Аннотация Любовь. Факультет музыкального искусства кафедра русского народнопевческого искусства
Скачать 3.44 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАФЕДРА РУССКОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА Аннотация хора «Любовь» Муз. Ф. Шуберта Сл. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих Выполнила студентка 1 курса группы 145 Шиляева Софья Преподаватель: Беляева Т.П. Москва 2020г. Франц Шуберт (1797–1828 гг.) – великий австрийский композитор, автор 9 симфоний, шестисот вокальных композиций и огромного количества музыкальный произведений для фортепиано. Родился в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепиано – старший брат. В шестилетнем возрасте поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу. До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А. Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта. Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучая биографию Франца Шуберта, следует обратить внимание, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепиано, симфонию и оперу. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”. Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта. Со школьных лет Шуберт сочинял также хоровую музыку: духовные произведения, светские кантаты, много хоров и ансамблей для бытового музицирования, в частности излюбленные в немецком и австрийском быту мужские хоры и квартеты (всего более 100). В 30 годы 19в в Германии в Австрии появились любительские мужские хоры в большом количестве. Такое движение называлось лидертафель – пение за столом (из нем. лидер – песня, тафель – стол). Подобные коллективы во Фанции назывались орфеон. В хоровых сочинениях его индивидуальность выявилась слабее, чем в сольной песне и инструментальной музыке. Кроме того, здесь больше, чем в инструментальных партитурах, ощутимо недостаточное владение полифоническим письмом. Исключительно разнообразна по художественным замыслам и исполнительскому составу светская хоровая музыка Шуберта — произведения для мужского хора или ансамбля, хора a cappella, хора с сопровождением оркестра или фортепиано. Творчески значительны и оригинальны два хоровых «романса» Шуберта: «Песнь на свободе» на текст Caлиса (1817) и «Песнь духов над водами» на поэму Гёте, существующая в трех редакциях (1817, 1820, 1821, последняя с участием солистов и струнного оркестра). Особый интерес представляет незаконченная оратория «Лазарь» (1819–1820). Поворот в области хоровой музыки произошел у Шуберта в конце жизни, после тщательного ознакомления с партитурами генделевских ораторий. Под их воздействием он написал героическую кантату «Победная песнь Мириам» на текст Грильпарцера (1828). Ф. Шуберт представитель раннего романтизма поэтому вокальная лирика камерные квартеты приобретает самое большое значение. У него также есть и симфоническая музыка и инструментальная. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих (1759 – 1805 гг) - немецкий поэт, драматург и философ-эстетик выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Родился Шиллер в Марбахе-на-Неккаре в семье военного фельдшера на службе герцога Вюртембергского. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге, по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу сначала на юридическое, а затем на медицинское отделение, где познакомился с идеями английских и французских просветителей, а также с творчеством У. Шекспира, Лессинга и произведений поэтов «Бури и натиска». В 1780 г., получив диплом, назначен полковым врачом в Штутгарт, где издал первую книгу — сборник стихов «Антология на 1782 г.» и завершил работу над первым драматическим произведением — «Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782). Шиллер интересовался философией, особенно эстетикой. В результате появились «Философские письма» и целый ряд эссе (1792-1796 гг.) — «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наивной и сентиментальной поэзии». Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И. Канта. Кроме философской поэзии, создает и чисто лирические стихи — короткие, песенного характера, выражающие личные переживания. В 1796 г Шиллер основал еще одно периодическое издание —ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения. Шиллер снова переходит к творческой деятельности и оканчивает (1799 г.) свое крупнейшее произведение – драматическую трилогию «Валленштейн» («Лагерь Валленштейна», «Пикколомини», «Смерть Валленштейна»), которая, сравнительно с юношескими пьесами, отличается гораздо большей объективностью, продуманностью, высоким совершенством драматических приемов и проникнута идеями о важности долга и верности закону. Превосходно разработаны драматические положения в последовавших затем трагедиях «Мария Стюарт» и «Орлеанская Дева» (1800, 1801). Шиллер является одним из крупнейших трагиков мировой литературы и одним из самых популярных иностранных писателей в России, где он стал известен еще в 90-е годы Х\Ш1 в. в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др Исследователям творчества Людвига ван Бетховена и особенно его Девятой симфонии давным-давно известно, что Бетховен был отнюдь не первым композитором, обратившимся в своем музыкальном творчестве к оде «К радости» Фридриха Шиллера, написанной осенью 1785 года, в Дрездене. Шиллер гостил тогда в доме своего друга Христиана Готтфрида Кёрнера (1756-1831), юриста и музыканта-любителя. Тогда же Кёрнер положил оду Шиллера на музыку. Стихотворение появилось в лейпцигском журнале «Талия» в 1786 году. Посылая его издателю Георгу Иоахиму Гошену, Шиллер писал: «Поэма прекрасно положена на музыку Кёрнером. Как вы отнесетесь к идее напечатать и ноты? Это займет только половину страницы.» В том же 1786 году оду Шиллера положили на музыку Иоганн Христиан Мюллер (1749-1796), опубликовавший ноты в Лейпциге, и дрезденский композитор Иоганн Готтлиб Науманн (1741-1801), бывший тогда главным капельмейстером саксонского курфюрста. Этими именами открывается довольно длинный список композиторов разного масштаба и различного уровня дарования, которые обратились к оде Шиллера в конце XVIII- начале XIX века. Среди них есть, например, будущий учитель Феликса Мендельсона, берлинец Карл Фридрих Цельтер (1758-1832), чьи сочинения высоко ценил И-В. Гете. Хорал Цельтера на слова Шиллера датируется 1792 годом. Восемнадцатилетнего Франца Шуберта, написанный в 1815 году, считается одним из лучших музыкальных произведений на слова шиллеровской оды. С другой стороны, есть немало сочинений, которые были очень негативно оценены и современниками, и последующими критиками. Хор «Любовь» Входит в цикл «Две песни». Хор «Любовь» и «Ночь». Эти два хора родственны между собой по демократичности формы, небольшому размеру, ясности музыкального языка. Соответствуют назначению этих хоров это исполнение любительскими коллективами. Именно вследствие этого они получили довольно широкое распространение в хоровой практике. Они сходны по настроению, оба лирические, напевные. Хор «Любовь» представляет собой песню о великом чувстве – любви. Требует глубокого осмысления как поэтического, так и музыкального материала. Написано в двухчастной репризной форме с заключением. А+а(4т)+а(4т)+В+в(4т)+а(4т)+доп.(4т). 1часть (А) представляет собой период (8т) повторное строение состоит из 2 предложений (4+4). Начинается 1ч. со вступления всего хора р. Первое предложение: «Всё твердит нам про любовь….». Звучит яркое Т 5/3. Мелодия во всех голосах достаточно волнообразна, присутствуют скачки на кварту, квинту и сексту. На слова «сладкое журчание», автор использует постепенное увеличение интенсивности звука (crescendo) и постепенно ослабевая его (diminuendo). Во 2 предложении части (а), поэтический текст и музыкальный материал идентичен с 1 часть. Только на слова: «сладкое журчанье» мелодия видоизменяется, на слово «журчанье» автор использует мелизматику (32 длительности), что напоминает перелив ручейка. 2 часть (В) «Трели робких соловьёв…» постепенное усиление звука. На слове «соловьёв», автор использует хроматизм отклонение в одноименную тональность d-moll при этом делая акценты (соловей – птица любви). В конце предложения используется затихание звука и замедление, а так же fermato. Композитор очень чутко передаёт смысл поэтического текста с помощью музыки. Часть а: «Даже ночи тишина чар любви для нас полна…» исполняется в начальном темпе произведения. Опять повторяется материал первого предложения. Дополнение. Заканчивается произведение piano-pianissimo. Как не что затаённое, сокровенное. Используется приёмы имитации. Партитура написана в тональности D-dur, но во 2 части (в) есть отклонение в одноименную тональность d-moll. Темп Аndante-не спеша сохраняется на протяжении всего произведения. Размер 6/8 - это сложный шестидольный размер состоит из двух простых (3 восьмые + 3 восьмые). Размер сохраняется на протяжении всего произведения. Шестидольный размер подчеркивает связь с немецкой национальной музыкой. В произведении в основном используется ритмический рисунок четверть восьмая пунктирный ритм. Чаще всего встречаются в моментах, когда в мелодии вспомогательный звук потому что вспомогательный звук не является основным в мелодии он как бы не большое украшение. В некоторых случаях встречаются и более мелкие ритмические рисунки - это шестнадцатые длительности, которые играют роль украшений для мелизматики. Фактура произведения гомофонно – гармоническая, в очень компактном хоровом изложении и только в дополнение встречаются элементы имитационной полифонии. Динамика в основном pianissimo, но в 1 части, во 2-ом предложении части (а) и во 2-части встречаются усиление звука и наоборот. Диапазон хора: Общий диапазон: Написано произведение для мужского (или квартета) в удобной для голосов тесситуре. Атака-мягкая. Голосоведение волнообразное. На протяжение всего произведения divizi голосов (разделение партий на составляющие). Всё произведение исполняется, связного звука (legato), чтобы прочувствовать эту любовь к природе. Дыхание цепное, дикция должна быть чёткой собранной. Произведение должно звучать чисто, красиво. Строй хора должен быть гармоническим – вертикальным Дирижерские сложности Задача дирижера не «подчеркивать» каждую долю, а делать предложения, более связными между собой, соблюдать динамику, удерживать фермату. В конце четко показать имитационный полифонический элемент. |