Главная страница

Этика, эстетика, аксиология Дайте определения понятиям Название


Скачать 69.24 Kb.
НазваниеЭтика, эстетика, аксиология Дайте определения понятиям Название
Дата23.09.2020
Размер69.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2_Zadanie_Etika_estetika_axiologia_2 .docx
ТипГлава
#139241

ГЛАВА 3. ЭТИКА, ЭСТЕТИКА, АКСИОЛОГИЯ
1. Дайте определения понятиям


Название

Автор

Перевод

Определение

Этика


Аристотелю


греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав

наука о морали



Эстетика

Александр Готлиб Баумгартен


греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный


наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства

Аксиология

П. Лапи


греч. ἀξία – ценность и λόγος – учение


это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни


2. Определите основные объекты этики, эстетики и аксиологии.


Этика

Эстетика

Аксиология

  1. Мораль

  2. Традиции

  3. Социальные нормы

  4. Этикет

  5. Право

  6. Приемлемые формы взаимодействия

  7. Этические оценки




1. Природа

2.Человек

3.Изобразительное искусство

4.Музыка

5.Литература

6.Архитектура

7.Театр

  1. Качества личности: скромность, ответственность и др.

  2. Стили управления или формы правления: авторитаризм, либерализм и др.

  3. Качества социальных отношений: равенство женщин.

  4. Качества социальных общностей: мощь государства и другое.

  5. Витальные ценности (жизнь, здоровье, безопасность, благополучие)


3. Определите соотношение понятий: “мораль” и “этика”.

Определите этимологию данных понятий.

Слова «мораль», «этика» близки по смыслу. Под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука. Это составной элемент совокупного морального сознания, его высший (рациональный) слой, а мораль - «предмет» или «объект» этических изысканий и построений.

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово «этика» происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Родоначальник слова «мораль» - Гай Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова moss – так же обозначающего дом, очаг, обычай и т.д.

4. Дайте определение высшим моральным ценностям.

Добро

это положительное моральное состояние и оценка поведения (поступка) человека или общества

Долг

одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения

Совесть

способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство

Честь

нравственный стержень человека, его приверженность внутренней системе положительных ценностей и принципов, устанавливающих рамки того, что он может себе позволить совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаяния

Достоинство

уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория, характеристика человека со стороны его внутренней ценности, соответствия своему предназначению.

Нравственность

моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе

Свобода

состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми

Любовь


чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии

Дружба


устойчивые, личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит симпатия, общность интересов, духовная близость и взаимная привязанность

Вера

признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры; убеждённость, глубокая уверенность в ком- или в чём-либо

Надежда

положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения

5. Охарактеризуйте основные этические стратегии.

Название


Название


1.Око за око (Талион)

2.Золотое правило

этики

3. Теория золотой середины

4.Подставь щеку

5.Категорический императив


Автор



Ветхий Завет (Левит, 24, 20)


Религиозные и философски учениях Востока и Запада

Аристотель

Библия

И.Кант

Сущность принципа

Принцип назначения уголовного наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна точно, буквально соответствовать вреду, причинённому вследствие совершения преступления («око за око, зуб за зуб»).


Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.

Нужно держаться разумной середины между противоположными крайностями, ибо крайности – и суть пороки.

На зло отвечать не злом, а добром

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству

Проблемы реализации



Это является не правовым решением проблемы, а нивелированием психологического напряжения в конкретной конфликтной ситуации, без учета последствий в развитии межличностных отношений


Люди отличаются своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

Допустимая грань определяется разумом каждого человека самостоятельно.

Трудно принять заповедь" Подставь другую щеку", т.к. мы боимся, что нас посчитают трусом, слабым, неспособным защитить себя

Человек не может вести себя так, чтобы его поведение было:
- одобрено всеми людьми;
- воспроизведено всеми людьми.



6. Что такое этическая дилемма? Приведите примеры.

Этическая дилемма представляет собой ситуацию морального выбора, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее важная.

Этические дилеммы особенно важны в области медицины и уголовного правосудия, а также в таких сферах, как социальная работа и психология. Кроме того, большинству государственных служащих приходится проходить обучение этике для решения общих проблем, с которыми они могут столкнуться при работе с общественностью. Недавние достижения в науке также выдвинули интересные и неизведанные этические дилеммы. Вот некоторые примеры этических дилемм:

  1. Секретарь обнаруживает, что ее начальник занимается отмыванием денег, и она должна решить, сдавать его или нет.

  2. Учитель, который также является тренером по волейболу, просит своих спортсменов дать ей номера своих мобильных телефонов, чтобы она могла быстро связаться с ними; однако в соответствии с политикой округа учителя не должны общаться со студентами по их телефонам.

7. Охарактеризуйте “Дилемму узника” и приведите примеры ее реализации на практике.




Сотрудничать

Предать

Сотрудничать

C, C

c, D

Предать

D, c

d, d

Каноническая матрица выигрышей
«Дилеммы заключённого»



В условиях дилеммы участники выбирают не сотрудничество, а предательство. Поэтому единственный способ достичь гармонии в предложенных условиях – предать на взаимной основе. Это рациональное решение позволяет выиграть независимо от того, каким будет поведение других участников.
Пример:

Преступники Сергей и Алексей совершили одинаковые правонарушения и практически одновременно попали в руки правосудия. Судья, который ведет дело, подозревает, что преступники являются сообщниками.
Поэтому Алексея и Сергея отправляют в изолятор без возможности общаться с другим заключенным. Затем судья по очереди приходит к каждому и предлагает сотрудничество.
Если один узник дает показания против другого (при условии молчания второго подсудимого) первого отпускают за помощь в расследовании. А второй попадает в тюрьму на длительный срок (10 лет).
Если каждый из преступников молчит, они оба попадут в тюрьму, но пробудут там всего полгода, так как их преступления будут рассматривать по легкой статье.
Но если каждый оклевещет другого, они оба попадут в тюрьму на два года. Сергей и Алексей не подозревают, как поступит другой. Взаимодействие и согласованное принятие решения невозможно. В результате каждый получает некоторый набор возможных вариантов действия.

8. Дайте сравнительную характеристику аксиологических категорий.


Ценность

Стоимость

Цена

  • Важность, значимость, польза

  • Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления

  • Основа количественных соотношений при добровольном обмене товарами между собственниками


  • Количество денег, в обмен на которые продавец готов передать(продать) единицу товара


9. Дайте определение понятия

Бесценное

чему нет цены; что выше всякой цены: неоцененный, неоценимый, драгоценный, дорогой, неоплатный


10. Что такое переоценка ценностей?

Переоценка ценностей – это естественный процесс, характерный каждому человеку. С течением времени людям свойственно менять свои взгляды на жизнь, корректируя собственное мировоззрение. Подобное явление зачастую сопровождается совершенствованием личностного облика, из которого устраняются нежелательные качества. Неудивительно, что после перезагрузки своего подсознания у человека появляются новые знакомства, интересы и увлечения. Переоценка жизненных ценностей происходит у людей в разном возрасте. Объясняется подобное явление довольно просто – в судьбе человека присутствует множество внутренних и внешних факторов, ускоряющих или замедляющих процесс развития личности.

11. Приведите примеры самых известных в истории попыток переоценки ценностей.

  1. Реставрация Мэйдзи в Японии. Политика реставрации существенно изменила государственный строй, образование, религию и другие сферы жизни японцев. С реставрацией Мэдзи связывают формирование новой национальной идентичности японцев.

  2. Формирование светского государства в Турции в ходе реформ Ататюрка (начало 20 века)

  3. В СССР в 20-х - 30-х годах двадцатого века была предпринята попытка построения полностью атеистического общества. Эта попытка проводилась ценой значительного насилия над советским обществом однако, цель не была достигнута, полностью отказаться от религии в СССР не удалось. Тем не менее, социальная значимость религии в обществе получила значительную трансформацию. Религия перестала трактоваться как доминирование одной формы религии в духовной жизни государства. Возникло представление о равноправном существовании в государстве нескольких религиозных направлений.


12. Приведите примеры религиозных, философских и научных ценностей в различных сферах бытия.




Религия

Искусство

Философия

Наука

Человек


  • Любовь

  • Терпение

  • Смирение

  • Искренность

  • Справедливость

  • Милосердие


  • Духовный мир

  • Мировозрение

  • Познание

  • Эстетика

  • Нравственность

•Истина

•Мировозрение

•Смысл жизни

•Интеллект

•Знания

•Умения

•Навыки

•Образование

Мир


  • Почитание власти

  • Патриархальность

  • Ритуалы

  • Мироздание

  • Молитва

  • Церкви



•Произведения

•Гармония

•Красота

•творчество




•истина

•Книги

•Школы/университеты

•Прогресс

•Теории

•Гипотезы

Отношения мира и человека














13. Проанализируйте динамику этико-эстетической дихотомии в процессе развития Европейской цивилизации.





Формула

Описание и примеры.

Античность



Добро Красота
Зло Безобразие



Мифы древней Греции, где герои изображаются идеальными душой и тело, а злодеи уродливыми

Средневековье



Добро Красота
Зло Безобразие





  1. Сжигали краствых женщин, ибо думали, что они ведьмы и наделены тёмной силой.

  2. В католической церкви приняли скромную монашескую рясу, ибо думали что, все плотсаое и земное - тленно


Возрождение и Модерн



Добро Красота
Зло Безобразие





14. Охарактеризуйте этико-эстетические проблемы в религии, искусстве, философии и науке. (Полемика в христианстве “Как изображать Христа на иконах?”, Запрет на изображения Бога в исламе, деятельность Гюнтера фон Хагенса)

Икона является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного человека и его жизнь. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело — его сопровождает священный образ, икона. Сегодня вряд ли кто-то будет отрицать художественные достоинства древней иконописи, но не все понимают, что икона — это не только произведение искусства, но, прежде всего, свидетельство Церкви о победе Христа над смертью, о спасении и преображении человека. Икона дает нам возможность приобщиться к опыту Церкви, к опыту святых отцов, подвижников, исповедников. Икона не абстрактное изображение духовности вообще, а образ святости, просиявший в конкретном исторической личности, Лик Христа явленный в человеческой истории, свет Христов отразившийся в лице святого.

В исламе существует очень жёсткий запрет на изображения живых существ и людям, создающим изображения, в многочисленных хадисах Пророка Мухаммада обещано суровое наказание в День Суда. Создание изображений считается делом идолопоклонников и противоречит основе исламского учения о чистом единобожии. Дело в том, что здесь ислам следует запрету на идолопоклонство, установленному еще Ветхим Заветом: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…». Кроме того, высказывается точка зрения, согласно которой отказ ислама от изображения живых существ обусловлен тем, что изображать эманацию всемогущего Аллаха в сотворенных им существах, особенно в человеке, представляется недопустимым.

Гунтер фон Хаггенс немецкий анатом. Изобретатель способа бальзамирования и консервации анатомических препаратов, получившего название пластинация Коллеги считали, что фон Хагенс путает медицину с шоу-бизнесом, служителей церкви беспокоило неуважительное обращение с покойными, власти — нарушение закона. Кое-где выставку пытались запретить. Немецкий писатель Гюнтер Грасс сравнил знаменитого анатома с Йозефом Менгеле, который ставил опыты на заключенных нацистских концлагерей. Когда пластинированные тела привезли в канадский Ванкувер, представитель местной католической архиепархии заявил, что анатом наживается на останках сомнительного происхождения.

15. Охарактеризуйте принцип дизайна “Золотое сечение”
«Золотое сечение» предполагает деление целого на 2 части, меньшую и большую. Меньшая относится к большей, а большая – к целому, как 0,618 к 1. Это число еще называют числом «фи». Если обратиться к процентам, золотое сечение – это деление величины на две, которые соотносятся как 62% и 38%. Повсеместно используется правило золотого сечения в дизайне интерьеров. Лёгкая асимметрия неожиданно дарит ощущение гармонии и покоя.
16. Ответьте на вопрос: “Может ли зло быть красивым, а добро безобразным?”
Да, может. Снаружи зло всегда привлекательно, оно подстраивается под желания и пагубные страсти человека. Человек видит в нем что-то родное схожее со своими желаниями, и зло для них становиться притягательным, так как они считают что через зло они воплощают быстрее свои желания.
Добро может быть безобразным, так как по доброте душевной человек может не понимать, что по сути творит настоящее зло. Точнее - добро, вроде бы, но оно быстро превращается в нечто тёмное. Например, когда человек помогает другому человеку, не ведая его мотивов. Или когда человек просто не может отказать, в этом случае, он делает зло только себе, т.к. человеком начинают просто пользоваться.
16.1. Что такое эстетический вкус?

Способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве.
17. Охарактеризуйте позицию русского философа И. А. Ильина, озвученную им в работе «О сопротивлении злу силою» (1925). Основная проблема книги определена Ильиным так: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в бога, приемлющий его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос, требующий ныне новой постановки и нового разрешения».

Ответьте на поставленные вопросы.

Нельзя налагать абсолютный запрет на силу и меч, так как обращение к ним может быть нравственно и религиозно обязательным. Однако нельзя возносить силу и меч на высоту совершенства и святости, так как обращение к ним выводит душу из гармонии и возлагает на нее бремя несовершенного деяния.
18. Л. Н. Толстой (1828—1910) ввел в русский язык понятие “Непротивление злу насилием” в качестве одного из основных постулатов своего религиозно-философского, учения («толстовства»), к которому он пришел в 1880-е гг. Существо своего учения писатель изложил в работах «Исповедь» (1879— 1882) и «В чем моя вера?» (1884). Понятие «непротивление» исходит из известной евангельской заповеди (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 39): «...Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Определите ваше отношение к проблеме.

Таким образом, «непротивленец» — последователь этого учения писателя.

Употребляется, как правило, иронически, по отношению к излишне мягкому человеку («непротивленцу»), который не осмеливается отстаивать свои законные интересы, принципы.

19. Сравните основные концепции справедливости.




Воздающая


Распределительная

Меновая


Автор


Г.Гегель, И.Фихте, Г.Харт, Дж.Фейнберг

Т.Гоббс, Дж.Локк, И.Бентам


Ф.Хайек

Сущность

  • Возмездие, восстановление равновесия, восстановление права

  • Оцениваются единичные действия единичных людей

  • Соразмерное распределение дефициентных благ и рациональное разрешение связанных с ним конфликтов

  • Оценивается система распределения в целом




  • Все, что требуется от государства, это противодействие обману и насилию, обо всем остальном люди позаботятся сами

  • Оцениваются единичные взаимодействия (обмены)


20. Охарактеризуйте “теорию справедливости” (The Theory of Justice, 1971) Джона Роулза.


  • Каждый человек имеет равное право на наиболее обширную свободу, совместимую с аналогичной свободой для всех;

  • Всякая ценность должна быть доступна для каждого человека;

  • Неравенство допускается, но только, если оно несет общую пользу для общества;

  • Только улучшив положение каждого конкретного члена общества, можно максимизировать благосостояние общества в целом


21. Что такое «эгалитарность»?

Эгалитарность – это проповедь равенства всех людей, обращение к всех представителям социальных групп.

Библиографический список.

Основная литература


  1. Гусейнов А.А. Философия – мысль и поступок: Статьи, доклады, лекции, интервью. – СПб.: СПБГУП, 2012. – 848 с.

  2. Ивин И.А. Аксиология - М.: Высшая школа, М., 2006 - 390 с.

  3. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.

  4. Кришталёва Л.Г. Философия и этика поступка (структу­ра и значение поступка в различных культурно-исторических обстоятельствах – опыт реконструкции) [Текст] / Л.Г. Кришталёва; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2010. – 123 с.


Рекомендуемая литература.


  1. Гусейнов А.А. Мораль и политика: уроки Аристотеля // Политическая этика: социокультурный контекст. Ведомости. Вып. 24 / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004. –C.97-131. (272 с.)

  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000. — 472 с.

  3. Польский Г. Об эстетике и формах смысла вербальных текстов// Коллаж. Выпуск 2. Отв. ред. В.А.Кругликов. 1999 –C.28-40.

  4. Проблема зла и теодицеи: Материалы междунар. конф. Москва, 6–9 июня 2005 г. М., 2006. – 239 с.

  5. Самохвалова В.И. К пониманию эстетики как науки в современном контексте // Ориентиры. Вып. 2. – М.: ИФ РАН, 2003 - С. 6-25.

  6. Этика: Энциклопедический словарь / Под общ.ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.


написать администратору сайта