философия. Этические Ценности Современной Молодежи
Скачать 18.42 Kb.
|
ЭССЕ Этические Ценности Современной Молодежи Да, другая молодежь тоже есть... Правда, не думаю, что дело в интеллигентности семьи. Хотя в СССР, как мне известно из источников, инженеры почитались за интеллигенцию. Говоря о своих друзьях и знакомых - это просто люди из благополучных семей. Под молодежью принято понимать людей в возрасте от 15 до 35 лет, рамки данной социальной группы могут быть и иными, что зависит от объекта и целей исследования. Для того, чтобы определить систему ценностей представителя этой группы, необходимо уяснить, в какой среде они воспитывались и свидетелями каких событий были. Добавлю, что в своем эссе я буду рассматривать городскую молодежь, чью специфику я знаю лучше. Рожденные на закате СССР, будучи тогда еще детьми, были свидетелями того, как наша страна переживала перестройку, и того, как наши родители и старшие друзья адаптировались к новым условиям. Можно сказать, что современную молодежь сформировали девяностые . В социальных сетях существует множество групп по интересам, в которые объединяются люди, ностальгирующие по тем временам, когда по телевизору главной передачей (для них) были диснеевские мультфильмы, любыми игрушками были конструкторы «Лего», самой вкусной сладостью - «Киндер сюрпризы», а купание было в радость от шампуня фирмы «Джонсон и Джонсон», который «не щиплет глазки». Можно сделать вывод, что именно это поколение было первым, выросшим на западных товарах. При этом, с подачи старших, разумеется, даже ребенок знал разделение товаров на «наш» и « импортный ». Импортные не просто ценили, а обожали. Пожалуй, данные факты не имели бы большого значения, если бы не оказали такого влияния на формирование личности. Современная молодежь прозападна. Для нее характерен либерализм во всем. Современные молодые люди толерантны к религиям, равнодушны к политике, предприимчивы в экономике, независимы в личных отношениях. С лабильностью, свойственной любому растущему организму, дети девяностых впитали в себя все новое, что появилось в стране. Представляется, что еще никогда (за исключением разве что поколения революционеров начала 20 века) не было такого разделения между отцами и детьми. Практически любой человек в рассматриваемом возрасте от 16 до 25 говорит по-английски, владеет компьютером, ловко пользуется Интернетом. Одних этих способностей уже достаточно, чтобы составить достойную конкуренцию старшему поколению, например, при приеме на работу. К тому же поколение девяностых как ни одно поколение до него образовано. Выросло поколение знания . Однако это еще не золотой век просвещения. Сегодня образование - это пока еще в большей степени ключ к успешной карьере, нежели к саморазвитию. Карьера сейчас для молодежи стоит на первом месте. Если родители за постсоветские годы добились многого, дети хотят это многое приумножить. Если нет – то добиться всего сами. Экономическая независимость – признак современного человека. Многие начинают работать или готовить себя к будущей работе еще со школьной скамьи, отмечу, что уже почти никто не стремится в космонавты, а все больше в банкиры. Когда моего брата (сейчас ему 16), тогда еще карапуза, спросили, где он хочет работать, он ответил: «В банке». Кем? «Банщиком!». Почему-то очевидная, казалось бы, дилемма, стала не такой уж и очевидной. Между семьей и работой даже девушки выбирают работу, что еще раз подчеркивает современное западное мировоззрение. Отдельно нужно сказать об общении. В рассматриваемой возрастной группе есть четкое деление на тех, кто умеет общаться и кто нет. Граница проходит по (приблизительно) 1990 году. Половина современной молодежи первые годы своей жизни провела во дворе под присмотром бабушек на скамейке или же мам-домохозяек, вторая – дома наедине с компьютерными играми. У современного молодого человека может быть много знакомых, но чрезвычайно (особенно по сравнению с родителями, т.е. поколением шестидесятых, поколением агитпоходов и турслетов) мало друзей . Общение стало суррогатным . С точки зрения психологии, можно говорить, что кинестетическая информация потеряла значение, уступив место вербальной . Хорошо это или плохо покажет время. Сейчас же можно лишь констатировать проявления этого изменения. К примеру, еда перестала быть предметом наслаждения, став статусной единицей ( где ты ешь, бренды), способом контроля над собой ( сколько ты ешь, диеты) и рационализации жизнедеятельности ( как ты ешь, полуфабрикаты). Что касается, здоровья , то тут наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, это сбалансированное питание, разгрузочные дни, фитнес - что говорит об информированности и заботе о себе, с другой стороны – вредные привычки, которые правильнее будет называть стилевыми, т.е. производными от стиля жизни, сидячий образ жизни (гиподинамия), недосыпание. В итоге забота о здоровье превращается в фарс, статью расходов, способ занять мысли и время. Последнее, о чем хотелось бы написать, это субкультуры. Первая «рок-волна» прокатилась по союзу в 80ых, но общество от этого на подгруппы не разделилось. Исключение – откровенные диссиденты вроде «ДДТ» или «Чиж& Co ». Сейчас – напротив, даже незначительное отклонение от доминантной культуры образует мощное социальное ответвление. Очевидно, что это дробление во многом искусственно, т.к. не зиждется на какой бы то ни было прочной базе. (Пример – эмо. Я проводила небольшой опрос среди представителей этой субкультуры. Результаты были предсказуемы – никто не ответил, откуда взялось их течение и почему). Очевидно, что это прямое свидетельство того, что современной молодежи сложно идентифицировать себя как единую группу! Именно поэтому люди объединяются в более мелкие, образованные по формальному, зачастую исключительно внешнему, признаку. Молодежь объединяется в группы, которые она в состоянии охватить, что говорит о слабом системном мышлении ( мужской тип мышления, который теперь распространился и на женщин). Итак, современная молодежь – это новые ( модерновые даже) люди с западным мышлением, существующие в российских реалиях. Это люди, в которых мышление индивидуализма конкурирует с духом коллективизма (соборности, так сказать). Это люди, чьи ценности (см. выше) скорее похожи на инстинкты, чем на идеи. И, наконец, это люди которых ничего не объединяет. В этом свете становятся понятны стремления государства насадить хоть какую-нибудь идеологию (православие в школе, концепция духовного воспитания молодежи и т.п.). В месте с тем, касаются эти стремления уже другого поколения – поколения рожденного в 21 веке (исключение – «нашисты» - выродки авангард существующей системы). Боюсь, что поколение конца века 20 так и останется потерянным. |