Главная страница
Навигация по странице:

  • Есть соответствующие темы

  • День, полный событий Тема урока: Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»

  • «Что за прелесть эти сказки!»

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • Задание 1 и 2. Исправленные. Есть соответствующие темы Классическая музыка Есть соответствующие темы


    Скачать 18.06 Kb.
    НазваниеЕсть соответствующие темы Классическая музыка Есть соответствующие темы
    Дата06.04.2022
    Размер18.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание 1 и 2. Исправленные.docx
    ТипДокументы
    #447318


    Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП

    УМК (предмет, класс)

    Содержание учебного материала

    Наличие элементов содержания согласно ПРП

    Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

    Г. П. Сергеева Е. Д. Критская 

    Музыка 4 класс

    «Музыкальная грамота»

    Отсутствуют элементы содержания согласно ПРП




    «Народная музыка России»

    Есть соответствующие темы




    «Музыка народов мира»

    Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП




    «Духовная музыка»

    Есть соответствующие темы




    «Классическая музыка»

    Есть соответствующие темы




    «Современная музыкальная

    культура»

    Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП




    «Музыка театра и кино»

    Есть соответствующие темы




    «Музыка в жизни человека»

    (можно использовать некоторые темы из учебника)


    Задание 2.
    Сценарий урока в 4 классе.

    Урок № 6

    День, полный событий

    Тема урока: Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
    Планируемые результаты:

    Личностные:

    1.Осознание жизненного смысла музыкальных образов.

    2.Освоение и осознание вечных тем искусства (добро и зло, любовь и ненависть).

    3.Реализация творческого потенциала через коллективное интонирование.

    4.Позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

    Познавательные:

    1.Умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.

    2.Рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения)

    3.Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

    4.Анализ музыкального сочинения.

    Регулятивные:

    1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора  на имеющийся жизненный и музыкальный опыт)

    Коммуникативные:

    1.Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

    2.Умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные  выводы.

    Предметные результаты:

    1.Знать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

    2. Уметь определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.

             На этом уроке происходит обобщение знаний учащихся о сказочных образах в творчестве Пушкина. На разворотах Учебника «Что за прелесть эти сказки!» и «Три чуда» помещены репродукция палехской шкатулки «Сказки Пушкина», иллюстрация И. Билибина «Бочка по морю плывет…», тематические рисунки художника-оформителя. Ребята внимательно рассмотрят иллюстрацию И. Билибина и найдут на ней самого поэта, а также знакомых героев пушкинских сказок – сидящую на ветвях дерева Русалку, ученого Кота, могучих богатырей, волшебника Черномора, Бабу-ягу в ступе, Царя Салтана.

    На с. 48 предлагается нотная запись фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева. Сыграв на фортепиано начало пьесы, учитель может предложить сравнить это звучание с зачином любой сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, нескоро дело делается», «Жили-были дед и баба и была у них…» и др. В музыке изображается неторопливое монотонное движение в аккомпанементе, имитирующее движение спиц или вязального крючка. Под эту музыку в воображении может возникнуть картина: няня поэта – Арина Родионовна словно собирается с мыслями, решая какую из сказок рассказать   Александру Сергеевичу длинным вечером под завывание осеннего ветра или зимней вьюги.

    В опере «Сказка о царе Салтане…»  «великий музыкальный сказочник» Римский-Корсаков часто прибегает к созданию музыкальных картин звучанием симфонического оркестра. Вступление к одной из них – «Три чуда» – звучит как призыв слушателей к вниманию, своеобразным «зазывом» полюбоваться очередным чудом. Этот прием композитор заимствовал у народного театра. Учитель сыграет главную тему вступления на фортепиано и предложит школьникам, ориентируясь на фанфарный  призывный характер интонаций, подобрать тембр соответствующих музыкальных инструментов. Наверняка, четвероклассники выберут тембр медного духового инструмента – трубы.

             Перед прослушиванием симфонической картины «Три чуда» нужно напомнить учащимся, что ее действие происходит в сказочном городе Леденце. Поэтому после сигналов вступления музыка будет рисовать образ волшебного города (праздничный перезвон колоколов, фанфары городских глашатаев, сказочное звучание струнных с арфой и колокольчиками).

             Пусть ребята вспомнят, о каких чудесах рассказывается в сказке Пушкина и попытаются самостоятельно, слушая музыку, определить последовательность их появления: белка, богатыри, Царевна-Лебедь.

    Итак, «Белка» – первое чудо. Композитор использует здесь мелодию русской народной песни-пляски «Во саду ли, в огороде», которую повторяет несколько раз (вариации). Изложение темы Римский-Корсаков поручает флейте-пикколо («и с присвисточкой поет»), которой аккомпанируют другие деревянные со струнными, которые играют «щипком» (пиццикато – pizzicato), подражая звучанию русских народных инструментов (домрам, балалайкам). Сказочный оттенок придает и звучание тембров таких инструментов как челеста и ксилофон.

    Второе чудо – выходящие из морских волн тридцать три богатыря, «с ними – дядька Черномор». Этот образ рисуется аккордовой маршевой темой медными духовыми инструментами на фоне нисходящих фигураций струнных и «свистящих» пассажей духовых.

    Третье чудо – Царевна-Лебедь. Вначале звучит лишь причудливая тема Лебедь-птицы, а затем возникает песенная тема, которая «говорит» слушателям о чудесном превращении Лебеди в девушку-царевну. Нужно сказать четвероклассникам о том, что с образом доброй волшебницы Лебеди связана центральная идея оперы – торжество светлого начала над темными силами, победа добра над злом. Тему Царевны-Лебедя исполняют различные инструменты – деревянные духовы, арфа, скрипки. Завершается картина «Три чуда» стремительной и праздничной музыкой, в которой ребята смогут услышать уже знакомую им тему трубного сигнала.

             Чтобы учащиеся лучше запомнили основные темы симфонической картины «Три чуда» рекомендуется разучить вокальные варианты тем «Белка»  и «Царевна-Лебедь», а также «Колыбельную нянюшек». При разучивании следует обратить внимание поющих на различные варианты мелодии в «Белке», народность интонаций песенки, распевы в «Колыбельной», инструментальный («нечеловеческий», «волшебный») тип мелодии  у «Царевны-Лебеди».

             Заключительным этапом урока может стать работа с вопросами и творческими заданиями разворота Рабочей тетради «Сказка о рыбаке и рыбке» (с. 14–15), а также исполнение современных песен о сказках – «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина (слова М. Пляцковского), «Песня-спор» Г. Гладкова (слова В. Лугового) и др.


    написать администратору сайта