ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР. Этногенез башкир
Скачать 21.61 Kb.
|
ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР Тюркская теория Согласно теории, тюркские племена, мигрировавшие в I тыс. на Южный Урал, сформировали основные этнические признаки башкир. В основе теории — сведения арабских, персидских и среднеазиатских авторов, шежере и др. о принадлежности башкир к тюркским народам. Этапы формирования по Р. Г. Кузееву: - С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII—IX вв. — выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей). - Взаимодействие местных финно-угорских племён с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.) - В VIII — начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайна (тархан), кесе, буляр, нагман, танып, юламан, имес, юрмын) и тюркизированными уграми, мигрировавшими в Приуралье из Западной Сибири. - Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами — основа становления древнебашкирского этноса. - XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (айле, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой. - В XIII—XIV вв. мощный приток в Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа — катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа — табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, телеу, барын, бадрак, таз; минская группа — мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир. - В XV — первая половина XVI в. — стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи, завершение объединения башкир. Финно-угорская теория Согласно теории, мадьярские племена, в т.ч. юрматы и еней, являлись одним из основных компонентов в формировании башкир. В основе теории — сведения венгерских хроник, Юлиана, Плано Карпини и Рубрука о проживающих за р.Волга венграх и тождестве башкирского языка с мадьярским; Балхи, Джейхани, Рашид ад-Дина, Якута и др. о существовании двух групп венгров, одна из которых проживает на р.Дунай, другая — в междуречье Волги и Урала (Великая Венгрия). В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей. Т. М. Гарипов и Р. Г. Кузеев писали, что «существование в исторической науке особой „башкиро-мадьярской“ проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом». Иранская теория Согласно теории, основным элементом в процессе формирования башкир были индоиранские племена раннего железного века, центром расселения которых в III веке до н. э. — IV веке н. э. был Южный Урал. Прежде всего, сако-сарматские и дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых в современной исторической науке принято относить к ираноязычным племенам. В основе теории исследования антропологии башкир и палеоантропологии древнего населения Южного Урала, данные генетики, фонетики, гидронимики (наличие фонем [һ], [ҡ], [ҙ], [ҫ] в названиях рек, предположительно, иранского происхождения), духовной культуры и др. По мнению современных исследователей, восточно-иранский компонент является базовым в башкирском этногенезе и, несмотря на тюркизацию, он до сих пор определяет этническую идентичность башкир. Иранская концепция подтверждается данными лингвистики. Установлено, что самые ранние фарсизмы в башкирском языке восходят к ираноязычным сарматам. Одним из важнейших компонентов при формировании башкирского языка выступал иранский субстрат. По мнению М. С. Акимовой, происхождение понтийского антропологического типа башкир связано с индоиранскими племенами раннего железного века. Р. М. Юсупов в краниологических исследованиях прослеживает сходство морфологических данных юго‑западных и юго‑восточных башкир с палеоантропологическими материалами раннего железного века. Он же высказал мнение об ираноязычной основе этнонима башкорт: «бачагург», где «бача» — «потомок, ребенок, дитя», а «гург» — «волк» или «бачгурд», где «бача» — «потомок», а «гурд» — «богатырь». С. И. Хамидуллин считает, что этнические группы туранского (североиранского) происхождения сыграли большую роль в формировании башкирского народа, что отразилось не только на гено- и фенотипе башкир, но и в их духовной культуре. Потомки массагето-сармато-аланских кочевников стали той основой, на которой складывалась народность южноуральских башкир, вобравших в себя этнические реликты предшествующих исторических эпох. Туранский субстрат является одним из самых древних и самых значительных в этнической стратификации башкир. |