Главная страница
Навигация по странице:

  • Растягаева Александра

  • ханты. Этические установки, связанные с сохранением здоровья ханты растягаева Александра 233 группа


    Скачать 2.68 Mb.
    НазваниеЭтические установки, связанные с сохранением здоровья ханты растягаева Александра 233 группа
    Анкорханты
    Дата16.02.2022
    Размер2.68 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаханты.pptx
    ТипДокументы
    #364231

    ЭТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, СВЯЗАННЫЕ С СОХРАНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ХАНТЫ

    Растягаева Александра

    233 группа

    Ханты


    Ха́нты — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО. Самоназвание ас хоят означает обские люди.

    В системе духовных ценностей ханты имели свои представления о сохранении здоровья. Их народная медицина была направлена на предохранительные и предупредительные меры, а также на поддержание физического и психического здоровья индивида и общества в целом. Этому способствовали традиционные верования, правила общественной и личной гигиены, здоровый образ жизни, закаливание, ношение теплой одежды, здоровая пища.

    Диагностика


    Для выяснения причин болезней люди часто обращались к местным шаманам. Они выясняли, от чего заболел человек, и давали больному те или иные рекомендации, в том числе нравственного характера. У ханты Белоярского р-на считалось, что болезни могут насылаться или быть наказанием. Можно определить, за что наказан человек. Причину болезни могут определить особые люди. По мнению многих информантов, человек сам себя наказывает, нарушая правила жизневедения, не соблюдая духовные правила, а также религиозные обряды

    Лечение


    При головных болях в лечебной практике ханты используют сорт пенк ‘щучьи зубы’, которыми производилось накалывание в височных областях до появления крови – “плохая кровь выйдет – легче станет”. При головных болях в теменной области берут прядь волос и делают движение, как будто вырывают гвоздь, после чего наступает облегчение. При пульсирующей головной боли “поворачивают мозг” – усаживают человека и по месту боли или с противоположной стороны наносят удары руками

    Лечение


    При лечении человека использовались разные методы. Довольно распространенным было лечение “наложением руки”. При этом соблюдались определенные меры предосторожности, чтобы больной не забрал “силу руки” целителя. Так, после проведения сеанса лечения “наложением руки”, больной должен был положить что-либо в руку лечащего человека. Целитель должен был иметь при себе обереги, так как нельзя было исцелять чело- века старше себя, нельзя было лечить таким способом умирающего человека.

    Дети


    В традиционной этике было выработано множество установок по отношению к беременной женщине, ее ребенку. Женщина пользовалась богатым арсеналом оберегов – это иголки, спички, острые металлические предметы, когти животных и др. Для ограждения ребенка от сглаза, порчи в традиционной этике существовало множество правил, запретов. У маленьких детей на запястьях рук имелись браслетики из бисера, на носки детской обуви пришивались бусинки, они являлись одновременно оберегом и знаком счастливой судьбы ребенка.

    Дети


    У пимской группы ханты детей от болезней предохраняли куколкой из морошки, которую вешали на шею ребенку. От сглаза детям сзади подвешивали украшения из бисера, металла, пуговиц. У новорожденных на рубашечке под мышкой оставляли маленькую дырочку

    ВЫВОД:

    В настоящее время социально-экономические и национально-культурные изменения в обществе повлекли за собой и изменения в мировоззрении хантыйского населения, которые сказались, в том числе, на традиционных представлениях о сохранении здоровья. В наши дни стала доступна квалифицированная медицинская помощь, покупные лекарства. Однако, наряду с использованием лекарственных средств, в отдаленных хантыйских стойбищах и селениях до сих пор прибегают к древним средствам оздоровления, где немаловажное значение имеет и соблюдение определенных этических установок. Поведенческая культура ханты была направлена, прежде всего, на регламентацию социальных связей в обществе, нормализацию психоэмоционального состояние человека, что непосредственно связанно с сохранением здоровья.

    Литература: Волдина, 2008 – Волдина Т.В. Народная медицина хантов Белоярского района (по материалам научно-исследовательской экспедиции). Ханты-Мансийск, 2008. Карьялайнен, 1994 – Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т.1. Томск: Издво Том. ун-та, 1994. Кулемзин, Лукина, 2006 – Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васьюганско-ваховские ханты в конце ХIХ – начале ХХ вв.: этнографические очерки. Тюмень: Мандр и К, 2006. Лапсуй, 2005 – Лапсуй В.В. Традиционная медицина пимских ханты // Медико-социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера: Материалы межд. научн-3 практ. конф. 29-30 сент. 2005 г. Ханты-Мансийск, 2005. С. 260. Молданов, 2003 – Молданов Т.А. Земля Кошачьего Локотка. Томск: Изд-во Том. унта, 2003. Талигина, 2004 – Талигина Н.М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Хаснулин и др., 1999 – Хаснулин В.И., Вильгельм В.Д., Скосырева Г.А., Поворзнюк Е.П. Современный взгляд на народную медицину Севера. Новосибирск, 1999


    написать администратору сайта