Главная страница
Навигация по странице:

  • Рис. 1.1. Создание нового файла в Emu8086.

  • Рис. 1.2. Окно эмулятора Emu8086.

  • Рис. 1.3. Сообщение о завершении программы.

  • make_COM

  • MOV DL, 41h

  • Emu8086 Запускаем программу Emu8086 и создаём новый файл через меню file new com template (Файл Новый Шаблон файла com). В редакторе исходного кода после этого мы увидим следующее Рис. Создание нового файла в Emu8086


    Скачать 251.21 Kb.
    НазваниеEmu8086 Запускаем программу Emu8086 и создаём новый файл через меню file new com template (Файл Новый Шаблон файла com). В редакторе исходного кода после этого мы увидим следующее Рис. Создание нового файла в Emu8086
    Дата05.04.2018
    Размер251.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEmu8086.docx
    ТипДокументы
    #40430
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Emu8086

    Запускаем программу Emu8086 и создаём новый файл через меню FILE – NEW – COM TEMPLATE (ФайлНовыйШаблон файла COM). В редакторе исходного кода после этого мы увидим следующее:

    создание нового файла в emu8086

    Рис. 1.1. Создание нового файла в Emu8086.

    Здесь надо отметить, что программы, создаваемые с помощью Ассемблеров для компьютеров под управлением Windows, бывают двух типов: COM и EXE. Отличия между этими файлами мы рассмотрим позже, а пока вам достаточно знать, что на первое время мы будем создавать исполняемые файлы с расширением COM, так как они более простые.

    После создания файла в Emu8086 описанным выше способом в редакторе исходного кода вы увидите строку «add your code hear» - «добавьте ваш код здесь» (рис. 1.1). Эту строку мы удаляем и вставляем вместо неё следующий текст:

    MOV AH, 02h

    MOV DL, 41h

    INT 21h

    INT 20h

    Таким образом, полный текст программы будет выглядеть так:
    ORG 100h
    MOV AH, 02h

    MOV DL, 41h

    INT 21h

    INT 20h
    RET

    Кроме этого в верхней части ещё имеются комментарии (на рис. 1.1 – это текст зелёного цвета). Комментарий в языке Ассемблера начинается с символа ; (точка с запятой) и продолжается до конца строки.

    Также отметим, что регистр символов в языке ассемблера роли не играет. Вы можете написать RET, ret или Ret – это будет одна и та же команда.

    Вы можете сохранить этот файл куда-нибудь на диск. Но можете и не сохранять. Чтобы выполнить программу, нажмите кнопку EMULATE (с зелёным треугольником) или клавишу F5. Откроется два окна: окно эмулятора и окно исходного кода (рис. 1.2).

    окно эмулятора emu8086

    Рис. 1.2. Окно эмулятора Emu8086.

    В окне эмулятора отображаются регистры и находятся кнопки управления программой. В окне исходного кода отображается исходный текст вашей программы, где подсвечивается строка, которая выполняется в данный момент. Всё это очень удобно для изучения и отладки программ. Но нам это пока не надо.

    В окне эмулятора вы можете запустить вашу программу на выполнение целиком (кнопка RUN) либо в пошаговом режиме (кнопка SINGLE STEP). Пошаговый режим удобен для отладки. Ну а мы сейчас запустим программу на выполнение кнопкой RUN. После этого (если вы не сделали ошибок в тексте программы) вы увидите сообщение о завершении программы (рис. 1.3). Здесь вам сообщают о том, что программа передала управление операционной системе, то есть программа была успешно завершена. Нажмите кнопку ОК в этом окне и вы увидите, наконец, результат работы вашей первой программы на языке ассемблера (рис. 1.4).

    сообщение о завершении программы

    Рис. 1.3. Сообщение о завершении программы.

    ваша первая программа выполнена

    Рис. 1.4. Ваша первая программа выполнена.

    Как мы уже говорили, наша первая программа выводит на экран английскую букву «А». Результат оправдал наши ожидания – буква «А» выведена на экран.

    Здесь стоит отметить, что Emu8086 – это ЭМУЛЯТОР, то есть он эмулирует работу компьютера с процессором 8086. Поэтому в описанном выше примере программа выполняется не операционной системой, а эмулятором. Emu8086 может создавать и реальные программы, которые могут самостоятельно выполняться на компьютере. Но описание работы с Emu8086 не входит в наши планы. Читайте справку и экспериментируйте – всё у вас получится.

    В нашем случае пока не важно, как выполняется программа – эмулятором или операционной системой. Главное – разобраться с вопросом создания программ на языке ассемблера. Поэтому разберём нашу простенькую программку подробно.

    #make_COM# – 1-ая строка. Эта команда – специфическая для Emu8086. Она используется для определения типа создаваемого файла. В нашем случае это файл с расширением .COM.

    ORG 100h – 2-ая строка. Эта команда устанавливает значение программного счетчика в 100h, потому что при загрузке СОМ-файла в память, DOS выделяет под блок данных PSP первые 256 байт (десятичное число 256 равно шестнадцатеричному 100). Код программы располагается только после этого блока. Все программы, которые компилируются в файлы типа СОМ, должны начинаться с этой директивы.

    MOV AH, 02h – 3-я строка. Инструкция (или команда) MOV помещает значение второго операнда в первый операнд. То есть значение 02h помещается в регистр АН. Для чего это делается? 02h – это ДОСовская функция, которая выводит символ на экран. Мы пишем программу для DOS, поэтому используем команды этой операционной системы (ОС). А записываем мы эту функцию (а точнее ее номер) именно в регистр АН, потому что прерывание 21h использует именно этот регистр.

    MOV DL, 41h – 4-я строка. Код символа «A» заносится в регистр DL. Код символа «A» по стандарту ASCII – это 41h.

    INT 21h – 5-я строка. Это и есть то самое прерывание 21h – команда, которая вызывает системную функцию DOS, заданную в регистре АН (в нашем примере это функция 02h). Команда INT 21h – основное средство взаимодействия программ с ОС.

    INT 20h – 6-я строка. Это прерывание, которое сообщает операционной системе о выходе из программы и о передаче управления консольному приложению. Значит, при использовании INT 20h в нашем примере, управление будет передаваться программе Emu8086. А в том случае, если программа уже откомпилирована и запущена из ОС, то команда INT 20h вернет нас в ОС (например, в DOS). В принципе, в случае с Emu8086 эту команду можно было бы пропустить, так как эту же функцию выполняет команда RET, которая вставляется в исходный текст автоматически при создании нового файла по шаблону (как это сделали мы ранее). Но я решил использовать INT 20h и здесь для совместимости с другими ассемблерами.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта