философия. Эмпирический и теоретический уровни в естествознании
Скачать 0.81 Mb.
|
Научное познание Эмпирический и теоретический уровни в естествознании Ф. Бэкон был основоположником эмпиризма. Он считал опыт единственным источником познания и сводил все содержание знания к опыту, в противовес господствовавшему в то время рационализму, отводившему главное место в познавательной деятельности разуму, относя чувственное отражение к недостоверному знанию. Бэкон считал, что для успешного развития науки необходима правильная научная методология, которая подобна дороге. И даже хромой, идущий по дороге, окажется впереди здорового человека, бегущего по бездорожью, отмечал он. Свой научный метод Ф. Бэкон опубликовал в сочинении «Новый органон», которое должно было стать заменой труду Аристотеля «Органон», содержащему описания методов науки предыдущей эпохи, которые можно назвать умозрительными, оторванными от реальной природы. Научное познание, по мнению Ф. Бэкона, должно базироваться на индукции и эксперименте. Индукция – это переход от частных фактов к общему для них выводу – индуктивному обобщению. Вывод будет правильным, если мы рассмотрим все факты. Но обычно мы делаем заключение, не обладая всеми фактами, а имея лишь их часть. По мнению Бэкона, для эффективного использования метода индукции следует тискать факты, опровергающие сделанный индуктивный вывод, так как достаточно одного-единственного случая, чтобы опровергнуть необдуманное обобщение. Бэкон полагал, что, используя опытно-индуктивный метод, можно более- менее уверенно идти вперед в познании природы, открывая новое знание, а не «пережевывая» старое. Правильное знание строится только на опытных фактах. В этом плане он отличался от рационалистов, опиравшихся на дедуктивные выводы, сделанные на умозрительных основаниях. Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания. «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приводит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный 1 ». 1 Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Москва: Мысль, 1978. С. 14-15 Научное познание Бэкон дал образное описание, показывающее отличие его метода от методов вульгарных эмпириков и умозрительных рационалистов. Свой метод он сравнивал с трудом пчелы, которая, выкачивая нектар из цветов, преобразует его в мед, используя свои навыки; вульгарных эмпириков – с муравьями. собирающими все, что им попадается на пути без разбора, а умозрительных рационалистов – с пауками, ткущими паутину знания из себя. Дальнейшим развитием методологии Бэкона было принятие во внимание гипотез и развитие гипотетико-дедуктивного метода в осмыслении опытов. На этой основе выдвигаются те или иные предположения, гипотезы и из них выводятся разнообразные следствия, подлежащие дальнейшей опытной проверке. Итак, мы имеем рационализм – дедуктивный подход к изучению действительности, эмпиризм – индуктивный подход к изучению реальности и гипотетико-дедуктивный метод изучения реальности. Задание 1 Проанализируйте положительные и отрицательные стороны этих подходов к изучению реальности. Какой из этих методов является наилучшим? Можно ли предложить какой-нибудь лучший способ изучения реальности? |