Ильин Психология взрослости. Евгений Павлович Ильин Психология взрослости
Скачать 7.73 Mb.
|
...Известны старцы – носители родового предания, сказители и мудрецы. В той или иной степени эта роль возлагалась на каждого состарившегося человека. Подчеркнем, носителем мудрости человек становился не благодаря своим дарованиям, а в силу того, что он переходил в особый возраст <…> Новоевропейское мышление перевернуло эти отношения. Как сказано у Шекспира, только достигший мудрости имеет право на старость. Но изначально мудрость, способность знать и помнить то, чего не помнят другие, приходила к людям с годами. А. Левинсон, 2005. Хотя мудрость имеет сильную связь с кристаллизованным интеллектом, все же она не сводится к нему (Staudinger et al., 1997; 1998). Э. Эриксон (1996) определяет ее как состояние духа, как одновременный взгляд в прошлое, настоящее и будущее, освобождающий историю жизни от случайностей, что позволяет личности осознать связь и преемственность поколений. Штернберг (Sternberg, 1998) определяет мудрость как умение пожилых людей находить равновесие между противоречивыми силами, а Балтес и Смит (Baltes, Smith, 1990) определяют ее как взвешенность суждений о проблемах действительности. Чандлер и Холлидэй (Chandler, Holliday, 1990) видят в мудрости прежде всего опытность и компетентность, в силу чего пожилые люди могут давать полезные советы. При этом мудрый человек скорее высказывает взвешенные суждения о проблеме, нежели предлагает ее окончательное решение. Подчеркивается, что мудрость ориентирована на практическую сторону жизни. Ф. Диттмен‑Коли и Р. Балтес (Dittmann‑Kohli, Baltes, 1985) в связи с обсуждением проблемы мудрости вводят понятие «синтезированного интеллекта», который включает в себя различные виды опыта: компетентность в определенных сферах предметного знания, тонкое понимание практических аспектов жизни (в том числе особую чувствительность к социально‑психологическому контексту происходящего), повышенное внимание к неизвестным, будущим, «невозможным» событиям, рефлексирующее отношение к себе. Царь Соломон был мудрый человек, Но жизнь его порой изрядно терла, И за довольно долгий, трудный век Не раз брала властителя за горло. Но Соломон – мудрец из мудрецов, Оставив нам «Премудрости» в наследство, Ко всем перипетиям был готов, Имел на все надежнейшее средство. Нередко, попадая в переплет, Он, автор умных «Притчей», «Песни Песней», Слегка на пальце перстень повернет, Прочтет слова и вновь поправит перстень. И улыбнется. Вот и все дела. Знать, в надписи была большая сила, Воистину волшебная была: «Пройдет и это» – надпись та гласила. Когда на горло жизнь набросит жгут, Особо огорчаться нет резона. И если обстоятельства прижмут, Не забывай про перстень Соломона! Марк Луцкий Несколько позже Балтес (Baltes, 1993) разделил связанные с мудростью знания на пять категорий: фактические (реальные), методологические, жизненный контекстуализм, ценностный релятивизм (относительность ценностей) и неопределенность (сомнение). Балтес пишет, что мудрости присущи следующие черты: 1) она направлена на решение важных и трудноразрешимых вопросов, подчас связанных со смыслом жизни и состоянием дел конкретного человека; 2) мудрость – это сосредоточение знаний, суждений и советов самого высокого уровня; 3) знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки, могут быть применены к специфическим ситуациям; 4) мудрость сочетает в себе разум и добродетель и используется как во имя личного благополучия, так и во благо всего человечества; 5) несмотря на то что мудрым стать трудно, большинство людей видит это качество в человеке сразу. С. Холлидей и М. Чандлер (Holliday, Chandler. 1986) опросили людей о том, как они интерпретируют смысл понятия «мудрый человек». В результате были выделены пять факторов, составляющих портрет мудрого человека. Первый фактор: исключительное, незаурядное понимание происходящего, основанное на приобретенном жизненном опыте (наблюдательность, восприимчивость, опора на здравый смысл, открытость любой информации, способность видеть сущность ситуации и т. д.). Второй фактор: ориентация на других людей (способность давать хорошие советы, согласовывать разные точки зрения, говорить о вещах, которые интересуют многих людей, видеть события в широком контексте и т. д.). Третий фактор: общая компетентность (образованность, интеллигентность, любознательность, артикулированность представлений, понятливость и т. д.). Четвертый фактор: интерперсональные навыки (хороший слушатель, обаятельный, не центрирован на собственных проблемах, спокойный и т. д.). Пятый фактор: социальная скромность (ненавязчивый, неимпульсивный, бесшумный, сдержанный, с преобладанием тонких, недраматических способов поведения и т. д.). Авторы делают вывод, что мудрость растет с возрастом. |