Анализ отрывка романа Война и мир. Эпизод Первый бал Наташи Ростовой в начале xix века, в то самое время, которое описывается в романе Льва Николаевича Толстого Война и мир
Скачать 17.1 Kb.
|
Анализ отрывка из романа «Война и мир» Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» В начале XIX века, в то самое время, которое описывается в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», одним из главных событий в жизни молодой девушки-дворянки был ее первый выход в свет. Автор произведения рассказывает о первом бале Наташи Ростовой, одной из центральных героинь повествования. Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, "дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях". Внешний облик самого бала — это все про всех знающая Перонская, с ее оценками и замечаниями, государь, "царица Петербурга графиня Безухова", "танцор-адъютант, начавший бал", — все, "смешавшееся в одну блестящую процессию". Но это не просто обыкновенный петербургский бал — это первый бал Наташи Ростовой, на котором мы встречаем сразу всех основных героев романа: Наташу, с ее блестящими глазами, князя Андрея и угрюмого, рассеянного Пьера. Событие это можно назвать переломным моментом в жизни Наташи. Бал очень важен для ее дальнейшей жизни. Именно этот бал становится решающим во взаимоотношениях между Наташей и князем Андреем, жизненные пути которых впоследствии еще не раз пересекутся. Бал происходит 31 декабря - конец старого года и начало нового. Эта дата сама по себе является волшебной и символичной. Тоже самое можно сказать и про жизнь – здесь заканчивается старая жизнь персонажей и начинается новая. Сцена наполнена символичными деталями, нюансами и моментами. Например, Андрей Болконский одет в белый мундир. Это является символом перехода в новую жизнь – светлую, чистую, «белую». Князь освобождается от груза потери жены. Наташа тоже одета в воздушное белое платье. Сам автор указывает, что платье напоминает саму Наташу – такое же чистое и воздушное. Символична и подготовка к балу. Если в доме Ростовых подготовка идет в счастливой суете, ведь это первый бал для юной прелестницы, то приготовления Пиронской показаны на контрасте – внешне все происходит «также», но при этом автор часто упоминает слово «старая», что говорит о том, насколько привычным является бал для хозяйки. В преддверии бала все существо героини наполнялось счастьем, ожиданием огромного праздника, радости: «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет». Наташа настолько погрузилась в эти эмоции, что даже не думала, как она выглядит, как положено себя держать и вести светской барышне. Да это у нее и не получилось бы – настолько сильно было волнение героини, когда она ступила на порог дома екатерининского вельможи, настолько естественна и искренна была ее натура. Думаю, именно эту естественность, прелестную непосредственность заметили в героине и хозяева праздника. Автор отмечает, что из двух, казалось бы, одинаковых девочек – Сони и Наташи – они отметили именно Ростову: «Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе». Ярким символом становится поездка Наташи на бал. Она происходит в полутьме, в карете, где Наташа много размышляет о предстоящем. Такая же полутьма будет сопровождать ее на всех переломных этапах: перед встречей с Курагиным, перед встречей с Андреем, освобождением и прощением. Именно на балу героиня раскрывается во всей своей красе. Из подростка она превращается в юную и прекрасную девушку, поражает всех своей легкостью, отсутствием фальши. Автор всячески подчеркивал еще детское возбужденное состояние Наташи, не раз используя в ее описании слово "девочка" и изображая ее с "благодарной детской улыбкой". Именно это состояние "более всего шло к ней", и именно такую Наташу, "с ее удивлением, радостью и робостью, и даже с ошибками во французском языке", полюбил князь Андрей. Автор дает нам возможность сравнить главную героиню "с царицей Петербурга" — Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с ее "худыми руками и плечами", "неопределенной грудью", не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей, поскольку в ней было то, что "не имело на себе общего светского отпечатка". Но "девочкой" Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: лишь ребенку присущи настолько сильные чувства, переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает "на той высшей ступени счастья, когда он делается вполне добр и хорош и не верит в возможность несчастья, зла и горя". "Выражение лица Наташи, готовое на -отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств" и помогало читателю проникнуть во внутренний мир главной героини. В начале бала Наташе кажется, что ее никто не пригласит. Этот страх выражается в глазах, во всем ее виде. Благодаря Пьеру, на первый танец Наташу приглашает Андрей Болконский. Именно здесь начинают зарождаться их чувства: хрупкая и нежная Наташа тает в сильных руках Андрея, а он в свою очередь поражен ее нравом, лед в его душе начинает таять. Этот танец является символом их любви. В этом также есть доля символизма, смешная шутка, ведь Пьер будет любить Наташу всю жизнь, приняв и простив их любовь с Андреем. Портрет Пьера очень похож на тот, который мы видели в начале романа (в салоне Анны Павловны Шерер). Пьер, несмотря на то, что уже довольно долгое время вращается в высших кругах света, все так же неуклюж, не соблюдает правила светского этикета. Но лицо Пьера в конце бала «страшное, несчастное», а не добродушное, как всегда. Пьер был оскорблен положением, которое занимала его жена в свете, а потому «угрюм и рассеян». После первого танца у Наташи нет отбоя от кавалеров. Но будущие возлюбленные уже не теряют друг друга из вида не только на балу, но и на все время их чистой, светлой, настоящей любви. На протяжении романа мы встречаем Наташу почти во всех жизненных ситуациях. Толстой дает нам возможность полностью узнать характер главной героини. Эпизод первого бала Наташи Ростовой примечателен тем, что мы видим душу героини в движении: от минуты отчаяния до вершины счастья. В отчаянии она замыкается и задает вопросы только себе: "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?.." В минуты же счастья ее душа открыта для всех: она готова подарить свою любовь князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру, "передать ему излишек своего счастья", дарит счастливые улыбки отцу. Таким образом, эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» выполняет несколько значимых функций в произведении. Он «двигает сюжет» - именно здесь Наташа и Андрей сближаются. Кроме того, здесь раскрывается психология этих героев (в большей степени – Наташи), особенности их внутреннего мира; а также характеризуется светское русское общество начала 19 века. |