Главная страница
Навигация по странице:

  • I. ВВЕДЕНИЕ Цель дисциплины

  • Место курса в системе высшего профессионального образования.

  • Требования к уровню освоения содержания курса.

  • Методическая новизна курса.

  • СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Закавказье в системе древних цивилизаций Ближнего востока.

  • Тема 2. Искусство Армении IV-XVII вв.

  • Монументальная живопись и книжная миниатюра

  • Тема 3.Искусство Грузии IV-ХVI вв. Архитектура

  • Семинарские занятия.

  • Контрольные и курсовые работы не предусмотрены.

  • Перечень контрольных вопросов для подготовки к зачету

  • III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

  • V. Учебно-методическое обеспечение ЛИТЕРАТУРАОсновная литература

  • VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • ДС 01.02 Искусство восточно-христианского мира. Федеральное агентство по образованию


    Скачать 4.68 Mb.
    НазваниеФедеральное агентство по образованию
    АнкорДС 01.02 Искусство восточно-христианского мира.doc
    Дата03.07.2018
    Размер4.68 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДС 01.02 Искусство восточно-христианского мира.doc
    ТипПрограмма дисциплины
    #21015

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»


    Факультет искусствоведения и культурологии
    Кафедра истории искусств

    Искусство восточно-христианского мира

    (Название)
    Программа дисциплины

    (Стандарт ПД-ДС)


    Екатеринбург

    2010


    I. ВВЕДЕНИЕ
    Цель дисциплины: изучение процесса формирования и развития архитектуры и изобразительного искусства стран Закавказья в период от IV до XVIII века.

    Задачи дисциплины:

    • понять и усвоить процессы, которые лежат в основе формирования тех или иных стилистических особенностей в развитии архитектуры и изобразительного искусства;

    • знать основные памятники и произведения искусства региона, их авторов;

    • показать взаимосвязь развития искусства региона с культурой сопредельных территорий.

    Место курса в системе высшего профессионального образования. Предложенная дисциплина является логическим продолжением курса «Искусство Византии» и занимает особое место в подготовке студентов-искусствоведов Уральского университета, сущест­венно дополняя знания, получение ими при изучении искусства Месопотамии, Византии.

    Требования к уровню освоения содержания курса. По окончании курса студент должен:

    • знать наиболее крупные произведения архитектуры и изобразительного искусства, мастеров и художников, создавших эти произведения;

    • видеть взаимосвязь развития искусства региона с художественной и культурной ситуацией сопредельных территорий;

    • понимать общекультурную ситуацию, обуславливающую те или иные пути развития искусства региона на различных этапах.

    Методическая новизна курса. Программа является авторской, разработкой, не имеющей аналогов. Предметом изучения являются архитектура и изобразительное искусство стран Закавказья, с IV века н.э. вошедших в ареал политического и культурного влияния Византийской империи. Процесс формирования их государственности шел от IХ до ХIII вв. Эти страны в свое время входили в состав Российской империи, позднее в состав Советского Союза. Все это делает изучение материала курса особенно сложным.

    В работе широко применяются видеоматериалы на различных носителях, и в том числе материалы виртуального филиала Русского музея.


    1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Тема 1. Закавказье в системе древних цивилизаций Ближнего востока.

    Двуречье – родина древнейших цивилизаций. Шумер, Аккад, Ва­вилон, Ассирия – ступени сложения и развития одной из ветвей че­ловеческой культуры. Древнейшие памятники культуры Закавказья – мегалитические сооружения, вишапы Гегамских гор, наскальные рос­писи в Кобыстане как свидетельство относительно высокого уров­ня сознания и развитых общественных отношений населяющих этот регион народов. Государство Урарту, его границы, население, ис­тория. Культура Урарту. Город-крепость Эребуни. Архитектура, монументальная живопись, скульптура. Значение Урарту в развитии художественной культуры Закавказья. Сложение армянской народ­ности.

    Эллинистическая культура в Малой Азии и Восточном Причерно­морье. Освоение и переработка эллинистического искусства в Арме­нии. Крепость, дворцовый и храмовый комплекс в Гарни, его худо­жественные достоинства. Другие сохранившиеся памятники монумен­тального искусства рабовладельческих государств на территории Закавказья.

    Тема 2. Искусство Армении IV-XVII вв.

    Зарождение в Армении феодальных отношений. Принятие христи­анства (301 г.). Борьба армянского народа против сасанидского Ирана, Византии Арабского халифата, сельджуков и Османской Тур­ции. Периодизация армянского средневековья. Средневековые армян­ские государства: Великая Армения, Малая (Анийская) Армения, Киликийская Армения. Значение христианской религии в формировании и развитии средневековой художественной культуры Армении.

    Архитектура. Культовая архитектура средневековой Армении. Базиликальные храмы: Ерерукская базилика, купольная базилика в Одзуне. Храм св. Гаяне в Эчмиадзине. Центрально-купольные храмы, храм Звартноц в Эчмиадзине, храм св. Иоанна в селении Мастера. Четырехабсидные купольные храмы Армении – храм св. Рипсиме в Эчмиадзине.

    Кафедральные соборы в Эчмиадзине и в Ани. Их особое место в армянской культовой архитектуре.

    Монастыри средневековой Армении. Структура монастырских ком­плексов в Санаине, Ахпате, Агарцине, Гегарде. Значение монастырей в формировании и развитии средневе­ковой армянской культуры. Другие виды архитектуры средневековой Армении, Мемориальная архитектура: усыпальница Орбелянов в Нораванке. Каравансараи: Селимский каравансарай.

    Архитектура малых форм.

    Скульптура. Скульптура в искусстве Армении рабовладельчес­кого общества и античности. Переработка античных образцов в про­изведениях скульптуры эпохи средневековья.

    Скульптурный декор в дворцовых и мемориальных сооружениях раннего средневековья: гробница Аршакидов в селе Ахц, дворец Мамиконянов в Аруче. Фигуративные рельефы на стелах из Харбаванка, Талина, Одзуна.

    Фигуративиые рельефы в культовой архитектуре. Образы христианских святых в культовых сооружениях Двина, храме св. Креста на острове Ахтамар, монастырях Агарцин, Гегард, Спитаковар, св. Степаноса, кафедральном соборе в Эчмиадзине. Образы ктиторов и княжеских гербов в монастырях Санаин, Ахпат, Гегард.

    Монументально-декоративная скульптура: растительный и геомет­рический орнамент, зооморфные образы и мотивы в архитектуре.

    Хачкары Армении. Функциональное назначение и художественно-образное решение хачкаров.

    Влияние орнаментального искусства мусульманских стран Восто­ка на орнамент позднесредневековых сооружений Армении. Колокольня Эчмиадзинского кафедрального собора.

    Монументальная живопись и книжная миниатюра. Христианская мифология и традиции античного искусство как источник формирова­ния художественно-образного строя армянской живописи и миниатюры,

    Ранние памятники монументальной живописи Армении; храмы в Мрени и Птгни, Художественно-образная система росписей армянских храмов X-XI вв. Живопись в храмах Татева, Гндеванка, Ахтамара, Ахпата, Ахталы.

    Создание письменности на армянском языке и широкое распрост­ранение рукописной книги. Миниатюры Эчмиадзинского Евангелия и проблема сложения художественного языка книжной миниатюры Арме­нии. Миниатюры рукописей IX-XI вв.: Евангелие царицы Млке, Евангелие 1038 г. Еван­гелие Мугни, Ахпатское Евангелие, Евангелие Таргманчас. Локальные школы миниатюрной живописи Армении. Монастырь Ромкла и сложение киликийской школы миниатюры. Торос Рослин – выдающийся художник книги средневековой Армении. Работы художника 1256-12??. Миниатюры праздничной минеи царевича Гетума II и других рукописей 1280-х годов. Проблема их атрибуции. Эволюция армянской миниатюры в XIV-XVI вв. Миниатюры татевской школы, их особенности. Армянские культурные центры за пределами Армении, Новоджульфийская школа и ее значение в форми­ровании реалистического искусства Армении.

    Тема 3.Искусство Грузии IV-ХVI вв.

    Архитектура. Зарождение феодализма; в Грузии. Роль христиан­ства в укреплении феодальных отношений и формировании архитекту­ры и искусства средневековой Грузии. Памятники культовой архи­тектуры Грузии раннего средневековья (IV-VП вв.): «Болнисский Сион», трехцерковные базилики, центрально-купольные храмы в Бана и «Джвари» в Мцхете. Храм Цроми - поворот в грузинской культовой архитектуре.

    Крупнейшие памятники грузинской культовой архитектуры: храмы «Свети-Цховели» и «Самтавро» в Мцхете. Храм Баграта в Кутаиси, Алавердийский кафедрал.

    Монастырские комплексы Грузии: Гелати, Вердзиа. Роль монасты­рей в развитии средневековой грузинской культуры.

    Скульптура. Скульптурный декор в грузинской культовой архи­тектуре. Зооморфные образы в скульптуре раннего средневековья и мифологические сюжеты в рельефах переходного периода (ХШ-IХ вв.). Сложение системы скульптурного декора в X в. и ее дальнейшее раз­витие и обогащение в XI-ХШ вв. Скульптурное убранство храмов в Ошки, Мцхете. Богатство и разнообразие скульптурного декора в храмах Питорети и Никорцмнда, Кацхи и Самтависи.

    Живопись и миниатюра. Монументальная живопись средневековой Грузии, ее выдающееся значение в истории грузинского и мирового искусства. Монастырь Давид-Гареджа и грузинская монументальная живопись раннего средневековья. Тао-Кларджетская школа живописи. Расцвет грузинской художественной культуры в Х-ХШ вв. и высокое место монументальной живописи. Мозаика и фрески Гелатского мона­стыря. Росписи в храмах и монастырях Атени, Ипрари, Вардзиа, Кинсвиси, Бертубани, Тимотесубани, Хоби. Образы Георгия Ш, царицы Тамары, Георгия Лаша и других светских феодалов в монументальной живописи.

    Основные черты грузинской миниатюры ХII-ХIV вв. Ранние образ­цы светской миниатюры.

    Семинарские занятия.

    Тема 1. Армянская средневековая миниатюра.

    1. Создание армянского алфавита Месропом Маштоцем (361-440) и широкое распространение рукописной книги.

    2. Миниатюры Эчмиадзинского Евангелия и проблема сложения художественного языка книжной миниатюры Армении.

    3. Рукописи IX-XI вв.

    4. Монастырь Ромкла и сложение киликийской школы миниатюры.

    5. Торос Рослин – выдающийся художник книги средневековой Армении. Работы художника 1256-12??.

    6. Эволюция армянской миниатюры в XIV-XVI вв. Миниатюры татевской школы, их особенности.

    Литература:

    1. Армянская миниатюра: Альбом / Вступ. ст. и объяснения к табл. Л.Дурново/. Ереван, 1969.

    2. Дрампян И. Р. Художественные особенности искусства Тороса Рослина (миниатюры Малатийского Евангелия). / Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983, С. 331 – 341.

    3. Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979.

    4. Измайлова Т. А. Армянская миниатюра ХI в. М., 1979.

    5. Малая история искусств: Искусство средних веков. Византия, Армения, Грузия, Болгария, Сербия, Древняя Русь, Украина и Белоруссия. /Авт. Тяжелов В. Сопоцинский О./. М., 1975.

    6. Степанян Н. Очерки изобразительного искусства Армении. М., 1985.

    7. Чалоян В. К. Армянский ренессанс. М., 1963.

    Контрольные и курсовые работы не предусмотрены.

    Темы для самостоятельной работы

    1. Формирование и развитие культовой архитектуры Армении и Грузии. Сравнительная характеристика.

    2. Монастырские комплексы Армении, их структура.

    3. Крупнейшие культовые сооружения Грузии..

    4. Монументальная скульптура и скульптурный декор в архитектуре Армении и Грузии. Сравнительная характеристика.

    5. Выдающиеся памятники армянской средневековой миниатюра.

    6. Монументальная живопись средневековой Грузии.


    Перечень контрольных вопросов для подготовки к зачету

    1. Памятники архитектуры и изобразительного искусства Урарту и Античной Армении.

    2. Принятие христианства в Армении и начало формирования средневековой культуры. Периодизация средневековья в Армении.

    3. Типы культовых сооружений раннего средневековья (4-7 вв.) в Армении.

    4. Санаинский монастырь.

    5. Монументально-декоративная скульптура Армении.

    6. Хачкары Армении.

    7. Эчмиадзинское Евангелие – выдающийся памятник культуры средневековой Армении.

    8. Армянская средневековая миниатюра и проблема армянского ренессанса.

    9. Принятие христианства в Грузии. Периодизация средневековья.

    10. Архитектура средневековой Грузии. Типы культовых сооружений в период раннего средневековья. Крупнейшие кафедралы эпохи расцвета.

    11. Монументальная скульптура в культовой архитектуре Грузии, ее особенности.

    12. Монументальная живопись в культовой архитектуре средневековой Грузии.

    13. Светские образы в монументальной живописи средневековой Грузии. Образ царицы Тамары.

    III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




    п/п



    Тема, раздел

    Учебный план, часов

    Аудиторные

    занятия

    Самостоя-тельная

    работа

    Итого

    по темам

    лекции

    практи-ческие

    1

    Тема 1. Закавказье в системе древних цивилизаций Ближнего востока

    2




    4

    6




    Тема 2. Искусство Армении IV-XVII вв.

    6

    2

    12

    20




    Тема 3. Искусство Грузии IV-ХVI вв.

    8




    10

    18




    Итого:

    16

    2

    26

    44


    IV. Форма итоговой отчетности

    ЗАЧЕТ
    V. Учебно-методическое обеспечение

    ЛИТЕРАТУРА

    Основная литература

    1. Аладашвили Н. А. Монументальная скульптура Грузии. Фигурные рельефы V – ХI вв. М., 1977.

    2. Алибегашвили Г. Светский портрет в грузинской средневековой монументальной живописи. Тбилиси, 1979.

    3. Апресян Г. Из истории армянской эстетической мысли. Ереван, 1973.

    4. Армянская миниатюра: Альбом / Вступ. ст. и объяснения к табл. Л.Дурново/. Ереван, 1969.

    5. Всеобщая история архитектуры: В 2 т. М., 1963. Т. 2.

    6. Всеобщая история искусств: В 6 т. /Под общ. ред. Ю. Ю. Колпинского, Н. В. Яворской. M., I960-I964. T. I, кн. 2; Т.5.

    7. Всеобщая история искусства: В 6 т. / Под общ. Ред. Ю. Ю.Колпмнского, Н.В.Яворской. М., 1960-1964. Т. 1, кн. 2.

    8. Григорян А. Степанян Н. Ереван, Гарни, Гегард, Эчмиадзин, Аштарак. М., 1985.

    9. Дрампян И. Р. Художественные особенности искусства Тороса Рослина (миниатюры Малатийского Евангелия). / Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983, С. 331 – 341.

    10. Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979.

    11. Закария П. Памятники восточной Грузии. М., 1982.

    12. Измайлова Т. А. Армянская миниатюра ХI в. М., 1979.

    13. История искусства народов СССР: В 9 т./Под ред. Б. В. Веймарна/. М., 1971-1981. Т. 1 – 3

    14. История искусства народов СССР: В 9 т. /Под ред. Б. В. Вемерна/. М., 1971- 1981. T. 4-7.

    15. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Том IV, 2-й полутом. М., 1968.

    16. Кремер С. История начинается в Шумере.

    17. Лэнг Д. Армяне. Народ – созидатель. /Перевод с английского/ М., 2004.

    18. Лэнг Д. Грузины. Хранители святынь. /Перевод с английского/ М., 2004.

    19. Малая история искусств: Искусство средних веков. Византия, Армения, Грузия, Болгария, Сербия, Древняя Русь, Украина и Белоруссия. /Авт. Тяжелов В. Сопоцинский О./. М., 1975.

    20. Мнацанакян С. К., Оганесян К.Л., Саинян Л.А. Очерки по истории архитектуры древней и средневековой Армении. Ереван, 1978.

    21. Оганесян К. Росписи Эрибуни. Ереван, 1973.

    22. Средневековые фрески Грузии. Каталог выставки. /Автор вст. ст. и аннотаций А. М. Лидов. Составители каталога Д. Г. Иосебидзе, А. М. Лидов. М., 1985.

    23. Степанян Н. Очерки изобразительного искусства Армении. М., 1985.

    24. Урушадзе Н. Е. Древнегрузинское пластическое искусство. Тбилиси, 1988.

    25. Халпахчан О. Х. Архитектурные ансамбли Армении VIII в. до н.э. - ХIХ в. н.э. М., 1980.

    26. Халпахчан О. Х. Санаин, М., 1973.

    27. Ходжаш С. И., Трухтанова Н. С., Оганесян К. Л. Эребуни: Архитектура, монументальные росписи, художественное ремесло. М., 1979.

    28. Чалоян В. К. Армянский ренессанс. М., 1963.

    29. Чубинашвили Г. Н. Из истории средневековой Грузии. Архитектура средневековой Грузии (Из истории грузинского декоративно-прикладного искусства). М., 1990


    VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого учащегося к библиотечным фондам, электронным библиотекам и специализированным сайтам, по содержанию соответствующим списку литературы учебной программы, а также к восточной коллекции Свердловского областного краеведческого музея.

    Учебное заведение должно располагать иллюстративными CD-дисками и CD-ромами, а также оборудованием для их демонстрации в ходе учебного процесса.


    написать администратору сайта