Главная страница
Навигация по странице:

  • .

  • 4. Инструменталистская теория нации

  • Этническое поведение

  • Межэтнические отношения

  • Геттоизацией

  • Промежуточный

  • Культурная колонизация

  • Этническая социология. Это устойчивая межпоколенная группа людей


    Скачать 25.87 Kb.
    НазваниеЭто устойчивая межпоколенная группа людей
    Дата04.12.2021
    Размер25.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭтническая социология.docx
    ТипДокументы
    #291590

    Этническая социология.

    Этнос— это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием, а также мифом об общем происхождении и коллективной исторической памятью.\

    Признаки этноса:

    • Кровное родство

    • Единство территории

    • Наличие преемственности между поколениями

    • Общая история

    • Единый язык и культурные традиции

    • Коллективное самосознание

    Факторы формирования этноса:

    • Общность территории

    • Общность языка

    • Общность религии

    • Общность экономических отношений

    • Близость в расовом отношении

    • Общее самосознание

    Типы социально-этнических общностей:

    Род – группа кровных родственников.

    Племя – совокупность родов, объединенных кровными узами, территорией, хозяйственной, языковой общностью.

    Народность – совокупность племен, объединенных общей территорией, хозяйственными, языковыми и культурными связями.

    Нация – сообщество людей, объединенных единой территорией, экономикой, языком, культурой, самосознанием и организованных в государство.

    Природные и социальные факторы этногенеза:

    Природные: географическое положение, природные условия.

    Социальные: исторические, экономические, политические, расовые, языковые, религия.

    Социально-этническая дифференциация - процесс отделения людей определенной этнической группы от других этносов, ее стремление к саморазвитию, к национальной самостоятельности, экономической и политической независимости.

    Этническая идентичность личности – это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделение от других.

    Национальность как социальная характеристика индивид.

    Национальность относится к какой-либо нации по биологическим признакам. Она не имеет связи со страной или конкретной территорией. Например, немцы, казахи или англичане, которые живут постоянно в России, - их национальность остается прежней со сменой места жительства, государства. Без национальности (характеристика родства между людьми) не будет развития народа, он не станет нацией. Сейчас практически все государства многонациональны, хотя еще и существуют отдельные национальные республики. Важно не путать гражданство и национальность. Первое понятие - социальное, означает, к обществу какой страны относится индивидуум. Второе, как видно из определения, биологическое и показывает, кто человек по рождению, происхождению. Хотя в некоторых странах слово "национальность" - это все-таки определение государственной принадлежности индивида.

    Национальное самосознание

    совокупность представленийтрадиций и понятий представителей нации или этносапозволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности

    Этнические стереотипы

    относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности

    Теории нации и национализма

    Нация – высшая форма социально-политической общности, характеризующаяся общностью экономической жизни, языка, территории, своеобразием культуры и быта.

    Ряд исследователей стремились теоретически обосновать проблемы возникновения, сущность наций. Довольно удачно проблематику нации и национализма исследовал украинский ученый Георгий Касьянов. Среди богатого разнообразия теорий нации он выделяет коммуникативный, этнологический и инструменталистский подходы.

    1.Коммуникативная теория нации.

    Наиболее полно и четко эта теория была сформулирована Карлом Дойчем в работе "Национализм и социальное взаимодействие". Одно из базовых понятий К. Дойча - взаимное соответствие или "комплиментарность", способность элементов определенной структуры взаимно дополнять, заменять друг друга.

    Сообщество, которое претендует на собственную общую историю, утверждает К. Дойч, является сообществом комплиментарных способов и средств коммуникации, общения. Необходимыми компонентами для этого процесса есть историческая память, символы, привычки, образ мышления, которые понятны всем членам сообщества. Комплиментарность коммуникативных навыков является первоосновой внутреннего единства народа-нации. Следовательно, степень развития нации зависит от степени общественной коммуникации индивидов.

    2.Этатистская теория нации.

    Эта теория основана на принципе отождествления нации с государством, территориально-политическому признаку сообщества. Британский исследователь Энтони Гид-денс утверждает, что нация существует только тогда, когда государство охватывает своим влиянием всю территорию, которую считает объектом своего суверенитета. Подобная трактовка дается и в современной отечественной научной литературе: "Нация - это народ, или стремится иметь собственное государство, или имеет ее.

    3.Этнологическая теория нации.

    Полно этнологическая концепция нации сформулирована Энтони Смитом. Он выделяет следующие признаки нации:

    • отличные культурные черты, позволяющие отличить "своих" и "чужих";

    • наличие исторически унаследованной общей территории;

    • относительно большая численность населения;

    • внешнеполитические отношения с другими сообществами;

    • наличие общих коллективных чувств;

    • непосредственное членство в группе с различными правами гражданства для всех ее членов;

    • вертикальная экономическая интеграция с общей системой разделения труда. Тезис этницистив заключается в том, что нациогенеза требует этнического основания.
    Существования этноса является необходимой предпосылкой возникновения нации.Ученый-этнолог Михаил Тиводар утверждает, что нация - это особое состояние развития этноса, связанный с созданием государственности, национальногосударственных атрибутов, национального сознания и культуры. То есть, нация - это политизированная этничность.

    4. Инструменталистская теория нации.

    Наиболее известными представителями этой концепции является Эрик Гобсбаум и Бенедикт Андерсон. Критикуя объективистские концепции, они формулируют Субъективистский подход. Прежде всего, формулируется идея о том, что "нация - это воображаемое сообщество". Исследователи обратили внимание на факторы формирования нации. По их мнению, нации конструируются, поскольку государственная власть стремится "втиснуть" в массовое сознание общие цели, идеи, ценности, символы сообщества. Поэтому нация - это продукт представления, сконструирована сообщество.

    Национализм- это естественное и открытое демонстрации, отстаивание и защита этносами своей самобытности и неповторимости, стремление к государственно-политической независимости (Михаил Тиводар).

    Энтони Смит расширяет рамки значений слова "национализм". Он имеет несколько вариантов:

    1.национализм - процесс формирования и утверждения наций или национальных государств;

    2.национализм - осознанное понимание принадлежности к нации;

    3.национализм – языковое и символьное определение нации;

    4.национализм - идеология нации, п стремлений и воли;

    5.национализм - общественно-политическое движение, задача которого состоит в достижении определенной цели нации.
    Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы:

    • Примордиализм

    • Этносимволизм

    • Модернизм

    Этническое поведение и межэтнические отношения

    Этническое поведение - это поведение членов этно-группы, направленное на сохранение, увеличение ее ресурсов и на получение ресурсов от этой группы

    Межэтнические отношения в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах - политике, культуре и т.д., это отношения по поводу материальных и духовных условий существования этносов, по реализации их потребностей и интересов. В узком смысле - это межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения.

    Этнический конфликт как вид социального конфликта

    Этнический конфликт – крайнее обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных, религиозных проблем. Первоначально они возникают на социально-психологическом и идеологическом уровнях национально-этнического сознания. Наибольшую остроту этнический конфликт приобретает, когда он происходит на межгосударственном уровне. В современной науке выявляются 2 основных подхода к анализу межнационального конфликта:

    1. Социологический: причина конфликта объясняется на основе анализа этнических параметров социальных слоев и групп.

    2. Политологический: первоочередное внимание уделяется роли национальных элит в мобилизации своих этносов.

    Ключевым является вопрос о власти, о доступе к ресурсам. Основополагающими в возникновении этнических конфликтов являются причины общецивилизованного характера. Неравномерное протекание процессов модернизации в этнонациональных ареалах порождает конфликты между претензиями этнических групп и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав граждан.

    Типы и способы решения межэтнических конфликтов:

    Типы межэтнических конфликтов:

    1. Государственно - правовой: неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности.

    2. Этнотерриториальный: определение границ нации

    3. Этнодемографический: защита прав коренной национальности

    4. Социально – психологический: изменение образа жизни, нарушение прав человека

    Способы решения межэтнических конфликтов

    1. Геттоизацией (от слова «гетто»). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероис­поведания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду — окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изо­лированные и замкнутые районы, населенные представи­телями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются вы­ходцы из мусульманских стран, индийские кварталы.

    2. Ассимиляция. В случае ассими­ляции индивид полностью отказывается от своей культу­ры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать

    3. Промежуточный - состоящий в культурном обмене и взаимодействии.


    4. Частичнаяассимиляциякогда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требо­ваниями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере — нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины.


    5. Культурная колонизация - когда представители чужого этноса, прибыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения.

    Этнический состав Российской Федерации (данные статистики).

    По данным Росстата (перепись 2010 года), основной этнический костяк России составляют русские - 77 процентов, татары - около 4 процентов, украинцы - 1,35 процента, башкиры - 1,1 процента, чуваши и чеченцы - по 1 проценту, около 1 процента - армяне, аварцы, мордва, казахи и азербайджанцы.


    написать администратору сайта