Этнологическая Концепция Гумилёва. Этнологическая концепция истории Л.Н. Гумилёва. Этнологическая концепция истории Л. Н. Гумилёва
Скачать 8.59 Kb.
|
Этнологическая концепция истории Л.Н. Гумилёва Л.Н. Гумилева можно причислить к одному из тех мыслителей, которые пытались объяснить политическую динамику (возникновение и развитие государств, политические конфликты и т.д.) влиянием не только социально-политических, но и природных (географических и биологических) факторов. По мнению ученого, действующими лицами истории являются этносы, проходящие в своем развитии ряд возрастных фаз. Этнос он считает явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. Важное место в концепции Л.Н. Гумилева занимает понятие «месторазвития», под которым он понимает зону формирования нового этноса, сочетающую в себе несколько ландшафтов. По его мнению, «… этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочку». Из этого положения следует, что этнос – это и биосоциальная общность, развитие которой определяется неким меняющимся во времени физическим параметром, имеющим биологическую в своей основе природу. Этот параметр Л.Н. Гумилев назвал пассионарностью. Почти такое же определение в науке дается и человеку: это биосоциальное существо, то есть он называет этносом общность людей, объединенных по тем или иным признакам, в данном случае акцент делается именно на географический фактор. Рассматривая этнос и создаваемую им политию, то есть государство или племя, как части одного динамического целого, Л.Н. Гумилев считал, что именно изменение уровня пассионарности этноса вносит решающий вклад в политическую и историческую динамику. Л.Н. Гумилеву не удалось сформулировать закон, связывающий изменение пассионарности во времени с политической динамикой. Одно из главных положений его концепции состоит в утверждении, что этнос проходит в своем развитии ряд возрастных фаз, каждая из которых имеет свои отличительные признаки. Пассионарность в данном случае стоит понимать как жизнеспособность, то есть способность и возможность этноса приспосабливаться к условиям жизни, для дальнейшего существования. Социальную жизнеспособность можно определить, как способность индивида достигать поставленные цели, стойко выдерживая «удары судьбы» и преодолевая возникающие в процессе достижения целей трудности, часто связанные с необходимостью изменения сложившихся общественных устоев. Я понимаю это так, что чем более люди адаптивны и имеют способности к преодолению трудностей, тем более динамично будет развиваться этнос в политическом контексте, каждый член социума, а точнее этноса вносит вклад в развитие своей общности по мнению Гумилева. С чем нельзя не согласиться, ведь если рассмотреть даже современное общество, то можно сказать, что великие свершения и изменения начинаются с малого, каждый гражданин должен быть заинтересован в благополучии как своего народа, так и государства, из чего следует тот факт, что пассионарность действительно имеет огромное значение для общества. По мнению Л.Н. Гумилева, с каждым этносом связан определенный кормящий ландшафт, и границы ландшафтных регионов часто разделяют соседние этносы. Одним из признаков этноса является эндогамия. Это означает, что число внутриэтнических браков существенно превышает число межэтнических. Подводя итог, хочу сказать, что концепция Гумилева довольна интересна для изучения, ученые, дополнив ее могли использовать данные для прогнозирования развития уже существующих этносов, которые превращаются в суперэтносы по мнению Гумилева. В его концепции нет явных недостатков, вероятно неполнота знаний и данных, которые не были открыты и изучены не дали теории развиваться до идеала, но сейчас, технологии вышли на новый уровень, что позволяет собирать более точные данные, а как следствие давать более точные прогнозы. |