методология 27.11. Экзистенциальнофеноменологическая традиция в психологии (конспект)
Скачать 20.14 Kb.
|
Тема: Экзистенциально-феноменологическая традиция в психологии (конспект) Специфика рассмотрения психологической феноменологии Экзистенциальность переживаний и особенности их изучения Феноменологический анализ жизненных переживаний Тема: Классификация методов исследования в психологии Задание 1. Заполнить таблицу:
Задание 2. . Какая из предложенных ниже выборок является наиболее правильной для достижения целей исследования, и почему. Психолог проводит исследование, направленное на изучение особенностей самоотношения у лиц с компьютерной зависимостью. Исследовательская выборка №1: 30 испытуемых в возрасте от 20 до 50 лет, имеющих высшее и среднее образование, профессия неизвестна. Наличие компьютерной зависимости оценивали по количеству часов проведённых в онлайн-игре. Исследовательская выборка №2. 50 испытуемых в возрасте от 30 до 60 лет, имеющих высшее образование, медработники. Наличие компьютерной зависимости оценивали по количеству часов проведённых в онлайн-игре и соц. сетях. Исследовательская выборка №3. 50 испытуемых в возрасте от 20 до 30 лет, имеющих высшее и незаконченное высшее образование (студенты психологических и медицинских специальностей, а также практикующие психологи и медработники). Наличие компьютерной зависимости оценивали с помощью специального психодиагностического инструментария. Количество часов и активность испытуемого в онлайн-играх оценивал сам экспериментатор с помощью анализа игровых аккаунтов испытуемых (аккаунт активен не менее 2 лет). Задание 3. Контент-анализ сказок. Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Литература для изучения: Н. А. Елсукова, Т. В. Купчинова Контент-анализ СМИ при изучении проблемы ВИЧ/СПИД / Н. А. Елсукова, Т. В. Купчинова // Теория и методы исследований коммуникации [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. Вып. 3 / под ред. О. В. Терещенко. – Минск : БГУ, 2014. – С. 102–121. Кирпиков А. Р. Качественный контент-анализ как метод исследования / А. Р. Кирпиков // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 67-74. Африканская: Обезьяна, питон и заяц Давно-давно, когда животные могли разговаривать так же, как и люди, жила- была обезьяна. Однажды утром отправилась эта обезьяна поискать себе что-нибудь поесть. Вот пришла она к холму, подняла камень, лежавший на солнцепеке, а там — черви, скорпионы, жуки. Вдоволь полакомилась обезьяна. И пошла дальше. Идет она, идет и вдруг видит: на дороге еще один камень лежит, а под ним огромный питон. Еле живой. Стал питон просить обезьяну: — О дитя моего народа, отверни этот камень, чтобы я мог выползти. Помоги мне! Обезьяна приподняла камень и освободила питона. Не успел он выползти из-под камня, как схватил обезьяну и хотел уж ее проглотить. Закричала обезьяна, стала просить питона помиловать ее, но питон и слушать ничего не желал. А в это время случилось зайцу проходить мимо. Вот несчастная обезьяна и обратилась за помощью к нему, прося рассудить их с питоном. Рассказали питон и обезьяна, как все случилось, а заяц, подумав, ответил: — Ничего не понимаю! Питон, ложись под камень, как это было, когда обезьяна увидела тебя, чтобы я своими глазами мог увидеть, как все было на самом деле. Как сказал заяц, так и сделали. Питон лег, а обезьяна навалила на него огромный плоский камень. И говорит тогда заяц обезьяне: — А теперь, сестра моя, беги прочь! И они убежали оба, оставив питона лежать под камнем. Русская: Овца, лиса и волк У крестьянина из гурта бежала овца. Навстречу ей попалась лиса и спрашивает: «Куда тебя, кумушка, Бог песет?» — «О-их, кума! Была я у мужика в гурте, да житья мне не стало: где баран сдурит, а все я, овца, виновата! Вот и вздумала уйти куды глаза глядят». — «И я тоже! — отвечала лиса. — Где муж мой курочку словит, а все я, лиса, виновата. Побежим-ка вместе». Через некоторое время повстречался им бирюк. «Здорово, кума!» — «Здравствуй», — говорит лиса. «Далече ли бредешь?» Она в ответ: «Куда глаза глядят», — да как рассказала про свое горе, бирюк молвил: «И я так же! Где волчица зарежет ягненка, а все я, бирюк, виноват. Пойдемте-ка вместе». Пошли. Дорогою бирюк и говорит овце: «А что, овца, ведь на тебе тулуп-то мой?» Лиса услышала и подхватила: «Взаправду, кум, твой?» — «Верно, мой!» - «Побожишься?» — «Побожусь!» — «К присяге пойдешь?» — «Пойду». — «Ну, иди, целуй присягу». Тут лиса сметила, что мужики на тропинке поставили канкан, она привела бирюка к самому канкану и говорит: «Ну, вот здесь целуй!» Только сунулся бирюк сдуру — а капкан щелкнул и ухватил его за морду. Лиса с овцой тотчас убежали от него подобру-подоздорову. Подсказки: Если появились сложности с выделением категорий контент-анализа, начинайте с подсчёта количества употребления слов различных частей речи (сколько существительных, глаголов, прилагательных и т.д.); выпишите из текста все глаголы и распределить их в группы по смысловому содержанию (например, глаголы, обозначающие агрессивные действия; глаголы, обозначающие действия коммуникации, и т.д.); выделите культурно приемлемые способы выражения эмоций, различия в уровне проявления агрессивности и т.д. |