Главная страница
Навигация по странице:

  • . Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

  • Использованные источники и литература

  • евангелие. (Промежут.Вариант) Евангельское учение о Втором Пришествии. Евангельское учение о Втором Пришествии


    Скачать 45.64 Kb.
    НазваниеЕвангельское учение о Втором Пришествии
    Анкоревангелие
    Дата20.11.2021
    Размер45.64 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файла(Промежут.Вариант) Евангельское учение о Втором Пришествии.odt
    ТипСеминар
    #277356

    Санкт-Петербургская

    православная духовная семинария
    Р Е Ф Е Р А Т

    по предмету "Новый Завет"
    тема : "Евангельское учение о Втором Пришествии"
    Выполнил : Богданов Д.А.

    студент 1 курса ЗО (бакалавриат)

    Христиане верят, что земному миру рано или поздно придет конец. Эта мысль красной нитью проходит через весь Новый Завет – весь он, от начала до конца, пронизан эсхатологией. Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец Света и Второе Пришествие Господа составляет суть всех писаний Нового Завета1. «Когда Апостол Павел говорит о христианской “надежде на Господа нашего Иисуса Христа” (1 Фес. 1, 3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари в надежде, что она, тварь, “освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих”(Рим 8, 20-21), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то эта молитва “Отче наш” – молитва о Конце: “Да придет Царствие Твое” (Мф. 6, 10)». «Разумеется, Конец, о котором речь, –как пишет арх. Ианнуарий (Ивлиев), – не есть eschaton бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть τέλος, разумная конечная цель мировой истории»2.

    В Евангелии говорится, что точная дата конца света никому не известна. Сам Господь указывает, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец … один» (Мф. 24, 36). Эта неизвестность способствует тому, что христиане, непрестанно ожидая конца мира, стремятся к духовному бодрствованию, по слову Своего Учителя: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк. 13, 33–37).

    Близость конца призывает христиан к бодрствованию и трезвению: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5, 6), непосредственно влияет на жизнь и поведение христиан. Например, неизбежность и близость конца делают относительной всякую суетную мирскую активность: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 29–31).

    Протопресвитер Михаил Помазанский пишет, что приближение Второго Пришествия будет сопровождаться определенными признаками. Перед Вторым пришествием: 1) По всему миру будет проповедано Евангелие («И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Мф. 24,14); 2) Будет необычайно распространено зло. «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра,.... более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (1 Тим. 3, 1–5); 3) Ослабеет общая вера: Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8); 4) Диавол воздвигнет брань против царства Христова через свое орудие – антихриста (антихристов) (см. например: Фес. 2, 3–11). 5) «В Откровении св. Иоанна Богослова указывается на появление в период деятельности антихриста “двух Свидетелей”, которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда кончат свидетельство свое, будут умерщвлены, потом через три с половиной дня воскреснут и вознесутся на небо (Откр. 2,3–12)»3.

    Когда же исполнится положенное время, наступит кульминация земной истории – Второе Пришествие во славе Господа нашего Иисуса Христа. Оно будет происходить также как и Вознесение Христа. «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Сол. 4, 16–17).

    Сам Христос еще во время Своей земной жизни неоднократно говорил об этом событии. Оно совершится во славе: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25, 31). Слово «когда» в данном случае означает вполне конкретное время, в которое совершится пришествие Господа.

    В труде монаха Митрофана «Загробная жизнь» мы читаем следующее: «Когда наступит час бытия настоящего мира? Этот час будет – полночь, так как началом дня считают 12 часов пополуночи, и Церковь учит потому нас об этой истине так в своей песни: «Се жених грядет в полунощи…» В полуночи последует Второе славное Пришествие Господа на землю в Своем прославленном теле, потому Его увидят все, как видели Его ученики Его в продолжении 40 дней после воскресения. Но о том, каково Его будет пришествие на землю Сам Спаситель сказал: «Мое пришествие будет точно так же, как появление молнии на горизонте: являясь на востоке, блестит и на западе». Таково будет быстрое пришествие Христово, и сияние Его славы станет видимо везде и всеми»4.

    В книге Деяний апостольских указано, что непреложность обетования Спасителя подтвердили ангелы: «вдруг предстали … два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). В книге Откровений также читаем: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Откр.1, 7).

    Святое Писание весьма выразительно учит, что в назначенный час (Деян.1, 7; Ин .5, 28, 29) Христос, Богочеловек (Мф. 25, 31), явится зримым образом (Деян.1, 9, 11) всем людям одновременно (Мф. 24, 27, 30; 1Фес.4, 16; Мф. 13, 41, 42), дабы судить «все народы» (Мф. 25, 31-32), живых и мертвых, последних - после их воскресения (1Кор.15, 51; Дан.12, 2; Ин. 5, 28, 29), – дабы ввергнуть беззаконных в вечный адский огонь (Мф. 25, 46) и ввести Своих святых в вечную славу (Евр. 9, 28), так что «сражающаяся Церковь» (ecclesia militans) навеки останется Церковью победоносною (ecclesia triumphans).

    Прот. Н. Малиновский пишет: «Явится Сын Человеческий в той светозарной и прославленной плоти, в какой по воскресении Своем являлся Своим ученикам и с какою пред их глазами вознесся на небо, следовательно, – чувственно видимым образом. Сам Он предвозвещал, что земнородные «узрят» (… воочию, на самом деле увидят) «Сына человеческого, грядущего на облацех небесных» (Мф. 24, 30; сн. Откр. 1, 7)… Нет оснований понимать эти выражения лишь только в образном смысле и отвергать соответствующую образу действительность. Напротив, так как Сын человеческий на облаках вознесся, то это дает понять, что и будущее явление Сына Божия действительно последует на облаках и, конечно, окруженным «славою… многою» (Мф. 24, 30), т. е. сиянием необычным»5.

    Монах Митрофан пишет: «После дней скорби антихриста и всех бедствий, которые (по учению Иисуса Христа) будут непродолжительны, ибо ради избранных сократятся, – последует вообще изменение законов природы. Грядет новое устроение мира – соответствующее новому порядку в Царствии Христовом. Сам Господь Иисус Христос открыл, что прежде Его пришествия последуют изменения, дивные перевороты в природе видимой и невидимой: “Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; Тогда явится знамение Сына человеческого на небе…” Вообще выражение: “Солнце померкнет” не значит, что оно уничтожится; но что его свет затмится перед светом пришествия Христова! Луна не даст света, звезды спадут с неба – эти слова означают изменение законов природы, новое устроение мира, соответственно новому порядку в Царствии Христовом, который должен настать. Ибо с явление божественного света необходимо померкнуть солнцу, луне, звездам. Настанет день, день вечный, свет Христов, просвещающий верных. Что будет значить солнце, луна и звезды, когда нет ночи?.. Изменится и видимый мир перед самым пришествием Христовым, как об этом свидетельствует ап. Петр, говоря, что небо и земля будут новы: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (1 Пет. 3, 7, 10, 13)»6.

    Таким образом, христиане верят, что в конце времен на землю вновь придет Христос, Который будет судить живых и мертвых и установит Свое Царство на земле. Второе славное Пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа, чтобы судить человеков, согласно учению нашей Церкви, есть один из догматов Православия. Вера в непреложность этого события выражена в Никео-Цареградском исповедании: «И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца».

    В Священном Писании можно найти множество отрывков, свидетельствующих о Втором Пришествии Христа. День, в который произойдет это событие, назван «днем Господним» (2 Пет. 3, 10), поскольку Бог и Господь вселенной просияет в этот день в Своей Божественной славе; «днем Господа Иисуса Христа» (1 Кор. 1, 8). – так преимущественно называет его апостол Павел. Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет его днем суда (1 Ин. 4, 17). Спаситель называл этот день «последним днем» (Ин. 6, 39–40, 44, 54; 12, 48), «днем судным» (Мф. 10, 15; 11, 22; 12, 36; сн. 2 Петр. 2, 9; 3, 7; 1 Сол. 5, 2; сн. Мих. 3, 17; Иез. 13, 5; Ис. 2, 12)7, и просто «днем Христовым» (Фил. 1, 10; 2, 16; 2 Сол. 2, 2). Следует, однако, заметить, что именование «день» здесь употреблено в переносном смысле, так же, как и в книге Бытия, когда речь идет о творении Богом мира. Богодухновенные авторы подразумевают не астрономические сутки, а некий временной промежуток, точная длительность которого нам неизвестна. Также слово «день» используется для противопоставления его ночи, тьме – то есть, земной жизни. День отличается от ночи тем, что дает свет всему живущему, а Христос есть «солнце правды», освещающее весь мир, и потому Его второе явление миру часто называется в Священном Писании «днем».

    Пришествие Христа, как пишет прот. Михаил Помазанский, будет внезапным, но в то же время явным для всех. То же самое пишет протопресвитер Михаил Помазанский8. Он приводит цитату из Евангелия от Матфея: «Как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). Оно будет предварено чудесным явлением «знамения Сына Человеческого на небе» (Мф. 24, 30) – это будет, по всеобщему толкованию святых отцов Церкви, знамение животворящего Креста Господня9.

    Прот. Н. Малиновский пишет: «… так как евангельская проповедь к тому времени должна обнять всю вселенную, то для всех будет понятным явление креста на небе в качестве знамения пришествия Сына человеческого. Для верующих и всех истинных последователей Христовых, когда они будут испытывать скорби и бедствия последнего времени, ясное отражение в этом знамении славы грядущего Христа Судии будет радостным удостоверением своего освобождения, свидетельством осуществления упований. (В Евангелии от Луки читаем: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и под­нимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21, 28) – прим. мое). Но грозно будет явление этого знамения для тех, которые дотоле не верили в Его великое значение: при взоре на это знамение «восплачутся вся колена земная» (Мф. 24, 30; сн. Откр. 1, 7)»10.

    Монах Митрофан пишет: «Явление креста будет дано для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев; ибо Христос придет на суд, имея величайшее оправдание – Крест, показывая не только раны, но и Свою позорную смерть. Заплачут неверные от страха славного пришествия Господня, видя этот мировой переворот, новый порядок вещей, разрыв и преобразование всех отношений предшествующей жизни. Возрыдают все колена земли иудейской, оплакивая свое непослушание. Опечалятся и все по-земному мудрствующие, хотя бы они были и христиане: «Нечестивые не узрят славы Твоей, но мы Тя, Единородне, отеческие славы сияние Божества, от нощи утренюющие, воспевает Тя Человеколюбче» (глас 4, песнь 5)»11.

    На небе появится Архистратиг Михаил, который вострубит и разбудит всех усопших со времен Адама даже до конца веков. Вслед за этим все живущие на земле увидят Христа, грядущего на облаках небесных, окруженного бесчисленными сонмами ангелов: «тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 30), «со святыми ангелами» (Мк. 8, 38). Как читаем мы в Мф. 16, 27 Сын Человеческий придет «со ангелы Своими», «во тьмах ангел Своих» (Иуд. 14).

    «По характеру и цели своей, Второе Пришествие Господа на землю будет совершенно отлично от первого. Тогда Он приходил в уничижении…, теперь Он придет во славе Своей»12, чтобы «праведно судить Вселенную» (Деян. 17, 31). Как пишет прот. Н. Малиновский: «Оно будет окружено необычайною Божественною славою и величием почему и называется «откровением Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1, 7–8; 2 Сол. 1, 7). Но не только последует тогда “откровение славы”… Христа Владыки (1 Петр. 4, 13; сн. Кол. 3, 4), – самое назначение этого пришествия относится к тому, чтобы открыть вселенной славу Искупителя. “Приидет Сын человеческий, – говорил Сам Он, – во славе Отца Своего”, т. е. во славе, свойственной Ему, как истинному Сыну Божию (Мф. 16, 27), “во славе Своей, и сядет на престол славы Своея” (Мф. 25, 31; сн. 24, 30). В этом существенное отличие Второго Пришествия Христова от первого, когда Он являлся как смиренный Сын Человеческий»13. Поэтому и сопровождают Его, как власть имущего, ангелы Его во свидетельство всему миру о Его божественной славе и величии. Апостол Павел изображает имеющее последовать вместе с пришествием Христовым явление и служение Ему ангелов таким образом: «Сам Господь в повелении, во гласе архангелове, и в трубе Божии снидет с небесе»(1 Сол. 4, 16).

    «В повелении» … это слово употреблялось (здесь имеется ввиду греческое слово оригинала – прим. мое) «для обозначения воинского приказа или воззвания к воинам – собраться и вступить в дело. Подобный приказ отдавался и голосом и трубою. В Ветхом Завете труба употреблялась и для созыва народа Божия, чтобы объявить ему волю Божию, для возвещения о …воинских походах. Целый образ, употребленный апостолом, обозначает, что пришествие Господа Иисуса совершится в повелении, которым Бог, в Троице покланяемый, изречет определение, что время настоящего порядка в бытии мира и человечества кончилось, настало время воскресения мертвых. Это повеление принято будет архангелом, вождем небесных сил. Принятое им повеление будет возвещено гласом архангела прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих разгласят повеление Божие во все концы (Мф. 24, 31), почему все должны явиться пред грядущим с небес Господом. “По последней трубе снидет с небесе Сам Господь” (1 Кор. 15, 52)»14.

    У монаха Митрофана мы находим следующее описание: «Невидимый, духовный мир сотрясется, т. е. все силы небесные – ангелы, как воинство небесное, – ополчатся для сопровождения Царя славы, Господа Иисуса Христа, идущего судить вселенную... Ибо если они ужаснулись и удивились, когда сотворены были звезды (Иов 38, 7), то как же им не ужаснуться и не поколебаться еще больше, видя, что все преобразуется, и что сослужители их – человеки – все должны дать отчет за свои дела»15.

    В последний день, в который совершится славное пришествие Христово, последует воскресение мертвых и тождественное с ним по существу и действию изменение живых. Под воскресением мертвых в последний день Церковь подразумевает «такое действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны» («Пространный Катихизис», чл. 11). Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом.

    Преосвященнейший Платон, Архиепископ Костромской и Галичский писал: «А понеже человек в подвиге благочестия упражняется и тесный спасения путь проходит не по душе токмо, но и по телу; то, хотя чрез смерть тело наше от души и разлучается, а после истлевает; однако во свое время востанет и паки с душею соединится; «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Кор. 5, 10), то есть, чтоб человек в целом своем составе был совершенно блажен, или строго наказан»16.

    Христиане верят, что в конце мировой истории будет всеобщее воскресение мертвых. Вера в такую возможность выражена уже в Ветхом Завете: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его...» (Иов. 19, 25–27), – говорит праведный Иов Многострадальный. Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, – оно же в своем теле будет участником события воскресения.

    Прообразом будущего воскресения были воскреше­ния умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте ­Сидонской (3 Цар. 17, 19), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме (4 Цар. 4, 29), воскрешение покойника от костей пророка Елисея (4 Цар. 13, 21). Прот. Н. Малиновский писал: «Хотя эти воскрешения были только возвращением к земной жизни, тем не менее они наглядно выражали ту глубокую истину, что смерть должна возвратить похищенное ею тело, когда этого непосредственно требует Бог. Псалмопевец Давид выражает убеждение: «не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс. 15, 10)»17. Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исайя восклицает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис. 26, 19). Церковно-славянский язык более точно выражает высказанную мысль: «воскреснут мертви и возстанут, иже во гробех». «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2), – говорит пророк Даниил. Во 2 Мак. 7, 9 ска­зано: «...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной». Об Иуде Маккавее повествуется, что он послал в Иерусалим серебро, чтобы принести жертву за грех своих умерших воинов, «помышляя о воскресении» (2 Мак. 12, 43–44).

    Но, пожалуй, наиболее яркая картина воскресения мертвых представлена в книге пророка Иезекииля, паремия из которой читается в православных храмах на Утрене Великой субботы, когда Церковь вспоминает пребывание Спасителя во гробе. Вот это пророчество: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: „кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них… И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев» (Иез. 37, 1–8; 10–11).

    Разумеется, еще яснее учение о воскресении мертвых выражено в Новом Завете – прежде всего, в словах Самого Господа Иисуса Христа, а также в Писаниях святого апостола Павла. Господь говорил Своим ученикам, что «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28–29). Когда сектанты-саддукеи выражали неверие этим словам Христа, Он укорял их: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22, 29). В Евангелии от Иоанна 6, 32–40 читаем: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». И еще читаем в Ин. 6, 53–54: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Сам о Себе Господь сказал: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11, 25).

    Преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» пишет: «Обезопасим сами себя, возлюбленные мои, потому что не знаем, когда придет Господь наш! Как тать в нощи (2 Пет. 3, 10), как сеть, так придет страшный день. И как самая быстрейшая молния, так будет пришествие Господне. «Вострубит бо, и мертвии восстанут» (1 Кор. 15, 52), и земля содрогнется в основаниях своих, и небеса и «силы небесныя подвигнутся» (Мф. 24, 19). Увы мне, возлюбленные мои! Кто будет отважен в этот час? Всякое дыхание вострепещет и придет в ужас. Но благодать Спасителя укрепит и возрадует сердца праведных: и будут «восхищены на облацех в сретение» Его (1 Сол. 2, 17). А подобно мне ленивые и нерадивые в трепете останутся на земле. Хотя несколько, поднимем себя с земли, возлюбленные мои, и удобно взойдем на небо!...»18

    Святые апостолы восприняли это учение от Христа, и мысль о воскресении мертвых красной нитью проходит через их письма, а особенно – через послания апостола Павла, который в своих рассуждениях о воскресении усопших целиком и полностью опирается на иудейскую традицию и описывает духовные реалии в терминах иудейской апокалиптической мистики первого века. Для апостола Павла важнейшим доказательством реальности будущего воскресения всех людей служит воскресение Самого Христа: «Христос воскрес из мертвых, первенец изумерших» (1 Кор. 15, 20). Русский перевод в данном случае отличается от греческого оригинала. Если быть абсолютно точным, то здесь апостол Павел говорит не об умерших, а об усопших.

    Можно найти многие другие цитаты, где апостол уверяет христиан в действительности воскресения на примере восстания из мертвых Самого Христа. Приведем еще одну из них: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1 Кор. 15, 1-6). Но, пожалуй, ключевой из ряда подобных цитат является следующая: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают; Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 13-15, 20, 22). К тому же, согласно мысли святого апостола Павла, воскресение мертвых будет одновременным и всеобщим как для праведников, так и для грешников: «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деян. 24, 15). Для одних оно будет воскресением жизни, а для других – воскресением осуждения: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29).

    Прот. Н. Малиновский писал: «В Церкви христианской вера в воскресение мертвых по плоти составляла со времен апостольских существеннейший член веры. Исповедание веры в воскресение мертвых вошло в символы древнейших церквей (Иерусалимской, Римской и Кипрской) и в вероизложения св. Иринея и Тертуллиана, а позднее и в символ Никео-Цареградский («…Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь» прим. мое). Эту веру исповедывали мученики, идя на вольную смерть, защищали апологеты христианства против язычников и лжеучителей, раскрывали пастыри и учители, нередко даже в особых произведениях»19.

    «Не верить воскресению свойственно тому, говорил святитель Иоанн Златоуст, кто не имеет совершенного понятия о непобедимой и вполне достаточной на все силе Божией. Ведь если Он сотворил сущее из несущего, то тем более может воскресить разрушившееся» (на 1 Кор. Бес.).

    В Первом Послании апостола Павла к Коринфянам в 15 главе мы читаем: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек -- из земли, перстный; второй человек -- Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор. 15, 35 – 51).

    Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, так пишет об этом: «Хотя в будущем сверхбытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтобы подвергнуться второй смерти… Смерть собственно состоит в отлучении души от божественной благодати и сочетании с грехом. Это для имеющих разум смерть, которой должно избегать, это смерть истинная и страшная. Она для благоразумных страшнее геенны огненной… Разлучаясь с телом (жившие по Богу) не разлучаются с Богом; по воскресении же они и телом вознесутся к Богу... Не удостоятся этого жившие здесь по плоти и не вступившие ни в какое общение с Богом в час исхода своего. Хотя и все воскреснут, но каждый, говорит Писание, в своем чине» (1 Кор. 15, 22).

    Как пишет митрополит Илларион (Алфеев): «Догмат о всеобщем воскресении – один из тех христианских догматов, которые наиболее трудны для рационального восприятия»20. Христиане верят, что воскреснут телесным образом. Тела воскресших людей будут «существенно такие же, какие соединены были с известными душами в продолжение настоящей жизни»21, но в то же время, будут иметь от них весьма важное отличие. У воскресших будут «духовные тела». «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие», – пишет святой апостол Павел Коринфским христианам (1 Кор. 15, 35, 42–44, 49, 52–53).

    Для апостола Павла само понятие «воскресение» не имеет смысла, если речь идет только лишь о душе – человек должен воскреснуть целиком и полностью, вместе со своим телом. Как в теле человек грешил, будучи на земле, так и на суде он должен будут ответить за грехи в теле. Новое тело будет преображенной плотью, как читаем мы в Флп. 3, 21: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его». Оно будет напоминать Плоть Христову после Его воскресения – вспомним, как в Евангелии описано чудо прохождения Христа сквозь запертые двери: «В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» (Ин. 20, 19, 26).

    Монах Митрофан писал, что по гласу трубному оживут все без исключения умершие22. Тела всех умерших людей вос­креснут и праведников, и грешников, и нечестивых и соединят­ся действием всемогущества Божьего с их душами. «Тогда возникнет новый человек, заключающий в себе те же три составные части: дух, душу и тело. Только уже не то тело, которое было во время земного бытия. Оно теперь получит совершенно новые свойства, при которых сможет существовать в новом, загробном, духовном мире (в раю или геенне). Общее свойство воскресших тел то, что они теперь утра­тили свою плотскость, которую имели на земле и которую получили Адам и Ева тотчас после падения. Тело нового человека заключает в себе, как и прежде, плоть и кости, чему служит доказательством Сам воскресший Господь наш Иисус Христос, вкушавший с Апосто­лами рыбу и мед. «Что смущаетесь», говорит Господь Иисус Хри­стос, «посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 3839). В подтверждение того, что явившийся не дух, Господь позволил Себя осязать и даже ел с учениками печеную рыбу и мед»23.

    Ап. Павел ясно говорит о воскресении наших мертвых тел, т. е. о всеобщем воскресении, в послании к Римлянам: «Если же дух Того, кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим живущим в вас» (Рим. 8, 2).

    Святоотеческое учение о том, что тела праведников по воскресении обретут именно образ и свойства тела воскресшего Христа, имеет надежное основание в новозаветном тексте. Большинство святоотеческих размышлений на эту тему связано прежде всего с известным эсхатологическим отрывком из Послания апостола Павла к Филиппийцам: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3, 20-21)».

    Новое тело воскресшего праведника, будет нематериальным, световидным, однако сохранит «образ» земного материального тела, причем никакие недостатки материального тела, как, например, различные увечья, признаки старения и пр., не будут ему присущи. Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении спасенные получат тело «неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье»24.

    Конечно, все эти качества будут присущи исключительно телам воскресших праведников, которым уготовано вечное блаженство в небесных обителях, а не телам воскресших грешников25. Восстание во славе и световидное сияние приписывается в словах Господа только лишь праведникам: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их», – читаем мы в Мф. 13, 43. Однозначно можно лишь сказать, что и грешники воскреснут в нетленных и бессмертных телах, потому как Священное Писание применяет эти свойства ко всем без исключения людям после их восстания из мертвых: «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15, 52). В своих письмах-посланиях святой апостол Павел также повествует об участи тех людей, кого Второе пришествие Христово застанет живыми – их тела будут подвержены внезапному изменению и также станут нетленными и бессмертными (1 Кор. 15, 52–53).

    Протопресвитер Михаил Помазанский писал: «Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников. Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). Будет воскресение мертвых праведных и неправедных...»26 И все пойдут на суд, что явится закономерным итогом Второго Пришествия.
    Использованные источники и литература:

    1. Давыденков О., прот. Догматическое богословите: Учебное пособие / Протоиерей Олег Давыденков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
    2. Дамаскин Иоанн. Точное изложение Православной веры. М.: «Лодья», 1998.

    3. Eфрем Сирин. Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа // Сайт Азбука веры. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/17 (дата обращения 04.05.2016).

    4. Ивлев Ианнуарий, архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы // Богословская конференция Русской Православной Церкви "Эсхатологическое учение Церкви". Москва, 14-17 ноября 2005 г. URL: https://vk.com/doc-56649795_208074073?dl=10928f139530c31b3c (дата обращения 04.05. 2016).
    5. Илларион (Алфеев), митр. Православие. Т. 1 // Сайт Азбука веры URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-1/10_3 (дата обращения 04.05.2016).
    6. Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003.
    7. Митрофан, монах. Загробная жизнь. Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти – по учению Православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Киев: МП «Радуга», 1991. (книга опубликована на Сайте «Азбука Веры». URL: http://azbyka.ru/zagrobnaya-zhizn (дата обращения 04. 05. 2016).
    8. Платон, архиеп. Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви. М.: Лествица, 1999.
    9. Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. Holy Trinity Orthodox Mission, 2001.
    10. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. М., 1913.


    1 Ивлев Ианнуарий, архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы // Богословская конференция Русской Православной Церкви "Эсхатологическое учение Церкви". Москва, 14-17 ноября 2005 г. URL: https://vk.com/doc-56649795_208074073?dl=10928f139530c31b3c (дата обращения 04.05. 2016).

    2 Там же.

    3 Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. Holy Trinity Orthodox Mission, 2001. С. 134.

    4 Митрофан, монах. Загробная жизнь. Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти – по учению Православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Киев: МП «Радуга», 1991. С. 256 (книга опубликована на Сайте «Азбука Веры». URL: http://azbyka.ru/zagrobnaya-zhizn (дата обращения 04. 05. 2016).



    5 Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. С. 309.

    6 Митрофан, монах. Загробная жизнь. Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти – по учению Православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Киев: МП «Радуга», 1991. С. 256 (книга опубликована на Сайте «Азбука Веры». URL: http://azbyka.ru/zagrobnaya-zhizn (дата обращения 04. 05. 2016).



    7 Давыденков О., прот. Догматическое богословите: Учебное пособие / Протоиерей Олег Давыденков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 587.

    8 Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. Holy Trinity Orthodox Mission, 2001. С. 134.

    9 Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. С. 308–309.

    10 Там же.

    11 Митрофан, монах. Загробная жизнь. Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти – по учению Православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Киев: МП «Радуга», 1991. С. 257 (книга опубликована на Сайте «Азбука Веры». URL: http://azbyka.ru/zagrobnaya-zhizn (дата обращения 04. 05. 2016).


    12 Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. М., 1913. С. 349.

    13 Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. С. 308.

    14 Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. С. 310.

    15 Митрофан, монах. Загробная жизнь. Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти – по учению Православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Киев: МП «Радуга», 1991. С. 256–257 (книга опубликована на Сайте «Азбука Веры». URL: http://azbyka.ru/zagrobnaya-zhizn (дата обращения 04. 05. 2016).


    16 Платон, архиеп. Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви. М.: Лествица, 1999. С. 183.

    17 Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. С. 312.

    18 Eфрем Сирин. Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа // Сайт Азбука веры. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/17 (дата обращения 04.05.2016).


    19 Малиновский Н., прот. Очерк Православного догматического богословия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. С. 314.

    20 Илларион (Алфеев), митр. Православие. Т. 1 // Сайт Азбука веры URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-1/10_3 (дата обращения 04.05.2016).

    21 Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. С. 352

    22 Митрофан, монах. Загробная жизнь. Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти – по учению Православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Киев: МП «Радуга», 1991. С. 261.

    23 Митрофан, монах. Загробная жизнь. Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти – по учению Православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Киев: МП «Радуга», 1991. С. 263.

    24 Дамаскин Иоанн. Точное изложение Православной веры. М.: «Лодья», 1998. С. 343.

    25 Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия». С. 353.

    26 Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. Holy Trinity Orthodox Mission, 2001. С. 135.



    написать администратору сайта