реферат философия. Реферат по философии №4 Святоха Н. уп-211. Этика Блаженного Августина
Скачать 27.51 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ» Институт управления и государственной службы Кафедра маркетинг РЕФЕРАТ по дисциплине: «Философия» на тему: «Этика Блаженного Августина» Подготовила: Студентка группы УП-211 Святоха Н.А. Проверила: Яремчук И.А. ЛУГАНСК 2022 Содержание: 1. Введение …………………………………………………………………….…3 2. Три вида грехов по Августину………. ………….………………..……….….5 3. Этика Августина ……………………...…………………..................................5 4. Заключение…………………………………………………………….……. ....6 Список используемой литературы…………………………………….……....…7 ВведениеВыдающийся мыслитель, деятель (епископ) христианской церкви Августин Аврелий (354-430) за заслуги был назван Блаженным (святым). Путь его духовных поисков сложный и противоречивый: после лет легкомысленной молодости увлекался манихейством (религиозным учением, согласно которому добро и зло, свет и тьма являются исконными и равноправными началами бытия, которые находятся в постоянной борьбе), скептицизмом, неоплатонизмом. Тридцатитрехлетняя принял христианство и начал работу по созданию оригинального учения, выстраивая его на вере в святость Библии. Собственный жизненный опыт (в частности, то, что он без сознательных усилий пришел к добродетели через порочности) казался ему неестественной событием, чудом, которое можно объяснить только действием благодати Божией. Этот вывод существенно повлиял на его этическую концепцию. Для Августина Бог абсолютной творческой силой, высшим благом, блаженством, справедливостью, нравственным законом. Он максимально совершенный, самодостаточный, непознаваем. Благо и добро не могут существовать над ним или рядом с ним. Благо нельзя отделить от Бога, поскольку благо - это Бог, а высшее благо - воля Божья. Созданная Богом природа иерархически (строгий порядок подчиненности низших сил по высших) организована, а ее вершиной является человек. Чтобы правильно оценить любое явление, необходимо иметь в виду, что природа - совершенство как целое. На этой основе можно убедиться, что Бог достоин уважения за все его творения, поскольку любое бытие добром. Однако Бог и созданный им мир различаются между собой, как создатель и результат творчества. Истинного наслаждения достоин только Бог, потому что он самоценный. Августин не возражал земных благ для человека, но считал их второстепенными. Он резко противопоставлял земное и небесное, доказывая, что созданы они двумя родами любви: земное царство, созданное любовью человека к себе, любовью, доведенной до презрения к Богу; Царство Небесное (церковь), созданное любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Кто живет "за человеком", а не "по Богу", то идет путем дьявола. Не сформулировав основных нравственных качеств христианина, Августин много внимания уделил дискредитации (франц. Discrediter - подрывать доверие) "языческих" представлений о добродетели. Зло как субстанция (сущность), по Августину, не существует. Оно является отсутствием добра, отступлением от него, ошибкой, дефектом, нарушением человеком иерархии ценностей. Это случается тогда, когда предпочитают ниже ценностям, отходят от Бога как морального абсолюта, его предписаний. Зло, по его мнению, корни которой уходят в свойства человеческой воли, которая проявляется в поезде к низшему, разрушительного начала (одновременно он признавал наличие у человека и "продуцирующего" влечения). Природа мешает человеку реализовать ее склонность к добру. Примером этого является первородный грех Адама и Евы, которых Бог наделил бессмертием, свободой воли, возможностью нравственного поведения. Однако предоставленная им свобода воли не означала произвола, поскольку Бог дал им заповеди, которые необходимо соблюдать. Однако Адам нарушил их, считая, что он сам может решать, что ему делать. Это вызвано, по мнению Августина, прежде всего гордыней, которая находилась во взаимосвязи с чувственностью, в частности сладострастием. Итак, зло, грех, в который упал Адам, заключаются в неправильном использовании дарованной Богом свободы воли. Первая злая воля, которая предшествовала в человеке всем ее злым делам, по Августину, была отступничеством от дела Божьего, а не отдельной делом. Как только человек почувствовал себя настолько свободной, что может самостоятельно различать добро и зло и соответственно действовать, она стала на путь зла, совершила грех. В общем Августин выделил три вида грехов (похоти): похоть плоти (тяга к чувственным наслаждениям), похоть гордыни (жажда самоутверждения через различные виды деятельности) и похоть очей (тяга к познанию доступных только Богу тайн). Все они, по Августину, нацеливают человека на земные дела, центром которых является она, а не Бог, а это вызывает все другие человеческие пороки. Этика Августина содержит многочисленные противоречия, основным из которых является несовместимость морали с признанием божественной благодати. Например, наделяя человека свободой воли, автономностью в действиях, возможностью морального выбора, он одновременно дискредитирует моральную полноценность личности, негативно относится к активной жизненной позиции человека, признает заранее определенную ее судьбу. Человек, по концепции Августина, не может быть хозяином своей судьбы, поскольку зависит от Творца, а не от своих сознательных усилий. Она слаба, немощна, а Бог всемогущ, поэтому человек должен полностью довериться Богу. Заключение Итак, этике Августин а Аврелия был присущ провиденциализм (понимание причин общественных событий как проявления воли Бога) и фатализм. Вынесение причины нравственности за пределы компетентности и ответственности личности является такой же крайностью, как и игнорирование внеличностных факторов морали. Необходимости примирения веры и разума, теологии и философии впоследствии осознал и отразил в своем учении Фома Аквинский. Список используемой литературы1. Соколов В.В. Средневековая философия. М.1979; 2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.1982; 3. Августин Аврелий. Исповедь.; 4. Коплстон Ч. История средневековой философии. М.1997.; 5. Штекль. Средневековая философия. М.1979. |