Главная страница
Навигация по странице:

  • Медицинская этика (медицинская деонтология

  • Этика и деонтология. Этика и диентология


    Скачать 25.71 Kb.
    НазваниеЭтика и диентология
    АнкорЭтика и деонтология.docx
    Дата26.06.2018
    Размер25.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭтика и деонтология.docx
    ТипРеферат
    #20748

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ

    Уральский Государственный Медицинский Университет

    Кафедра здоровья и здравоохранения

    Зав. каф. Н.В Ножкина

    Реферат на тему

    Этика и диентология

    Исполнитель:

    студент группы ОЛД-122

    Измоденов Павел Андреевич.

    Научный руководитель

    Доцент Скоромец Николай Михайлович

    Екатеринбург, 2015 год

    Содержание:

    1. Введение.

    2. Этика.

    3. Динтология.

    4. Заключение.

    5. Список литературы.

    Введение

    Главной особенностью врачебной деятельности является ее объект – это человек, его здоровье и жизнь. И это накладывает отпечаток и огромную ответственность, ведь человеческая жизнь – это и есть самое важное. И говоря о влиянии в этой профессии медицинской этики и деонтологии, вспоминаются слова Святителя Луки: «Доверие или недоверие к врачу определяет исход болезни».

    Этика

    Э́тика — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совестидобра и зласостраданиядружбысмысла жизнисамопожертвованияи т. д. Выработанные этикой понятия — милосердиесправедливостьдружбасолидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

    В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.

    Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

    Основные проблемы этики


    • Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков

    • Проблема смысла жизни и назначения человека

    • Проблема свободы воли

    • Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья

    Классификация этических ценностей


    Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

    • ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

    • ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;

    • прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

    История этики

    Выделение этики как особого аспекта философии связано со сделанным софистами (V в. до н. э.) открытием, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. В отличие от природной необходимости, которая всюду одна и та же, законы, обычаи, нравы людей разнообразны и изменчивы. Появилась проблема сопоставления различных законов и нравов с целью выяснить, какие из них лучше. Выбор между установлениями культуры, различающимися у разных народов, а также меняющимися от поколения к поколению, оказался зависимым от их обоснования. Источником их оправдания оказывался разум.

    Эта идея была подхвачена и развита Сократом и Платоном.

    Согласно ученику Платона Аристотелю, цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

    Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция[7], встречается в Мишне.

    Разделы этики.

    Являясь практической, нравственной философией, описывающей правильное и достойное поведение, этика в то же время является системой знаний о природе и происхождении морали. Это определяет наличие двух основных её функций — нравственно-воспитательной и познавательно-просветительской, поэтому в этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине 20 века

    Медицинская этика (медицинская деонтология

    Дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

    Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология», распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер.

    Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

    Основополагающими принципами медицинской этики и деонтологии являются:

    • Отношения врача и больного.

    • Врач и родственники больного.

    • Врачебная тайна.

    • Взаимоотношения медицинских работников.

    • Несоблюдение деонтологических правил часто является поводом для конфликтов между больными, их родственниками и медицинским персоналом, особенно при неблагоприятных исходах лечения.

    Реализация этических начал в медицине включает:

    • информирование пациента о его правах;

    • информирование пациента о состоянии его здоровья;

    • гуманное отношение к пациенту;

    • уважение человеческого достоинства пациента;

    • недопущение морального и физического ущерба пациенту;

    • уважение прав пациента на проведение медицинских вмешательств или отказа от них;

    • уважение автономии (самостоятельности) пациента;

    • проявление бережного отношения к умирающему больному;

    • хранение профессиональной тайны;

    • поддержка на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

    • поддержание уважительного отношения к своей профессии;

    • уважительное отношение к своим коллегам;

    • участие в медико-санитарном просвещении населения.

    Ответственность за больного и его здоровье – главная моральная задача врача. В основе всей деятельности врача должен лежать знаменитый гиппократовский принцип: «Не навреди». Только опираясь на этот принцип врач может выстраивать свои отношения с пациентом, которые должны быть доброжелательными, доверительными, уважительными, поскольку душевное состояние больного – это также чрезвычайно важный фактор успешности и эффективности лечебного процесса.

    В тоже время неосторожное слово врача, его безразличное или безответственное отношение к больному могут оказаться этиологическим фактором ятрогенного заболевания, усугубить течение заболевания и его исход.

    Вопрос о взаимоотношении врача и родственников больного – один из наиболее тяжелых разделов медицинской деонтологии.

    Заключение.

    Медицинская этика требует от врача постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане. Врач должен уметь владеть собой, сдерживать негативные эмоции. Слово врача исцеляет не меньше, чем скальпель. Академик В.М. Бехтерев утверждал: если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач. Поэтому в общей системе медицинского образования особенно важна этическая, моральная подготовка и воспитание медиков на принципах профессиональной чести, гуманизма, человеческой порядочности, ответственности.

    Учитывая специфику самой профессии медика, медицинская этика является необходимой и неотъемлемой стороной профессиональной деятельности. Отсутствие качеств, которых требует от врача медицинская этика, является свидетельством его профессиональной непригодности. Аморальным, порочным людям должен быть закрыт доступ к этой совсем особой сфере человеческого бытия, которой нужны люди честные, мудрые, самоотверженные. Сохранение благородных этических традиций медицины является одной из главных задач медицинской деонтологии.

    Список литературы:

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: 1998.

    Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. – Мн.: изд. В.М. Скакун, 1995.

    Основы этических знаний / под ред. профессора М.Н. Росенко. — М.: Изд. "Лань", 1998 .

     Деонтология. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.


    написать администратору сайта