Главная страница
Навигация по странице:

  • Отрывок наизусть: Не лепо ли ны бяшеть, братие, начати старыми словесы трудных повестий о пълъку Игореве

  • Игоря Святъславлича Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению

  • то растекашется мыслиюпо дереву , серым вълком по земли

  • Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей: которыи дотечаше, та преди песнь пояше

  • красному Романови Святъславличу . Боян же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше

  • 1.$ Cово о полку Игореве. Эпический жанр, поэма. Памятник русской литературы. Основные образы в основе Слова о полку Игореве


    Скачать 17.9 Kb.
    НазваниеЭпический жанр, поэма. Памятник русской литературы. Основные образы в основе Слова о полку Игореве
    Дата25.03.2020
    Размер17.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.$ Cово о полку Игореве.docx
    ТипПоэма
    #113332

    Слово о полку Игореве.

    Эпический жанр, поэма. Памятник русской литературы.

    Основные образы:

    В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира. 

    Главные герои князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы». 
    Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. 
    Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». 
    Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова...». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили... Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись». 

    Идея патриотизма:

    Основной в «Слове...» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова...». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо. 

    Патриотическая идея «Слова...» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия». 

    Отрывок наизусть:

    Не лепо ли ны бяшеть, братие,

    начати старыми словесы

    трудных повестий о пълъку Игореве,

    Игоря Святъславлича?
    Начати же ся тъй песни

    по былинамь сего времени,

    а не по замышлению Бояню!
    Боян, бо вещий,

    аще кому хотяше песнь творити,

    то растекашется мыслиюпо дереву,

    серым вълком по земли,

    шизым орлом под облакы.
    Помняшеть бо рече,

    първых времен усобице.
    Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей:

    которыи дотечаше,

    та преди песнь пояше -

    старому Ярославу,

    храброму Мстиславу,

    иже зареза Редедю предъ пълкы касожскыми,

    красному Романови Святъславличу .
    Боян же, братие, не 10 соколовь

    на стадо лебедей пущаше

    нъ своя вещиа пръсты

    на живая струны въскладаше;

    они же сами князем славу рокотаху.






    написать администратору сайта