Главная страница
Навигация по странице:

  • ЕВТЕЕВ ИЛЬЯ АЛЕКСЕЕВИЧ ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕЕкатеринбург, 2020 Человек, как причина, цель и действующее лицо в истории.

  • Философские системы и учения

  • Свое понимание культурно-обособленного выдвижения человеческого вида предлагает и научная точка зрения

  • Пол, возраст и культура. Возраст

  • Интеллект, духовность, свобода, творческий характер деятельности как главные основы культуротворчества.

  • ЛЕКЦИЯ 2. ЧЕЛОВЕК, КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ. Евтеев илья алексеевич человек и культура в историческом процессе


    Скачать 68 Kb.
    НазваниеЕвтеев илья алексеевич человек и культура в историческом процессе
    Дата06.01.2022
    Размер68 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛЕКЦИЯ 2. ЧЕЛОВЕК, КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ.doc
    ТипДокументы
    #324859

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Уральский государственный университет путей сообщения

    ЕВТЕЕВ ИЛЬЯ АЛЕКСЕЕВИЧ
    ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

    Екатеринбург, 2020


    1. Человек, как причина, цель и действующее лицо в истории.

    • Неразрывная историческая взаимосвязь человека и созидаемого им мира культуры очевидна и не нуждается в специальных доказательствах. Культурный лик человека не укладывается в стандартные параметры каких-либо шаблонов или схем, а приобретает уникально-личностный и уникально-групповой образ в зависимости от самих характеристик человека, как субъекта культуры. Согласно одним суждениям, история – это совокупность сил и законов, череда событий, действующих по высшей, трансцендентной воле, и человек не в силах что-либо изменить в ходе этих событий, он – лишь бессильная игрушка в водовороте исторических изменений. История распоряжается человеческими судьбами, и ее воля намного сильнее воли и желаний отдельного человека. Но большинство мыслителей видит в человеке главного творца истории. Человек, с данной точки зрения – причина истории. Люди, ставя

    1. Философские системы и учения, формировавшиеся на протяжении всей человеческой истории, полны разнохарактерными воззрениями на природу и сущность человека.

    • Древнекитайский мыслитель Конфуций рассуждал о человеке, как изменчивом существе, меняющемся в зависимости от изменения социальных условий жизни, нравственного воспитания и обучения.

    • В ранних античных воззрениях человек не был отделен от окружающего его мира, а находился в тесной взаимосвязи со своей природной и социальной (полисной) средой, с соседями, предметами, богами. Человек представал как малая копия Космоса, соединял в себе его душу и материальную основу.

    • Классикой философской мысли стало изречение софистов: человек есть мера всех вещей.

    • В эпоху Нового времени проблема сущности человека в философии приобрела более многогранную форму, имела онтологическую суть и вместе с тем соотносила человека с его социальной средой. Согласно И. Канту, человек – существо дуалистичное. Как часть природы, человек подчинен необходимости, а как носитель духовности – он свободен.

    • Человек, согласно Канту, по природе зол, но вместе с тем в нем есть зачатки добра, которые дают о себе знать в виде чувства вины, составляющего основу морали. Совесть всегда должна присутствовать в человеке в виде угрызений, говорить в нем. Не отрицал Кант и наличие у человека эгоизма, хотя и не приветствовал эту черту в нем.

    • Наряду с философским исследованием природы и сущности человека, как онтологического феномена, культурологическая мысль также выдвинула ряд концептуальных подходов к объяснению основ человеческого существа.

    • Культурное, надприродное поле бытия человека подразумевает нахождение в эпицентре борьбы определенных противоположностей, которые являются оценочными, альтернативными гранями бытия человека.

    • Столь же актуальным является для судьбы культуры и человека в ней и сочетание в человеке двух начал: биологического и социального. Противоборство двух этих состояний также обуславливает перспективу культурного пути и развития как индивидуального человека, так и человечества в целом. Природное, биологическое начало в человеке – это история космических сил Вселенной, сфокусированная в существе человека. Социальное начало в человеке – следование специальным коллективно-смысловым порядкам, языкам и правилам, носящим характер общечеловеческих установлений.

    • Свое понимание культурно-обособленного выдвижения человеческого вида предлагает и научная точка зрения, которая выстраивает последовательность стадиального хода развития человека, выдвигая основания именно для данной хронологической типологизации человеческой эры. Наука акцентирует внимание на самых исторически важных, революционных событиях и изменениях в развитии человеческого вида, видя в них главные вехи истории культурно-творческого пути человечества. С научной точки зрения человек – существо, вышедшее из животного мира. В данной среде около 50 тысяч лет назад сложились предпосылки к появлению и оформлению человека в его современном виде и статусе, а также культуры, как сопутствующего человеку начала. Данные предпосылки заключаются в следующем:

    1. Наличие развитой нервной системы и мозга: последовательное увеличение объема мозга человека – от австралопитека (700 см³) до современного человека (1500 см³) .

    2. Развитие устной разговорной речи и языка. Прямохождение.

    3. Человеческая сексуальность. Эта характеристика отражает способность к воспроизведению себя в любых условиях.

    4. Длительное детство. Детство – значительная часть жизни человека, именно у него достигающая значительной временной протяженности.


    3. Пол, возраст и культура.



    • Возраст – характеристика не только биологическая (наличие определенной жизненной энергии), но и социальная. В социальном плане возраст – это мера личностного достоинства человека, связанная с объемом приобретенного опыта и заслуг.

    • Первая возрастная категория – молодежь, молодые люди. Культурная роль молодежи неоднозначна.

    • Следующая возрастная категория – старость, или старшее поколение. Оно играет основополагающую роль в культуротворческом процессе, обеспечивая ценностную и общую функциональную устойчивость того важного пласта культуры, который составляет традиции культуры. Старшее поколение выступает хранителем социальной памяти и информации, обеспечивает во многом руководство и стабильность социальной системы.

    • Пол – характеристика, отражающая принадлежность к одному из двух естественных физиологических типов – мужскому или женскому.


    4. Интеллект, духовность, свобода, творческий характер деятельности как главные основы культуротворчества.

    • Интеллект – высший уровень деятельности человеческой психики. Он отражает способность человека понимать общее в различных проявлениях бытия, улавливать взаимосвязь между явлениями. Интеллект формируется в процессе практической деятельности человека и в соответствии с ее задачами.

    • Духовность – это есть чувственно-образное восприятие действительности, проявляющееся прежде всего в отношении человека к другим людям, а через это и ко всей реальности мира, как природной, так и созданной человеком. Духовность несет в себе элемент веры, как внерационального утверждающего начала, в основе которого лежит утверждение чего-либо или кого-либо не рассудочным признанием, а утверждение чувством, эмоциональным переживанием, внутренним озарением. В силу этого духовность более личностна и индивидуально окрашена, чем интеллектуальное начало, тяготеющее к всеобщему и к универсализации.

    • Творческий потенциал – это форма личностного деятельного самораскрытия, которая позволяет всему слою созданной культуры иметь огромное количество оттенков, черт, полутонов, красок, т.е. обладать уникальностью. Никакие технологии и методики не обеспечат человеку -созидателю продуктивной деятельности, если он не соединит их со своей энергией, проективным мышлением, характером, уровнем трудовой смекалки.


    написать администратору сайта