Главная страница

критика на туркистан. Это святое место, сюда приезжают паломники со всей страны. И рядом с ним турки построили гигантский торговоразвлекательный центр. Построили его в стиле города времён Шёлкового пути


Скачать 1.93 Mb.
НазваниеЭто святое место, сюда приезжают паломники со всей страны. И рядом с ним турки построили гигантский торговоразвлекательный центр. Построили его в стиле города времён Шёлкового пути
Дата10.12.2022
Размер1.93 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлакритика на туркистан.docx
ТипДокументы
#837327



Это святое место, сюда приезжают паломники со всей страны. И рядом с ним турки построили гигантский торгово-развлекательный центр. Построили его в стиле города времён Шёлкового пути. Восточные мотивы с современным размахом.



И всё это по отдельности могло бы существовать очень неплохо, но вот рядом, мне кажется, размещать такие объекты нельзя. Путь к храму теперь проходит через развлекательный центр.

В одном месте дети кричат на аттракционах, народ веселится в ресторанах и покупает обновочки в магазинах, а рядом какие-то старые камни, паломники, древние святыни.

Кто-то не видит в этом ничего плохого или не понимает конфликта. Попробую объяснить. Архитектура не существует вне контекста. Каждое здание существует в определённом окружении, и именно окружение часто делает основную работу над нашим сознанием, чтобы мы правильно воспринимали архитектуру.

Помните, в фильме "Покаяние" старуха удивляется: "К чему дорога, если она не приводит к храму?" Раньше храм был главным объектом в городе или селе, и человек шёл к этому храму. Храм располагался в центре района, желательно на возвышенности, а перед ним была площадь. Площадь нужна была, чтобы мы могли рассмотреть главное здание. Рядом с храмом обычно была средовая застройка. Она не отвлекала внимание, а лишь создавала правильный фон. Если вплотную к храму поставить помпезный дворец, то у зрителя сразу возникнет диссонанс. Как это так? Кто здесь главный? Представьте, что на сцену вышло сразу два исполнителя, которые одновременно начали петь разные песни.

И вот исторический комплекс рядом с торгово-развлекательным друг с другом конкурируют. Они конкурируют не только за посетителя: "Куда пойдём, в музей или по магазинам?" Они конкурируют за эмоции. С одной стороны человека крутят на аттракционах, катают на лодочках и кормят мороженым, а тут же рядом просят подумать о вечном и вспомнить, что тут, между прочим, похоронен один из главных казахских святых. И эта конкуренция обесценивает оба объекта. С одной стороны, человек приходит в мавзолей навеселе и не способен понять магию места. С другой, загруженные люди идут по магазинам, но веселиться-то уже не хочется.

Оба объекта имеют право на существование, но они должны были быть в разных частях города. Сейчас торгово-развлекательный комплекс начинает выигрывать у исторического, он его окружает, пожирает и обесценивает. Зрителю начинает казаться, что древний мавзолей – очередной аттракцион.

Кроме того, псевдоисторические мотивы новоделов обесценивают древнюю архитектуру.



Дойдя до мавзолея, ты уже не понимаешь, что подлинное, а что – новодел. Что отреставрировали, а что построили турецкие инвесторы. Это как в ожерелье вставить редкий бриллиант, а рядом с ним – такие по размеру стекляшки. Профессионал заметит дорогой камень, но большинство подумает, что всё это дешёвая бижутерия. Окружение должно подчёркивать ценность исторического бриллианта. Оно же, напротив, спорит с ним, отвлекает внимание и в конечном итоге обесценивает.

Про качество работ говорить не хочется. Тут всё предсказуемо на троечку. Построенные несколько лет назад объекты начинают потихоньку ветшать. Плитка отваливается, штукатурка трескается.

Кстати, характерная черта: на куполе акимата – это аналог нашей мэрии – живут голуби. Все купола покрыты толстым слоем голубиного дерьма. Никому нет до этого дела. Дерьма там столько, что купола похожи на снежные вершины.



амо здание – это, кстати, бывший музей – изуродовано кондиционерами. Уж если в акимате не смогли деликатно вставить кондиционеры, то что говорить об остальном городе?



лавный герой Туркестана – Нурсултан Назарбаев. Именно он сделал город столицей Южно-Казахстанской области (теперь она, собственно, называется Туркестанской) и вдохнул в него жизнь и миллиарды тенге. Вдоль новенькой дороги из новенького аэропорта Хазрет Султан, который открыли в прошлом году вместо старого советского, стоят билборды с цитатами Назарбаева.

В какой-то момент начинает казаться, что приехал ты не в Туркестан, а в Туркменистан. Около областного акимата стоит памятник Нурсултану Назарбаеву и скромная подпись: "Сын Великой степи".



Лидер нации держит в руках, видимо, букет полевых цветов и смотрит, как растут в степи десятки жилых домов.



И вот это – главный провал Туркестана. Казалось бы, делают новый город. В новом городе можно строить хорошее жильё! Места много, никто не мешает. Строй кварталы с зелёными дворами, строй таунхаусы, кое-где можно и высоточку как доминанту сделать. Ведь есть примеры правильной застройки, есть опыт, даже в Казахстане. Но нет. В Туркестане решили, что город надо застраивать убогими муравейниками.



Нелепые и примитивные бетонные коробочки – как разросшиеся бараки в курятнике для людей.


написать администратору сайта