эссе по биографии б.м. Завадовского. Эссе по биографии Б.М Завадовского (Алмаметова О.С. ОЗФО 1 курс). Эссе по биографии Бориса Михайловича Завадовского выполнила студентка озфо ииип мпгу
Скачать 17.6 Kb.
|
Эссе по биографии Бориса Михайловича Завадовского выполнила студентка ОЗФО ИИиП МПГУ Алмаметова Ольга Сергеевна Борис Михайлович родился 1 (14) января 1895 г. в обедневшей дворянской семье, где был четвертым ребенком. Воспитывался он без отца, который умер спустя три месяца после его рождения. С детства увлекся естествознанием, собирал коллекцию бабочек и гербарий, читал книги по биологии. Он учился в Елисаветградской классической гимназии, где его одноклассником и другом был Игорь Евгеньевич Тамм (будущий известный физик, академик, лауреат Нобелевской премии, с семьей которого он поддерживал дружеские отношения в течение многих лет). Гимназический курс Завадовского не удовлетворил, поскольку естествознание в него не входило, поэтому в 6-м классе он оставил занятия, а экзамены за старшие классы гимназии (7- и 8-й) и на аттестат зрелости сдал экстерном досрочно. В 1913 г. он поступил на естественно-историческое отделение Московского университета по специальности «Физиология животных». Среди его преподавателей были основатель московской геологической школы академик А.П. Павлов, профессор ботаники М.И. Голенкин, профессора-зоологи Г.А. Кожевников и А.Н. Северцов, приват-доцент И.И. Шмальгаузен. Однако после так называемого «кассовского погрома» 1911 г., когда более ста тридцати профессоров и преподавателей в знак протеста против политики правительства в области образования и отмены университетской автономии ушли из университета, уровень преподавания многих предметов оставлял желать лучшего. Поэтому по рекомендации старшего брата Михаила он записался на большой двухлетний зоологический практикум в Лабораторию экспериментальной биологии при Народном университете имени А.Л. Шанявского, которой руководил профессор Николай Константинович Кольцов –один из создателей российской школы молекулярной биологии и генетики. С 1915 по 1919 год, продолжая учиться в Московском университете, Борис Михайлович одновременно преподавал биологию в рабочих образовательных кружках и на педагогических курсах при Университете Шанявского и работал здесь же ассистентом у профессора А.Л. Бродского. Летом 1919 г. Борис Михайлович принял участие в студенческой экспедиции «шанявцев» в Асканию-Нова, где провел первые экспериментальные работы по изучению влияния щитовидной железы на линьку и депигментацию оперения у кур, а также на поведение сусликов, ежей и морских свинок. Оказавшись отрезанным от Москвы фронтами Гражданской войны, осенью он перебрался в Одессу, где почти год работал ассистентом кафедры физиологии Одесского университета под руководством профессора В.П. Бабкина (одного из учеников академика И.П. Павлова). Тогда же он начал писать научно-популярные книги по биологии. Осенью 1920 г. он был приглашен в Москву на должность профессора и заведующего кафедрой биологии в Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова, образованном на базе Народного университета имени А.Л. Шанявского. Здесь при кафедре им была организована научно-исследовательская лаборатория экспериментальной биологии и начались работы по созданию Биологического музея. Работа по созданию Биологического музея началась осенью 1920 года, когда Б. М. Завадовского пригласили на должность профессора, заведующего кафедрой биологии Коммунистического университета. В 1921-м под музей выделили два зала в университетском здании на Миусской площади. Решение президиума Совета университета о его учреждении было принято 24 апреля, а официальное открытие состоялось 7 мая 1922 года. С самого начала музей получил имя Климента Аркадьевича Тимирязева, которого Завадовский считал одним одним из своих учителей. Принципы деятельности нового музея, сформулированные Б. М. Завадовским и его сотрудниками, были таковы: - это не «вещевой», а проблемный музей, демонстрирующий обобщающие проблемы всех важнейших направлений биологии и объединенный эволюционной идеей; - это музей-лекторий, ориентированный в первую очередь на студентов и школьников; - это музей-лаборатория, где сотрудники проводят экспериментальные научные исследования, а посетители принимают участие в постановке физиологических опытов; - большинство разделов экспозиции направлено на изучение жизнедеятельности организмов, поэтому лекции и лабораторные работы по возможности должны сопровождаться демонстрацией живых растений и животных. Вскоре Биологический музей перерос рамки учебного и в 1926 году получил статус самостоятельного государственного учреждения, подчиненного Ученому комитету при ЦИК СССР. В начале 1930-х был подготовлен проект его преобразования в Центральный Биологический и строительства музейного комплекса на Воробьевых горах, так и не осуществленный: музей перевели во временное помещение на Кузнецком мосту (нижний этаж дома N 7), и только в конце 1934-го по ходатайству А. М. Горького он получил комплекс зданий на Малой Грузинской улице (дом N 15). Эти здания в «русском стиле» строились в разное время архитекторами Б. В. Фрейденбергом, А. Э. Эрихсоном и Ф. Н. Кольбе для размещения коллекций известного московского собирателя Петра Ивановича Щукина. В 1905 году П. И. Щукин передал свои коллекции Историческому музею, оставив за собой право быть пожизненным хранителем созданного им «Музея российских древностей». После его смерти собрание расформировали, здания же несколько раз меняли владельцев, пока в них не переехал Биологический музей. Здесь он и размещается до настоящего времени. В 1995 году указом президента комплекс был объявлен памятником архитектуры и градостроительства федерального значения. В 1938 году в связи с ликвидацией Ученого комитета при ЦИК Б. М. Завадовский обратился в президиум АН СССР с ходатайством о передаче Биомузея в систему Академии. Однако согласия он не получил, и музей оказался сначала в подчинении Наркомпроса, а затем - Министерства культуры. Наряду с серьезными научными исследованиями в музее большое внимание уделялось пропаганде биологических знаний среди молодежи через проведение учебных экскурсий, выездных лекций, лабораторных занятий по физиологии животных и растений. В 1925-1930 годах сотрудники Биомузея стали инициаторами создания живых уголков природы в скверах и парках Москвы. С 1928 года в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького они начали проводить демонстрации физиологических опытов, а затем - совместно с другими музеями и институтами - организовали летний выставочный павильон, который ежегодно посещали около ста тысяч человек. Как и судьбы многих ученых того поколения, судьба Б.М. Завадовского оказалась тесно связана с бурными и драматическими событиями, которые происходили в нашей стране и в отечественной науке в первой половине ХХ века. Его заметная роль в науке и активная общественная позиция сделали его участником обсуждения многих важнейших вопросов, в том числе определяющих пути дальнейшего развития советской биологии. Он принимал активное участие в дискуссиях вокруг спорных проблем теории эволюции и генетики, проходивших во второй половине 1920-х и в 1930-х гг. Борис Михайлович был страстным полемистом, но в ходе научной дискуссии никогда не позволял себе личных выпадов и оскорблений, что нередко практиковалось в то время. Это отмечали многие его оппоненты. За стремление найти рациональное зерно в позициях спорящих и в чем-то сблизить их, его нередко обвиняли в примиренческой позиции, а за попытки вернуть дискуссию из идеологического в научное русло – в аполитичности. За свою жизнь Б.М Завадовский написал множество трудов. Такие как «Дарвинизм и марксизм», «Живая природа в руках человека», «Животное и растение», «Происхождение домашних животных». Результаты его научных исследований нашли широкое применение в медицине и животноводстве. Продолжает жить и работать созданный им Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, где сохраняются и развиваются лучшие традиции, заложенные более восьмидесяти лет назад его основателем. Несомненно, что такая яркая, неординарная и многогранная личность, как Борис Михайлович Завадовский, заслуживает значительно более широкой известности и признания. |