Гуситское движение в Чехии. Эссе. Гуситское движение в Чехии. Эссе гуситское движение в Чехии
Скачать 19.53 Kb.
|
ЭССЕ Гуситское движение в Чехии Гуситское движение или «гуситская революция» в чешском обществе в XV веке названо по имени его основателя, национального героя Чехии - Яна Гуса. Первый этап Гуситского движения продолжался с 1400 по 1419 годы, тогда проводилась реформа Церкви в духе идей английского богослова Джона Уѝклифа (его идеи Римской католической церковью были осуждены, как еретические). Зародившись в Пражском университете, Гуситское движение быстро получило поддержку чешского народа. Этому содействовали проповеди Гуса на чешском языке, что вызвало противоборство гуситов с церковными и светскими властями. Казнь Яна Гуса в 1415 году и Иеронѝма Пражского в 1416 году на Констáнцском соборе была воспринята в Чехии как оскорбление нации Римской церковью и императором Сигизмýндом. Второй этап Гуситского движения продолжался с 1419 по 1436 годы - это гуситские войны, имевшие форму гражданской войны и интервенции. Сформировалось два лагеря гуситов. Умеренные гуситы (пражане, чáшники), состоявшие из верхушки чешского общества, требовали равенства с церковнослужѝтелями. Радикальное крыло - табориты были названы по крепости на горе Тáбор, на юге Чехии, они выступали за глубокие реформы общества, включая равенство людей и наказание за грехи. Городские власти не поддерживали гуситов и против властителей было организовано Пражское восстание 1419 года, которое возглавлял предводитель пражской бедноты священник Ян Желѝвский. Летом-осенью 1419 года среди крестьянства распространялись идеи конца света. Священник Вацлав Корáнда, пользовавшийся поддержкой крестьян, сформулировал программу войны со всеми не-гуситами, как с «врагами Божьими», далее в планах было установление «Божьей республики» и избрание своего собственного епископа-главы местной церкви, независимого от Римской католической церкви. Радикалы основали крепость-общину Тáбор на юге Чехии, в которой первое время осуществлялся принцип равенства. В ходе гуситских войн Тáбор стал центром войска, руководимого четырьмя гѐтманами. В 1420 году гуситы выработали общую программу «Четыре пражских статьи», включавшую требования: свободы проповеди слова Божьего, наказания за смертные грехи людей независимо от их сословия и изъятие церковных земель. Сигизмунд организовал крестовый поход против Чехии, ставшей в глазах Европы «страной еретикόв», занял Пражский Град, где короновался, но в битве с войском пражан и таборитов под командованием Яна Жѝжки близ Праги 14 июля 1420 года потерпел поражение и бежал из Чехии. Последующие крестόвые походы также были разгромлены. После этих событий, в 1421 году, был созван Чáславский сейм, на котором Сигизмýнд был объявлен лишенным трона. Сейм создал новое правительство, однако мир в стране не был установлен. Весной 1421 года Ян Жѝжка стал главным полководцем таборитов, он лишился левого глаза ещё задолго до этих событий, в Грюнвáльдской битве 1410 года, а во время Гуситских войн ослеп окончательно, но продолжал руководить военными операциями. Он организовал войско из крестьян, вооруженных цепáми, топорами и копьями, и применял тактику боя с использованием боевых повозок с пехотой против рыцарской конницы, а также строгое единоначалие, что делало его войско непобедимым. Жѝжка ушел из Тáбора в 1423 году, создав свое войско, но в 1424 году умер. Междоусобные войны таборитов с пражанами ослабляли гуситов и разоряли страну. Военно-агитациόнные «прелѐстные походы» таборитов в соседние страны аж до Балтийского моря с 1424 по 1433 годы принесли успех, но не смогли превратиться в мощное общеевропейское движение. С 1426 года таборитов возглавил гѐтман и священник Прокόп Голый, принадлежавший к умеренному крылу Гуситского движения. Армия таборитов превратилась в грозное средневековое воинство, совершавшее грабежи и насилия. Последнее поражение от гуситов огромное войско крестонόсцев потерпело в битве у Домáжлиц 14 августа 1431 года, это был пятый крестόвый поход против гуситов. Непрестанные войны разоряли страну и из-за разногласий в рядах гуситов произошел раскол. В битве у Липан 30 мая 1434 года войска таборитов и бывшее войско Яна Жѝжки под командованием Прокόпа Голого были разгромлены войском пражан и чешских католиков. Это позволило заключить соглашение в Йиглáве под названием Бáзельские компактáты 1436 года между гуситами и собором, ставшее законом страны. Сигизмýнд был признан гуситами чешским королем, так как обязался соблюдать компактáты. В знак примирения он даровал Тáбору права королевского города. Казнь Сигизмýндом таборѝтского воеводы Яна Рόгача в 1437 году стала концом Гуситских войн. Победа умеренных гуситов дала стране длительный мир, при этом церковь лишилась своих владений, а вопрос об отделении местной церкви от Римской католической церкви уже не ставился. Политическая власть перешла к сейму. Города, получившие часть церковных земель, стали коллективными феодалами. Общество было расколото по религиозному признаку. Активно развивался чешский язык, ставший официальным языком гуситской церкви и государства. В этот период были созданы выдающиеся памятники культуры («Гуситская хроника», гуситские песни-хорáлы и многое другое. Третий этап Гуситского движения продолжался с 1437 по 1471 год и был связан с борьбой за сохранение позиций умеренного гусизма. Этот процесс возглавил земский правитель Иржи из Подебрáд сделавший попытку в условиях нового крестόвого похода против гуситов упрочить международное положение Чехии путем создания союза христианских государств Европы, однако это не имело успеха. В чешскую историческую традицию он вошел как «гуситский король». Вывод. Значение гуситского движения для чешского народа очень велико, а самого Яна Гуса чехи чтят как национального героя. Гуситы в течение 15 лет (с 1419 по 1434 год) героически боролись против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь, при этом другая часть населения осталась католической. В последствии католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. |