эссе. 1Есть_ли_основания_полагать,_что_Булгаков_мог_использовать_в_сво. Есть ли основания полагать, что Булгаков мог использовать в своих произведениях систему 7 христианских таинств
Скачать 15.31 Kb.
|
Есть ли основания полагать, что Булгаков мог использовать в своих произведениях систему 7 христианских таинств? Я считаю, что есть все основания полагать, что М. Булгаков использовал в своих произведениях систему 7 таинств. Хотя стоит сказать, что это не всегда является таким явным, как в романе «Мастер и Маргарита». В нем семь главных героев романа представляют семь ступеней эволюции и одновременно – семь христианских таинств, в которых и осуществляется эта эволюция – движение от низших форм сознания к высшим, от природного к духовному, от тьмы к свету. В цикле «Записки юного врача», при внимательном прочтении можно обнаружить те же семь таинств в семи рассказах, составивших этот цикл. Однако не все так просто, поэтому стоит разобраться в этом немного подробнее. В основу цикла «Записок юного врача» легли автобиографические факты работы Булгакова в качестве земского врача в селе Никольском. Семь рассказов цикла объединяет не только личность рассказчика, но и время, и место действия, а также единая, связующая все рассказы сюжетная линия – судьба юного врача в столкновении с суровой исторической реальностью. Цикл рассказов представляет собой фрагменты из врачебной практики начинающего доктора, при этом создается полная, целостная картина жизни, отразившая судьбу героя-интеллигента в деревенской глубинке в годы революции. Главное действующее лицо, как и автор самых «Записок», – молодой врач, который недавно окончил обучение в университете и только приступил к практической врачебной деятельности. Интересно и то, что по ходу повествования мы так и не узнаем имя рассказчика, для нас он так и остается безымянным юным врачом, это общий портрет, характеризующий представителей этой профессии, как и описанные в дневнике ситуации, с которыми ежедневно приходилось сталкиваться сельским врачам. Стоит отметить и то, что в «Записках» описываются действительные случаи из врачебной практики самого Булгакова: все операции автор когда-то делал сам. При подробном рассмотрении, добавив немного своего воображения и догадок, можно рассмотреть христианские таинства в семи рассказах данного цикла. Так, в рассказе «Полотенце с петухом» приезд врача в больницу напоминает приезд священника в сельский приход или прибытие жреца во введенное в святилище. В рассказе «Крещение поворотом» описывается не крещение, а рождение. Но крещение – в мистическом смысле – это тоже рождение, «второе», «духовное». В «Стальном горле» описывается покаяние. Этому можно найти подтверждение во фразе «мне хотелось у кого-то попросить прощения, покаяться...». В рассказе «Вьюга» можно было бы подумать о таинстве брака. Однако происходим смерть невесты, спасти ее не удается. Вместо таинства брака потребовалось другое таинство – елеосвящение. В «Тьме египетской» происходит имитация Тайной Вечери – сокровенной трапезы Учителя с учениками, где вместо вина выпивают разведенный спирт и едят шпроты вместо хлеба. В рассказе «Звездная сыпь» Несколько раз и подробно описывается процедура лечения мазью, втиранием накрест. В этом можно разглядеть миропомазание. Ну и наконец в рассказе «Пропавший глаз» крестьяне называют своего врача батюшкой, который уже год занимается медицинской службой. Здесь можно провести параллели со службой духовной. Вот и выходит, что М. Булгаков использовал в цикле рассказов «Записки юного врача» систему семи христианских таинств, хотя стоит сказать, что некоторые из них могут быть различены читателем, настроенным их различить. |