урок 8 класс. Урок Частушки и предания. Предания О покорении Сибири Ермаком ио пугачёве
Скачать 26.27 Kb.
|
Устное народное творчество. Урок 3. Частушки и предания. Предания «О покорении Сибири Ермаком» и «О Пугачёве». Предания как исторический жанр русской народной прозы. Цели: Отметить своеобразие жанра частушек. Познакомить учащихся с преданиями о Пугачёве и Ермаке; Повторить исторические песни о Пугачёве. Уметь определять жанр произведения. Развивать умения выразительного чтения и анализа произведения. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Работа по карточкам (см. Приложение)- 6 уч-ся работают самостоятельно. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12). – Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? – Как в частушках отражается время? Р/р. Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить? (6 уч-ся, работающих по карточкам, сдают работы.) Исполнение учащимися собственных частушек + фонохрестоматия. III. Изучение новой темы. Сообщение темы и целей урока. Работа с термином «предание». Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. 2. Вступительное слово учителя (или подготовленного ученика) по новой теме. - Что вы знаете о Ермаке? Сообщение: В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество. Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане (Старорусенникове). Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника) под фонохрестоматию+ видео. Беседа по тексту. - К эпохе чьего царствования относится это предание? (Ивана Грозного) – Каким народ представляет себе Ермака? (Ермак представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком.) – Уверены ли рассказчики, что говорят правду? (Подтвердите примерами.) - Как проявляется в предании отношение народа к Ермаку? (Он советуется в делах со своими товарищами, казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.) Учитель: Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории». Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 1895. - Что изображено на картине? - Каковы ваши первые впечатления от её просмотра? – Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»? Слово учителя (или подготовленного ученика)о литературе второй половины XVIII века. - Что вы знаете о Пугачёве, о восстании под его предводительством? (ответы уч-ся) С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъём крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачёва грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом (так, в 1775 году Емельян Пугачёв был казнён) на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения «пугачёвщины». Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачёва, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В.В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже А.С. Пушкин оценил одно из воззваний Пугачёва как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного». – Вспомните, какие исторические песни о Пугачёве вам известны. («Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».) – Какое отношение к Пугачёву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приёмы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям? Учитель: В документальных источниках не выражено отношение к Пугачёву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. Отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание. 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. Чтение предания «О Пугачёве» (с. 13 учебника). - Что вы узнали нового о Пугачёве из предания? - Каким народ представляет себе Пугачёва? (Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко. Был под именем Петра 3, Екатерина отдаёт престол; того, кто ему помогал, полковником сделала, кто отказал – голову отрубила. Пугачева народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота, а историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»). Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.) - Что общего в исторических песнях и предании о Пугачёве? (Общий герой, общее отношение к нему и событиям, связанным с его именем, как к реально существовавшим.) - В чём вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачёве? (Предание «О Пугачёве» напоминает обычный бытовой рассказ, он лишён ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколения в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.) IV. Подведение итогов урока. – Какой из текстов преданий вам понравился больше? – В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Домашнее задание: Работа с пособием «Читаем, думаем, спорим...» Чтение преданий «Пётр и плотник», «Царь Пётр и солдат». Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику. Вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам. Используемый ресурс: http://tak-to-ent.net/load/225-1-0-3428 https://ru.wikipedia.org |