Главная страница
Навигация по странице:

  • Заблуждение (филос.)

  • Ошибка (филос.)

  • Истина

  • Список используемой литературы

  • Эссе по философии нга тему «Есть ль польза от ошибок и заблуждений». Эссе. Есть ль польза от ошибок и заблуждений


    Скачать 57 Kb.
    НазваниеЕсть ль польза от ошибок и заблуждений
    АнкорЭссе по философии нга тему «Есть ль польза от ошибок и заблуждений
    Дата22.01.2020
    Размер57 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЭссе.doc
    ТипДокументы
    #105385


    Министерство образования и науки РФ

    _______________________________________________

    Государственное образовательное учреждение

    высшего образования

    Санкт-Петербургский государственный технологический институт

    (технический университет)

    _________________________________________________________

    Кафедра философии

    ТЕМА

    Эссе

    «Есть ль польза от ошибок и заблуждений?»

    Выполнил студент

    680 зсм-1 учебной группы

    Хомова Ольга Павловна
    Научный руководитель:

    Быданов Виктор Евгеньевич

    Заведующий кафедрой философии
    Оценка ___________________

    Санкт-Петербург

    2019

    «На всех языках самая труднопроизносимая фраза - Я был неправ» (философ сефардско-испанской эпохи  Шламо Ибн Габироль).
    Очень часто я задаюсь вопросом : «Почему же человеку бывает так сложно признавать свои ошибки?» Все мы хотим быть успешными, счастливыми, реализованными и признанными в обществе. Но наступает момент, когда мы совершаем ошибку (а бывает и ряд ошибок), и вместо того, чтобы осознать происходящее, дать себе время пережить и принять негативный опыт, мы «натягиваем» улыбающуюся маску на лицо и идём дальше, всё глубже и глубже загоняя проблему в дальние уголки нашего сознания. Чего мы боимся? Быть слабыми? Почему боимся признаться себе и другим, что допустили ошибку? И как научиться принимать свои ошибки и заблуждения, извлекая из них опыт? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.
    Для начала, разберёмся в определениях.

    Заблуждение (филос.)это знание, неадекватное сущности объекта; неверное, искаженное отражение действительности. Это такие знания, которые не соответствуют сущности познаваемого предмета, но признаются за истинное знание. Это постоянный элемент развития науки. Люди неосознанно принимают этот факт, то есть исходят из эмпирических опытов. Показательный пример заблуждения – Солнце движется вокруг Земли в докоперниковский период. Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник, так как в любом вымысле содержатся нити реальности.
    Ошибка (филос.) это непреднамеренное, случайное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной. Ошибки можно разделить на:
    Истина - соответствие знания своему предмету, совпадение с ним. Содержание наших понятий, независящее ни от человека, ни от общества, называется объективной истиной. Ее достижение - непосредственная цель познания.
    По своей сути допущение ошибок, введение себя в заблуждение – это есть некое отклонение от истины. Для анализа ошибок (погрешностей) измерений разработаны теория вероятностей и статистика. Философы с древних времён размышляли о том, что такое безошибочное знание, то есть истина, и почему возникают ошибочные суждения.

    Об истине говорили много и многие, но проблема истины возникла в философии не сразу. Впервые о ней заговорил представитель Элейской школы – Парменид Элейский. Его философия описана в недошедшей до нас поэме «О Природе», в которой главная роль в процессе познания отводится разуму. Парменид считал, что только разумом можно познать истину, получить истинные знания о сущности вещей. Поэтому он противопоставлял истину и мнение, как два пути представления мира: мир единого бытия и мнимый, кажущийся мир мнения. Основным критерием истины Парменид полагал единство бытия и мышления. Стоит отметить, что именно он считается родоначальником гносеологии, одной из ключевых проблем которой является проблема поиска истины и определения её критериев.
    Не обошел его вниманием и античный философ Сократ. В основе его учения понятие истины и метода ее определения занимало центральное место. Скептик сказал бы, что истины нет, софист предложил бы считать истиной все то, что выгодно самому человеку. Но Сократ принадлежал к другому направлению, противному софистике и далекому от скептицизма, потому не считал истину исключительно субъективным понятием. По Сократу каждый человек может иметь свое представление о том или ином понятии, но истина при этом одна для всех. Таким образом, согласно учению Сократа, абсолютная истина формируется из ряда относительных истин.
    Самое распространенное суждение об истине в наши дни первым высказал Аристотель, он считал, что истина отражает существующий порядок вещей, отражает действительность, она выражает соответствие знаний объекту, отражает высшую форму бытия человека. Разум человека (как особый механизм) может приблизиться к истине лишь посредством применения законов логики. Именно постигая истину, человек приближается к совершенному бытию. Говоря о философии Древней Греции невозможно не упомянуть об отношении к истине софистов. Для них истине не была так важна, как способность отстоять свою точку зрения при помощи ораторского искусства.

    Аврелий Августин, представитель классической патристики, считал, что абсолютная истина дается человеку через откровения. Он так же опирался на взгляды Платона, проповедуя учение о врожденности истинных понятий и суждений.

    Схоласты настаивали на невозможности противоречия истин веры и разума. Именно поэтому Фома Аквинский писал о том, что в философии не может быть истинным суждение, являющееся ложным с точки зрения религии.

    Представители западной философии XX века принимали за истину некий совершенный, идеальный объект. А представители неопозитивизма разделили истину на логическую (априорную) и эмпирическую. Томас Кун вообще предлагал аннулировать понятие научной истины на выдвинутые неопозитивистами теории.

    История философии показывает нам развитие такой категории как истина и отношение к ней. Я разделяю мнение представителей постмодернизма, когда невозможно определить одну истину для всех людей, сфер деятельности, областей жизни. Наши нынешние выводы, заключения, догмы, постулаты, все это есть ошибки и заблуждения, но это наши ошибки, допущенные нами благодаря нашим действиям, нашему труду, процессом нашей жизни, в конце концов.
    Философия тесно связана с психологией, которая долгое время не являлась автономной наукой. К философско-психологическим относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и наоборот, методологические проблемы психологии. Страх допущения ошибки или отрицание возможности своих заблуждений часто обусловлено психологическими сложностями, такими как:

    • Завышенные требования к себе

    • Недооценённость своих возможностей

    • Преувеличение сложности задачи

    • Заниженная самооценка


    Чтобы научиться извлекать опыт из своих ошибок и разрешить себе их допускать, прежде всего необходимо разрешить свои психологические проблемы, избавиться от страха и позволить себе развиваться, ошибаясь.
    Без ошибок невозможно познание. Ошибки могут вдохновлять, вызывать симпатию, привносить в жизнь изменения и вести к великим открытиям. Польза ошибок иногда гораздо больше, чем польза сиюминутных побед. Анализируя роль ошибок и заблуждений в своей жизни, я пришла к выводу, что несмотря на сложность восприятия своих ошибок (скорее эмоциональную и психологическую) они приносят в нашу жизнь такую пользу как:

    • Бесценный опыт, благодаря которому возможно избежать огромных провалов в дальнейшей жизни

    • Закаливание характера. Умение нести ответственность и справляться с ошибками - это то, что отличает взрослых от детей, сильных от слабых.

    • Развивают внимательность, даруют нам мудрость.  При анализе ошибок начинаешь замечать те нюансы и детали, которые упускал из виду. Ошибки быстро забываются и исправляются, а умение различать нюансы остается на всегда.

    • Помогают познать себя. Cовершив ошибку, мы испытываем гнев, стыд – и именно эти ощущения заставляют нас задействовать всё, что мы можем и не можем, чтобы идти вперед и сделать невозможное.

    • Помогают посмотреть на ситуацию с другой стороны. Эта польза ошибок, по моему мнению, является ключевой. В жизни порой просто необходимо увидеть всё с другой стороны


    Многие из нас любят жить по однажды принятым понятиям, держась за них как за спасительный круг, и что бы там ни происходило, не менять своего мнения (своей истины) ни за что. Вот это и есть главная ошибка, в психической установке, в результате которой человек перестает расти. И это также оказывает негативное воздействие на представление о самом себе, о своих ошибках, заблуждениях и своих способностях. Если присмотреться, то на самом деле, не так мы делаем ошибки, как ошибки делают нас, они нас создают! На них мы растем, становимся сильней и самостоятельней.
    Человеку свойственно ошибаться, в этом нет ничего страшного. Намного страшнее люди, которые бояться промахов, боятся жить. Ошибок не избежать, главное, уметь учиться на своих ошибках, приобретать опыт. Тогда заблуждения человека превратятся в его преимущества.

    Список используемой литературы
    Еврейская Старина №4, /Евгений Беркович/Альманах -2012

    Философский словарь(электронный ресурс) Режим доступа https://gufo.me/

    Основные этапы развития античной философии /Д.В. Джохадзе/ Москва – Наука, 1977- 295 с

    Хрестоматия по философии – М. : Проспект, 2008. – 576 с

    Новая философская энциклопедия, в 4-х т. – М. : Мысль, 2000-2001




    написать администратору сайта