Знакомство с философией. Знакомство с философией Эпохи Просвещения. Эпоха Просвещения интеллектуальное и духовное движение конца xvii начала xix вв в Европе и Северной Америке
Скачать 3.99 Mb.
|
Философия Эпохи ПросвещенияЭпоха Просвещения – интеллектуальное и духовное движение конца XVII- начала XIX вв. в Европе и Северной АмерикеПРОСВЕЩЕНИЕ зародилось в Англии в конце XVII в. В сочинениях его основателя Дж. Локка Основные понятия: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор» Отличительные черты Французского Просвещения:четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая до антитеологической, богоборческой и атеистической; неразрывная связь философских систем с достижениями естествознания; гуманистическая ориентация с доминированием проблем общества и государства; социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества» Начало эпохи связывают с 1718 г., когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Франсуа Мари Аруэ Вольтера (1694-1778)романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения Основные труды: Философские письма», «Философский словарь», а также «Театр Вольтера», содержащий более 50 пьес Основные идеи:Сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять»; Как деист отождествляет Бога и разум. Существование Бога – факт разума, а не веры; Предлагает в обществе свободу вероисповедания и сосуществование различных религиозных конфессий; Совмещал эмпиризм и рационализм, отдавая предпочтение эмпиризму; Ввел понятие «философия истории» Выступал сторонником просвещенной монархии. «Добрый король есть лучший подарок для людей» Стоит только просвещенному монарху пожелать, как в обществе будут господствовать свобода, равенство и собственность Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир и человека Основные представители деизма:Вольтер;МонтескьеРуссоКондильякШарль Луи Монтескье (1689-1755) – философ, писатель, юрист, ученыйВ работе «О духе закона» анализирует основные формы правления; Критик и противник абсолютной монархии. Считал, что республика возможна только для небольших территорий; Автор теории влияния географической среды на общество; Один из сторонников «Теории разделения властей» Сторонник защиты гражданских свобод Основные идеи:Свобода может быть обеспечена только законами: «Свобода есть право проделывать все, что позволительно законами»; Идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Ни одна из ветвей власти не может подменять другую. Соединение властей в одном лице ведет к злоупотреблениям и даже к деспотизму отвергал идею бессмертия души;отвергал идею бессмертия души; считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения; пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий – географический детерминизм; выступал за верховенство закона; исследовал расцвет и упадок римского государства Жан Жак Руссо (1712-1778) – основное внимание уделял социально-политической философии Основные труды: «Эмиль, или о воспитании», «Об общественном договоре», «Исповедь» Видел в Боге мировую волю и мировой разум; Выступал против религии, предлагал заменить ее на «гражданскую религию»; Считал, что материя не сотворима и объективно существует всегда Основные идеи:Человек рожден свободным, а между тем «везде он в оковах»; Главная причина неравенства – в частной собственности; Отстаивал идею социального эгалитаризма; Пытался доказать, что с прогрессом культуры идет падение нравственности Дени Дидро писатель, философ, просветитель и драматург, автор «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел»был МАТЕРИАЛИСТОМ; Отрицал ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц Основные идеи:По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещенного абсолютизма; Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в.Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религиюМеханистический материализм был характерен французским просветителям - Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвецию. Они рассматривали Вселенную как закономерную, взаимосвязанную необходимую цепь причин и следствий, где не может быть места случайностиЖ. Ламетри и Дени Дидро как яркие представители атеистического материализмаОсобенности атеистическо-материалистического направления:четко выделили «линию Демокрита» и «линию Платона»; освободили философию и науку от многих религиозных предрассудков; дали реалистическое определение субстанции как материи; выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя; подвергли критике доопытное, сверхчувственное знание; утверждали, что в основе познания лежат чувственные ощущения; обратили внимание на движение как на свойство материи; идеологически подготовили Великую Французскую революцию Основные положения социалистическо-утопического направления:Основными представителями направления были: Габриэль Мабли, Франсуа Бабеф, Клод Сен-Симон, Франсуа Фурье. Критиковали существующий общественно-экономический и политический строй; Предложили проект нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая как всеобщее равенство Представитель философии Французского Просвещения:А) Б. Спиноза,Б) Т. Кампанелла,В) Ж.-Ж. Руссо,Г) Г. ЛейбницСущность деизма состоит в:А) Сведении роли Бога к творению материи и первотолчкуБ) Утверждении о наличии у Бога двух ипостасейВ) Растворению Бога в природеГ) Признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществеИдея правового государства включает в себя положение о:А) Приоритете общечеловеческих ценностейБ) Пагубности частной собственностиВ) Недопустимости эксплуатации человека человекомГ) Разделении властейДэвид Юм (1711-1776)Представитель шотландского Просвещения- В своей философиикомбинирует скептицизм,субъективизм и психологизмОбъединяет идеи британского Просвещения Основоположник «моральной философии» Один из первых критикует понятие «естественной религии» Как звучит основной вопрос философии Юма?А) Что я способен знать?Б) Существует ли Бог?В) Что такое эстетическое познание?Г) Кто такой человек?Что есть, по Юму, мысленные образы?А) Умственные представленияБ) Вещи объективного мираВ) Интуитивные представленияКонцепции общественного договораСоциально-экономическая и политическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьмиРаспространяются в Европе 17-18 вв.под влиянием идей антропологизма, индивидуализма, натурализма и естественного праваГуго Гроций Томас Гоббс (1583-1645) (1588-1679)Возникновение общества В естественном состояниипод началом государства - «человек человеку –проявление человеческой волк», при переходе вприроды, в которой заложено общественное состояниестремление к самосохранению действует формулаи разумному человеческому «Человек человеку –общению Бог»Джон Локк Жан-Жак Руссо (1632-1704) (1712-1778)В естественном состоянии неотчуждаемые права людей не защищены; в гражданском состоянии государство защищает права граждан, используя, в том числе, принцип разделения властейЗаключение общественного договора обеспечивает мир в государстве, который, однако, не прочен, пока существует общественное неравенство Кто из перечисленных философов считал, что в естественном состоянии «человек человеку – волк»?А) ГроцийБ) ГоббсВ) ЛоккГ) РуссоСогласно теории Руссо главной проблемой общества, созданного в результате договора людей, является:А) БедностьБ) НеравенствоВ) АвторитарностьНЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯПредставители немецкой классической философии:Иммануил Кант (1724-1804) Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Характерные особенности немецкой классической философии:1. Объективный идеализм.Объективный идеализм предполагает первичность духовного, идеального начала перед материальным. Кроме того, признается объективность существующего мира по отношению к нашим чувствам и представлениям;2. Гносеологическая направленность (И. Кант).Ориентация на решение в первую очередь проблем познания. Определение границ и возможностей рационального познания;3. Системность (Гегель).Охват философией множества проблем на основе целостного единства принциповИммануил Кант (1724-1804) - основатель немецкой классической философииГлавный труд - «Критика чистого разума». Первое издание 1781 г.Два периода философского творчества:1. «Докритический»; труд «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) – выдвинул небулярную гипотезу происхождения звезд и планет вселенной (из газообразных облаков)2. «Критический»; основные труды: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788)Процесс познания по И. КантуГлавное условия опытного познания – это априорное (доопытное) знание времени и пространства Время и пространство – это чистые, бессодержательные формы, в которых чувственными ощущениями воспринимается реальный мир Ступени познанияОсуществляет синтез ощущений – рассудок; Рассудок – это мыслящая синтезирующая способность разума; Чувственные ощущения обобщаются рассудком в понятия на основе собственных чистых априорных форм, которые Кант называет категориями Категории – это формы мышления1) категории количества (единство (мера), множественность (величина), целокупность (целое);2) категории качества (реальность, отрицание, ограничение);3) категории отношения (субстанция, причина, взаимодействие);4) категории модальности (возможность, существование, необходимость)Опираясь на эти категориальные позиции рассудок соединяет результаты ощущений в единое целоеРоль Разума-Разумсоставляет принципиальное основание деятельности рассудка;- Разум создает себе идеи и идеалы как знание целого, которое предшествует познанию (знанию) частей;- Идеалы разума дают смысл всему тому, с чем сталкивается в процессе познания человекЯвление – это та часть предмета, которая уловлена сознанием субъекта познания, но это не есть предмет целиком в своей целостностиТрансцендентный мир – это та часть мира, которая не схватывается нашим сознанием и не может быть выявлена опытным путемЭто мир запредельный нашему опыту, мир вещей-в-себе, которые мы можем только мыслить, что он есть (ноуменальный мир)Антиномии – это когда одновременно и логически успешно доказываются два противоречащих суждения Такое положение возможно тогда, когда нет подтверждающего опытного знанияПризнание принципиальной непознаваемости мира называется агностицизмом Познаваемыми могут быть явления, а не вещи в себе Этические взгляды И. Канта:Этические взгляды И. Канта:Разум в своем практическом применении устанавливает нравственный закон Категорический императив – универсальное (нравственное) правило для оценки человеческих действий «Я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон». «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» Поступай так, «чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству» Пространство и время по И. Канту являются:А) априорными формами сознания;Б) атрибуты материи;В) объективная реальностьСогласно И. Канту познание чистого разумаА) не имеет границ;Б) возможно в границах только опыта;В) требует универсального нравственного правилаГеорг ГегельОсновные работы:1. «Феноменология духа» (1807)2. «Наука логики» (1812-1816)3. «Энциклопедия философских наук» (1817)4. «Философия права» (1821)Цели философии:Защита и упрочение позиций классической культуры; Уменьшение влияния романтического иррационализма и индивидуализма; Соединение рационализма и диалектики Структура философии ГегеляОБЪЕКТИВНЫЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ ПАНТЕИЗМ ПАНЛОГИЗМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ Абсолютный идеализмОсновные идеи философии Г. Гегеля: Тождество субстанции и субъекта; Действительность как процесс саморазвития Структура абсолютной реальности (система Гегеля) Логика (дух «в себе») Природа (инобытие духа)Дух («в себе и для себя»)Диалектика (метод Гегеля)Соотношение между системой и методом: Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм Принцип и законы диалектики: Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания Категории диалектикиБытие, небытие, количество, качество, мера, всеобщее, особенное, единичное, форма, содержание, необходимость, случайность, явление, сущность, субъект, объект; Философские категории лежат в основе всех наук; Диалектика – универсальная методология познания Разум господствует в миреИстория - самораскрытие мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию свободы: «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, который мы должны познать в его необходимости» Критерий прогресса 3 мира (восточный, античный, германский) Абсолютная идея -чистое мышление, объективно существующее в мире, как субъект и объект одновременно, как безусловная и конкретная всеобщность, как мировой разум; Кроме Абсолютной идеи и ее форм другой реальности и бытия не существует. Такой подход к пониманию объективного мира может быть назван тождеством мышления и бытия Три уровня логического мышления1. Абстрактное рассудочное - негибкое, предметы, их свойства жестко разграничены, оно характерно для «прежней метафизики»;2. Отрицательно-разумное – «негативная диалектика», разум отказывается от рассудка и производит голое отрицание, скепсис;3. Положительно-разумное (спекулятивное) – положительная диалектика, позволяющая разуму, опирающемуся на рассудок, приходить к положительному результату, устанавливая единство в многообразииСФЕРЫ РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИСовершенные формы развитияВ истории – германский мир; В обществе – буржуазное гражданское общество; В государственном устройстве – конституционная монархия с сословным представительством; В религии – протестантизм; В философии – гегелевский тип философствования Это понятие, по Гегелю, «саморазвивается»А) НусБ) Абсолютная идеяВ) ЛогосГ) Вещь в себеНазовите один из законов диалектики по ГегелюА) В одну и ту же реку нельзя войти дваждыБ) Отрицание отрицанияВ) Развитие – есть движение к целиЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХГлавное направление философии – критика немецкого идеализма и обоснование материализмаОсновные труды:«К критике гегелевской философии» (1839)«Сущность христианства» (1841)«Основные положения философии будущего» (1843)«Сущность религии» (1845)(1804 -1872) Основные черты материализма Людвига Фейербахаполный разрыв с религией (атеизм) попытка объяснения Бога с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы материалистическое объяснение проблем мира и человека убеждение в познаваемости мира большой интерес к социально-политическим вопросам Л. ФЕЙЕРБАХ подверг критике идеалистическую философию Г. ГЕГЕЛЯотвергал идею тождества бытия и мышления; отрицал наличие Абсолютной идеи; не признавал единство философии и религии; отверг диалектику В вопросах познания Л. ФЕЙЕРБАХ выступает как оппонент И. КАНТАСогласно Л.Фейербаху окружающий мир познаваем Познавательные возможности человека безграничны Идея о постепенном увеличении познавательных способностей разума выражена словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки» Основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, осознаваемые разумом, в основе которых лежит объективная реальность Социально-политические взгляды Людвига ФЕЙЕРБАХАЧеловек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями Полная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «ТЫ» (человек может жить только в обществе) Основа связи между людьми в обществе и его стержень – РЕЛИГИЯ, но она должна быть основана не на вере в Бога, а на иных принципах Традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) надо отбросить На ее место должна стать РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ людей друг к другу и особенно ВНУТРИ СЕМЬИ Смысл жизни человека – стремление к счастью В чем заключается ошибка Фейербаха относительно философии Гегеля?А) Фейербах отвергает диалектикуБ) Фейербах отвергает идею тождества бытия и мышленияВ) Фейербах считает абсолютную идею выдумкой ГегеляПродолжите мысль Фейербаха: «То, что не познАем мы…А) не познАет никтоБ) познАют наши потомкиВ) не стоит познавательных усилийСеминар «Смысл жизни»1. Что такое смысл жизни? Что может входить в это понимание?2. Идеалы смысла жизни: религиозный идеал; атеистический идеал.3. Смысл жизни в русской философии.4. Смысл жизни в восточной философии:- буддизм,- индуизм,- китайская философия5. Смысл жизни в западной философииРяд высказываний о смысле жизни:Смысл жизни – в получении максимума удовольствия… Смысл жизни – в достижении максимума счастья… Смысл жизни – в подготовке к жизни в потустороннем мире… Смысл жизни – в обеспечении условий своего существования… Смысл жизни – в служении людям… Понятие смысла по отношению к жизни человека неприменимо: «Абсурдно, что мы рождаемся, абсурдно, что мы умираем» - Какие недостатки и достоинства этих концепций Вы обнаруживаете?- Какой концепции Вы придерживаетесь?Литература:Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. Франк С.Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., 1992 Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996 Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. 1984 Малахов В.А. Смысл жизни и нравственное отношение человека к миру. М. 1986 Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М., 1985 А. Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде Книга Премудрости Соломона. Книга Экклезиаста |