на 12.02. Этикосубъективная школа русской социологии Факультет Социальной Работы Поланская Полина Павловна
Скачать 2.65 Mb.
|
«Этико-субъективная школа русской социологии» Факультет Социальной Работы Поланская Полина Павловна _____________ Субъективная школа выступает в качестве довольно специфического направления русской социологии и отечественной социологии. Оно ложилось в русле позитивизма, и уже на раннем этапе развития отечественной социологии заявило о своей значимости и об особенностях развития. На сегодняшний день она имеет сразу несколько назначений, а именно:
Этико-субъективное направление в русской социологии – одно из наиболее влиятельных «прикладных» направлений социальной мысли, близкое к народничеству.К этому направлению относятся труды Н. К. Михайловского (1842 - 1904) и П. Л. Лаврова (1823 -1900), ставших духовными лидерами революционной молодежи 70 -х годов XIX века.Знакомство с работами (и практикой) русских народников оказали значительное влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса и нашли продолжение в революционной практике XX векаПетр Лаврович ЛавровЛавров — родоначальник субъективного метода в русской социологии. Суть этого метода он раскрывает следующим образом:“Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, то есть, усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью” Ключ к пониманию социологических взглядов Петра Лавровича кроется в его определении социологии как науки, которая “ ...изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремится открыть ее законы. Она ставит себе теоретическую задачу понять формы солидарности и процессов, совершающихся при количественном изменении этих форм... Социология есть учение о формах солидарности созидательных особей, об условиях скрепления и ослабления этой солидарности...”Т.е. для Лаврова Правда-Истина и Правда-Справедливость неразрывны, для нахождения истины нужен и даже неизбежен объективный метод познания, но также неизбежен и субъективный метод познания социальных явлений. Ведь ОБЩЕСТВО – результат духовно-нравственной человеческой деятельности. Поэтому эволюцию в природе можно изучать объективными методами, а прогресс в обществе только субъективными методами, так как прогрессивные изменения зависят от действующих личностей, руководствующихся в своей общественной деятельности нравственными идеалами. В основе общественного прогресса по Лаврову – человеческие потребности. Он основывается на том, что есть три группы человеческих потребностей: основные – биологические (потребность питания, безопасности, нервного возбуждения); временные – (государство, собственность, религия) и потребность в РАЗВИТИИ. Лавров делит человеческую историю на два периода: неисторический – в нем живут общества, состоящие из людей, движимых основными и временными потребностями; исторический – в нем появляются общества, имеющие среди своих членов достаточное количество людей, движимых потребностью в развитии. Теория интеллигенции и её долга перед своим народом. Для Лаврова интеллигенция - это люди, озабоченные судьбой своего отечества (патриотизм, гражданская ответственность); способные к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (являются носителем общественной совести); способные нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). «Если каждый человек, критически мыслящий, будет постоянно стремится к лучшему, то, как бы ни был ничтожен круг его деятельности, как бы ни была мелка сфера его жизни, он будет влиятельным двигателем прогресса, и оплатит свою долю той страшной цены, которой стоило его развитие». Николай Константинович Михайловский При рассмотрении предмета социологии Михайловский акцентировал свое внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Для Михайловского общественный прогресс – гармоничное развитие, он не прямо зависит от развития индивида. Современные «прогрессивные» общества за счет системы разделения труда и узкой профессиональной специализации тормозят гармоничное развитие личности. Общество должно обогащать себя не однобокими талантами, а просто состоять из максимально гармонично развитых людей. Для Михайловского крестьянская жизнедеятельность гораздо гармоничнее жизни рабочего как придатка машины. Он считал, что русская крестьянская община представляет собой высокий тип развития, но находится на низкой ступени, а европейское капиталистическое общество представляет собой низкий тип развития, но находится на его высокой ступени. Концепция «Героя и толпы». Михайловский разрабатывал проблему роли личности в истории и общественном прогрессе. Согласно этой концепции, главным творцом и двигателем общественного прогресса является выдающаяся личность. Её антиподом выступают инертные народные массы, не способные на самостоятельны действия. Чтобы повести их за собой, нужен «герой». Михайловский выдвигает теорию подражания: «герой», обладающий определенными нравственными качествами (не обязательно положительными), подает пример, а «толпа», увлеченная личностью «героя», действует под его влиянием. Таким образом, мы выяснили, что субъективная школа в социологии - теоретические взгляды на общественный процесс, в котором личность, а не группа или класс, является основной "единицей" общественной структуры и исторического развития. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова. В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |