Главная страница

история воронежа. Это административный, экономический и культурный центр области. Его население составляет около 1 млн человек


Скачать 79.68 Kb.
НазваниеЭто административный, экономический и культурный центр области. Его население составляет около 1 млн человек
Дата15.11.2022
Размер79.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория воронежа.docx
ТипДокументы
#790750
страница3 из 3
1   2   3

В центральной части Воронежа появились общественные здания, соответствовав­шие гигантским масштабам нового времени. До середины 1930-х гг. интенсивное стро­ительство, как и в Москве, велось в формах конструктивизма, которые резко контрас­тировали со сложившейся застройкой центра города. Так, на проспекте Революции выросли здания Управления Ю.-В.ж.д., Госбанка, дом коммерческих и деловых орга­низаций "Утюжок", на углу современных улиц Володарского и Кости Стрелюка - зда­ние ОПТУ. Среди множества жилых домов необычностью композиции выделялся дом "гармошка" на улице Карла Маркса.

Во второй половине 1930-х гг. на смену конструктивизму пришел неоклассицизм, став­ший господствующим архитектурным стилем советской эпохи. На проспекте Револю­ции тогда были выстроены Дом книги и Дом связи, в разных частях города появились ряд школ и высших учебных заведений, а также городская и областная больницы.

Самой крупной градостроительной акцией в предвоенном Воронеже было формиро­вание нового административного центра на бывшей Староконной площади. Здесь в 1930-е гг. возвели здание обкома ВКП (б) и облисполкома, отличавшееся богатством отделки и орнаментики. На площади, превращенной в место проведения политических манифестаций, был установлен памятник В.И. Ленину. Ведущие архитекторы Вороне­жа предвоенных лет: Н.В. Троицкий, А.И. Попов-Шаман, А.В. Миронов, Н.Я. Неведров, Н.В. Александров, - создали и уникальные здания, и жилые комплексы, целые районы.

Культурная жизнь города в послереволюционный период отмечена бурным подъе­мом. Расширялась сеть новых учебных заведений, среди которых выделялся универ­ситет, переехавший в 1918 г. из г. Юрьева. Активизировалась деятельность историко-культурного музея. В начале 1924 г. при музее возникло Общество изучения Воронеж­ского края, продолжившее традиции ранее существовавших краеведческих организа­ций - статистического комитета, губернской ученой архивной комиссии, историко-археологического общества. Тогда же, в 1924 г., стараниями одного из сотрудников му­зея A.M. Путинцева - был создан музей И.С. Никитина.

В число важнейших выдвигалась задача спасения культурных ценностей края. В Воронеже в 1918 г. создается первый государственный орган охраны наследия - по­дотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Воронежском губернском отделе народного образования. Однако в силу многих причин отдел не смог выполнить возложенную на него функцию и уже в 1923 г. был упразднен, а охрана памятников возложена на губернский и уездные музеи и краеведческое общество. Большие заслуги в сохранении культурного наследия Воронежского края принадлежат М.К. Паренаго, С.Н. Замятнину, В.И. Гайну. В этот период был составлен первый список памятников архитектуры, насчитывавший 50 объектов, а к 1926 г. на учет отде­ла по делам музеев народного комиссариата просвещения РСФСР в Воронежской гу­бернии было принято 195 зданий. К сожалению, планируемые фотофиксация и зари­совки этих зданий не были осуществлены из-за отсутствия средств.

В 1920-1930-е гг. на научной станции биофизика А.Л. Чижевского (с 1932 г. станция находилась на территории Воронежского сельскохозяйственного института) проводи­лись опыты по биологическому воздействию на организм животных аэроионизированного воздуха.

Литературная жизнь Воронежа первых советских лет протекала в здании журналис­тского кафе-клуба "Железное перо" и редакции журнала "Сирена", а также в помеще­нии редакции журнала "Железный путь". Редактором "Сирены" был поэт В.И. Нарбут, в журнале "Железный путь" сотрудничал писатель А.П. Платонов. Худо­жественная жизнь города была связана с "Воронежскими свободными художествен­ными мастерскими". Здесь преподавали воронежский художник-передвижник А. А. Буч-кури, присланные из Москвы художники Н.Х. Максимов, СМ. Романович, М.М. Беспалов, а также исследователь воронежских памятников старины В.П. Трофимов, учил­ся будущий театральный художник В.Ф. Рындин.

С середины 1920-х гг. началось усиление финансового и идеологического контроля за учреждениями культуры, преследование неугодных лиц. Апогеем преследования приверженцев старой культуры стало так называемое "Дело краеведов ЦЧО", поло­жившее начало разгрому краеведческого движения в области, по которому были при­влечены 92 человека, в том числе С.Н. Введенский, A.M. Путинцев, В.В. Литвинов. Едва сложившись, к 1927 г. перестала существовать государственная система охраны памятников. Памятники, переводимые на местный бюджет, снимались с учета и обре­кались на разрушение. Закрывались храмы и монастыри, их имущество частично пе­редавалось в музеи, но в большинстве случаев исчезало бесследно. В целом истори­ко-культурное наследие нашего края находилось в критическом состоянии. В 1930-е гг. постепенно замирала творческая работа в музеях, сворачивалась деятельность мест­ных писательских объединений. В это время в Воронеж был выслан поэт О.Э. Ман­дельштам. Здесь он работал на радио и в драматическом театре.

Во время Великой Отечественной войны шесть с лишним месяцев - с июля 1942 г. по январь 1943 г. - город находился в зоне боевых действий. Самые ожесточенные бои велись в районе железнодорожного узла, у областной больницы и в Чижовке, где обра­зовался так называемый Чижовский плацдарм. 25 января 1943 г. Воронеж был осво­божден в результате Воронежско-Касторненской операции Красной Армии.

В ходе затяжных боев город был сильно разрушен. После освобождения в нем не­поврежденными оказались менее 5% всех зданий. Специальная комиссия признала, что больший масштаб разрушений в войну был только в Сталинграде и в Минске. За десять послевоенных лет город полностью восстановился. Основой его возрождения и дальнейшего развития послужил генеральный план, разработанный в 1944 г. академи­ком архитектуры Л.В. Рудневым и группой воронежских архитекторов. При его реали­зации в старом городе были проложены новые улицы (ул. Мира и Кардашова), на ка­детском плацу разбит детский парк, на улицах Кольцовской, Карла Маркса, Помяловс­кого, Плехановской, 25-го Октября сформированы бульвары. Благодаря зеленым зо­нам центр города как бы раскрылся в сторону реки.

При расчистке центральной части города многие сильно пострадавшие здания раз­бирались. Так, исчезли остатки Митрофановского монастыря и соседняя Вознесенс­кая, а также древняя Пятницкая церкви, Троицкий собор, церковь на Чугуновском клад­бище. Позже снесены храмы на Терновом и Новостроящемся кладбищах.

В послевоенное время строительство новых зданий велось преимущественно в фор­мах неоклассицизма. Таков комплекс сооружений, сформировавших площади Ленина и Черняховского. В том же стиле были перестроены здания Управления Ю.-В.ж.д., "Утю­жок", инженерно-строительного института, ранее являвшие собой яркие образцы кон­структивизма. В реставрируемых зданиях XVIII-XIX вв. сохранялась или восстанав­ливалась прежняя деталировка фасадов, внутри, как правило, производилась перепла­нировка.

Воронежские архитекторы Н.В. Троицкий, А.В. Миронов, Г.В. Здебчинский, уча­ствовавшие в восстановлении города, очень деликатно и ответственно подошли к воп­росам реставрации и реконструкции старых зданий. Именно им мы во многом обязаны сохранением исторической застройки Воронежа.

Как память о недавней войне был сохранен остов разрушенной "ротонды" – круглого корпуса бывшей областной больницы. Воссозданы памятники Петру I В.И. Ленину, похищенные немцами во время войны. В парке культуры и отдыха сооружен первый монумент над братской могилой; позже возникли мемориальные комплексы на Чижовском плацдарме, на Московском проспекте и на местах других воинских захоронений. В 1970-е гг. вдоль проспекта Революции на бровке холма была создана площадь Победы с мемориалом, посвященным обороне города. В 2000 г. в парке Строителей на братском кладбище открылся еще один мемориал с центром патриотического воспитания молодежи.

С1949 г. в Воронеже предпринимаются попытки восстановления государственной системы сохранения историко-культурного наследия. При управлении по делам архи­тектуры Воронежского облисполкома организуется отдел по охране памятников архи­тектуры. Вскоре его функции были переданы областному управлению культурно-просветительской работы, а затем областному краеведческому музею.

В 1960-1970-е гг. Воронежский краеведческий музей (директор А.П. Соловьев) проводил систематическую работу по обследованию исторических зданий, постановке их под государственную охрану. В эти же годы совместно с Институтом археологии Академии наук СССР, с участием воронежских ученых проводится масштабное исследова­ние археологических памятников в пойме р. Воронеж в связи со строительством Воро­нежского водохранилища. В 1970-е гг. по инициативе музея начинается научна рестав­рация Успенской Адмиралтейской церкви, цеха суконной фабрики Гарденина ("Арсенал").

Вокруг музея сложилась инициативная группа воронежской интеллигенции, активно противостоявшая городской и областной администрации в вопросах сохранения насле­дия. Благодаря усилиям прежде всего писательской организации удалось уберечь от сноса могилы А.В. Кольцова и И.С. Никитина, дом, в котором родился И.А. Бунин.

В 1960-е гг. признанным лидером среди специалистов по отечественной истории в Центральном Черноземье был В.П. Загоровский - известный воронежский ученый, краевед, профессор, чемпион мира по шахматам по переписке в 1965-1967 гг. В 1966 г. вышла в свет его первая самостоятельная книга "Как возникли названия городов и сел Воронежской области", в-1969 г. им была защищена докторская диссертация под на­званием "Белгородская черта". Книга В.П. Загоровского "О древнем Воронеже и сло­ве "Воронеж" (1971) выдержала второе издание (1977). Кроме того, В.П. Загоровским были опубликованы. В последующие годы книги "История Воронежского края от "А" до "Я" (1982), "Воронеж: историческая хроника" (1989), "Воронежская историческая энциклопедия" (1992). На волне общественного движения в 1970-е гг. возникают го­родское и областное отделения Всероссийского общества охраны памятников. В 1978 г. решением областной администрации создан государственный орган охраны памят­ников Воронежской области и специальная научно-реставрационная мастерская. С этого времени начинается планомерная работа по выявлению, постановке под государствен­ную охрану наиболее ценных зданий города. До 1980 г. в г. Воронеже под государствен­ной охраной состояло всего 28 памятников, в 2000 г. их насчитывается 316.

В 1980-е гг. появляются первые памятниковедческие издания: Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР (мемориальные памятники деятелей культуры и искусства г. Воронежа и Воронежской области), аннотированный указатель памятни­ков Воронежской области. Проводятся реставрационные работы в зданиях музея кра­еведения, художественного музея им. Крамского, реставрируются и приспосаблива­ются под музеи здания Мещанской управы и цеха суконной фабрики Гарденина. В1978 г. после реставрации начал свою работу дом-музей А.Л. Дурова. В 1986 г. торжествен­но отмечалось 400-летие основания города Воронежа. Усилиями активистов общества охраны памятников устанавливаются мемориальные и охранные доски на многих зда­ниях. В конце 1980-х гг. институтом "Спецпроектреставрация" был разработан историко-архитектурный опорный план и проект охранных зон исторического центра Вороне­жа, утвержденный городской администрацией в 1990 г.

Правительство РСФСР в 1990 г. включило Воронеж в число исторических городов.

В 1990-е гг. заметно активизировалась деятельность воронежских краеведов. Изда­ются книги, посвященные памятникам Воронежа, среди которых "Храмы Воронежа" А.Н. Акиньшина (книга была удостоена почетной областной премии им. Е. Болховитинова), "Архитектурно-планировочное развитие города Воронежа (дооктярьский и со­ветский периоды)" Г. А. Чеснокова. На страницах возрожденного "Воронежского теле­графа" (приложение к газете "Воронежский курьер") по инициативе краеведа П.А. По­пова публикуются материалы об истории улиц и отдельных зданий г. Воронежа, о про­шлом города и области. Заметный вклад в сохранение историко-культурного наследия внесли писатель Ю.Д. Гончаров и художник В.П. Криворучко (1919-1994).

Большое значение для возрождения исторического характера городской застройки имели возвращение религиозным организациям в 1990-е гг. культовых зданий и их рес­таврация. В 1996 г. к празднованию 300-летия военно-морского флота России была завершена реставрация и состоялось освящение Успенской Адмиралтейской церкви. Ее реставрация стала возможной и благодаря добровольным пожертвованиям многих граждан города. Вокруг Успенской Адмиралтейской церкви сформирована и архитек­турно оформлена Адмиралтейская площадь - место массовых праздничных гуляний воронежцев.

Во второй половине 1990-х гг. сооружаются памятники знаменитым землякам-воронежцам - И. А. Бунину и А.П. Платонову.

При областной научной библиотеке им. И.С. Никитина плодотворно работает Воро­нежское историко-культурное общество (ВИКО), основанное в 1971 г. как обществен­ный совет краеведов, бессменным председателем которого является О.Г. Ласунский. На его заседаниях большое внимание уделяется культурному наследию города. Хро­ника работы ВИКО регулярно освещается на страницах местной периодики. Традици­онным стало проведение ежегодных кольцовско-никитинских дней литературы с учас­тием Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина. С начала 1990-х гг., после самоликвидации Воронежского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), решение задач выявления, рес­таврации и популяризации памятников осуществляет Государственная инспекция ох­раны историко-культурного наследия Воронежской области при активной поддержке научной и культурной общественности, воронежских краеведов.

Границы сегодняшнего Воронежа раздвинулись на западе до р. Дон, на юге до Семилукских выселок, на севере до аэропорта. Юридически помимо некогда отдаленных населенных пунктов городу принадлежат обширные сельскохозяйственные земли. Старый Воронеж ныне составляет лишь незначительную часть этой огромной территории, однако именно здесь сосредоточена основная масса памятников культуры, отражаю­щих древнюю и богатую историю края.
1   2   3


написать администратору сайта