Главная страница
Навигация по странице:

  • Френсис Бэкон (1561-1626)

  • «Идолы рода»

  • «Путь паука»

  • «чистую доску» (tabula rasa)

  • Джордж Беркли (1685-1753)

  • « Существовать – значит быть воспринимаемым ».

  • эмпиристы. эмпиристы и их философия. Эмпиризм это


    Скачать 278 Kb.
    НазваниеЭмпиризм это
    Анкорэмпиристы
    Дата21.11.2022
    Размер278 Kb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаэмпиристы и их философия.ppt
    ТипДокументы
    #803755

    Эмпиристы и их философия

    ЭМПИРИЗМ –это:


    Направление в философии, представители которого считают, что в основе познания лежит опыт. (Оппоненты рационалистов)
    Получил широкое распространение в Англии в 17 в., потом в США.
    Представители – Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США) и др.

    Френсис Бэкон (1561-1626)


    Английский философ и естествоиспытатель, основатель эмпиризма.
    Занимал видные посты в правительстве (ген. прокурор, лорд-канцлер)
    Один из основоположников методологии науки.
    Его кредо: «Знание - сила».


    Создал одну из первых классификаций наук
    В основе познания, по Бэкону, лежит исключительно опыт.
    Главный метод познания, по Бэкону – индукция (от частного – к общему).
    Френсис Бэкон решал две основные задачи:
    1. Выявить источники заблуждений
    2. Указать правильные пути (методы) овладения истиной.

    Фр. Бэкон: познанию человека мешают помехи - «идолы» («призраки»):


    «Идолы рода» – связаны с общечеловеческими особенностями (несовершенством) устройства органов чувств, мозга и т.д.
    «Идолы пещеры» – влияние особенностей конкретного человека на процесс познания. Связан с характером, уровнем образования, воспитания… «Каждый смотрит на мир из своей пещеры».


    «Идолы рынка» (связаны с языком) – неумение правильно выразить свои мысли словами, неправильное употребление и незнание различных терминов. Науке особенно необходимы четкие, однозначные определения.
    «Идолы театра»: Мы очень часто опираемся на признанные авторитеты, теории, не задумываясь об их правильности (Аристотель, Гален и т.п.)

    Ф. Бэкон: пути, по которым может идти познание:


    «Путь паука» – исключительно рационалистический, оторванный от опыта;
    «Путь муравья» - когда во внимание принимается только опыт (это догматический эмпиризм);
    «Путь пчелы» (наилучший) – с помощью как рационалистического, так и опытного познания. Хотя опыту нужно уделять большее предпочтение.

    Томас Гоббс (1588-1679)


    Секретарь Бэкона и его ученик
    Убежденный («воинствующий») материалист;
    Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.

    Гоббс - автор всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище»), в которой обосновал теорию общества и государства:


    Человек обладает изначально злой природой;
    Движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
    Это приводит к сознанию каждым человеком «права на все».


    Пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;
    Для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник механизм для регулирования жизни в обществе – государство;


    Чтобы эффективно выполнять свои функции, государство должно стать всесильным;
    Государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

    Джон Локк (1632-1704)


    Английский философ - эмпирист, развивший многие идеи Бэкона и Гоббса.
    Материалист, родоначальник либерализма и экспериментальной психологии.

    Джон Локк о государстве:


    Главная обязанность государства - защищать естественные и неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность.
    Для того, чтобы государство не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей.


    Локк первым выдвигает идею о том, что государство должно быть построено по принципу разделения властей на:
    Законодательную;
    Исполнительную;
    Федеративную (внешнеполитическую).

    Джон Локк о первичных и вторичных качествах вещей:


    Первичные качества вещей – то, что можно измерить (длина, ширина, вес и т.д.);
    Вторичные качества – то, что зависит от человека (цвет, вкус, звук…).
    Таким образом, познание зависит и от окружающего мира, и от самого человека.

    Джон Локк о сознании:


    Никаких врожденных идей нет;
    Сознание человека с момента рождения представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), которая при жизни наполняется всё новым и новым содержанием (письменами разума).


    Т.е. в познании надо опираться на опыт, чувственное знание: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях».
    Задача разума – упорядочивать то, что дают чувства.

    Джордж Беркли (1685-1753)


    Английский теолог и философ. Священник, доктор философии.
    Сенсуалист (считал что все знания - из ощущений). Близок к субъективному идеализму.

    Джордж Беркли:


    Разделение первичных и вторичных качеств вещей не оправдано (и протяженность, и вкус одинаково даны нам в форме ощущений). Все качества являются субъективными.
    Вещи - это комплексы наших ощущений, источником которых является Бог.
    Т.е. объективного, не зависящего от нашего восприятия мира, материи – не существует!

    Отсюда- знаменитый вывод Беркли:


    «Существовать – значит быть воспринимаемым».
    Тем не менее, даже если не будет никого, кто воспринимает вещи, они продолжат существовать как идеи в сознании у Бога.

    Дэвид Юм (1711-1776)


    Английский философ, историк, экономист;
    Сформулировал основные принципы агностицизма.


    «Мы ничего не можем сказать о мире помимо наших ощущений или идей на основе наших ощущений».
    Мы занимаемся ассоциациями этих ощущений, сравниваем их.
    Очень часто реальный опыт нам подменяет простая привычка. Ассоциации, аналогии, привычки уводят нас от истины.

    Главные признаки чеовеческой природы:


    Человек-существо разумное,и,как таковое,он находит себе надлежащую пищу в науке…
    Человек не только разумное,но и общественное существо…
    Человек,кроме того,деятельное существо,и благодаря этой наклонности,а также в силу различных потребностей человеческой жизни он должен предаваться различным делам и занятиям…



    написать администратору сайта