Для тезисов Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения). Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения) Для перехода к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ... Обратимся к произведениям художественной литературы За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором... Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) Для аргументов Обращение к произведению Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме… Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название). Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название). Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения). Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название). Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название). Вспомним героя повести… (автор, название). Обратимся к роману… (автор, название). Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом. Интерпретация произведения или его фрагмента: Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о ... Мы видим, что герой поступил так потому... Автор показывает, к каким последствиям привело... Этому герою/поступку автор противопоставляет... Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает… Промежуточный вывод: Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. Мы можем прийти к выводу... Для заключения Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… Невольно напрашивается вывод… Таким образом, мы приходим к выводу: … Итак, можно сделать вывод, что… В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...! Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … Обобщая сказанное, хочу сказать, что… Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что... Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны… (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что .… К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо… Сочинение по направлению "Отцы и дети" В чем состоит конфликт отцов и детей? Отцы и дети – вечная проблема, связанная со сменой поколений. Время движется вперёд, одна эпоха сменяет другую, а вместе с эпохой уходят старые поколения, на смену им идут молодые. Неизбежен ли конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» или возможно согласие? На чьей стороне правда в конфликте поколений? Возможно ли «отцам» и «детям» прийти к согласию? Думаю, что в конфликте поколений нет одной правой стороны. Нельзя полностью отказаться от прошлого, от традиций, нужно из опыта «отцов» брать всё лучшее и в то же время не останавливаться на месте, двигаясь вперёд, совершенствуя себя и общество, изменяя жизнь к лучшему. Вечными должны оставаться нравственные ценности: честь, совесть, долг. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблема отцов и детей раскрывается на примере семьи Гринёвых. Старший Гринёв служил при Минихе, но как только Миних при смене власти впал в немилость императрицы и оказался в ссылке, Андрей Петрович вышел в отставку, не желая приспосабливаться к изменившимся условиям, оставаясь верным своей присяге. Этому же учит Гринёв своего сына Петра. Он не отправляет Петрушу в Петербург в гвардейский полк, где тот бы ничему не научился, а только развлекался бы и играл в карты. Андрей Петрович отправляет сына в Оренбург, где тому предстоит служить в глухой степи в Белогорской крепости. Пётр получает строгий наказ служить верно тому, кому он присягнёт. «Береги платье снова, а честь смолоду» - эти слова отца стали заветом Петра, клятвой, которую он не нарушил. Пётр Андреевич Гринёв храбро защищал крепость от пугачёвцев и готов был принять казнь на виселице, но остаться верным своему офицерскому слову. На этом примере мы видим, какую важную роль играют родители в формировании личности своих детей, как важно получить родительское напутствие и быть верным завету отца. Но бывают такие сложные переходные эпохи, когда конфликт поколений неизбежен и приобретает острые формы. О такой эпохе рассказывает в своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. В его романе отражена идейная борьба шестидесятых годов девятнадцатого века между дворянами-либералами и революционерами-демократами, и в то же время здесь раскрывается вечный конфликт поколений. Идейными антагонистами являются аристократ Павел Петрович Кирсанов и нигилист Евгений Базаров, который отрицает полезность аристократов для общественного блага, которые только говорят о своих «принципах», но ничего не делают. Но и Базаров не прав, отрицая опыт прошлого и собираясь всё разрушить. Как ни странно, после дуэли из-за Фенечки противники лучше стали понимать друг друга. А вот конфликт между Николаем Кирсановым и его сыном Аркадием носит временный характер. Младший Кирсанов был увлечён нигилизмом под влиянием Базарова, но как только он понял всю бесплодность полнейшего отрицания, снова стал ближе к отцу. Из этого примера ясно, что бывают эпохи, когда переосмысление опыта «отцов» происходит на основе уважения к принципам предков. А во времена социальных потрясений отказ от прежних ценностей может быть трагичным. Таким образом, нельзя отказываться от идеалов и жизненного уклада предшествующих поколений, так как в результате этого рвётся связь времён. Такие ценности, как любовь, дружба, природа, уважение к истории, к прошлому предков, искусство, семья должны существовать вечно.
|