Реферат Фёдор Михайлович Достоевский. Фёдор Михайлович Достоевский
Скачать 47.06 Kb.
|
Беседский сельскохозяйственный техникум Реферат На тему: Фёдор Михайлович Достоевский Выполнила: Повалюхина Елизавета Андреевна Преподаватель: Стерлягова Наталья Владимировна Беседа 2022 Содержание 1.Биография Фёдора Михайловича Достоевского 2.Связь Фёдора Михайловича Достоевского с Санкт-Петербургом Биография Достоевского Ф.М Рождение и семья 1821 год, 30 октября (11 ноября) родился Федор Михайлович Достоевский, в Москве в правом флигеле Мариинской больнице для бедных. В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил (1820-1864), Варвара (1822—1893), Андрей, Вера (1829—1896), Николай (1831—1883), Александра (1835—1889). Федор рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца — человека «нервного, раздражительно-самолюбивого». Он был вечно занят заботой о благосостоянии семьи. Дети воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больничного здания, они с внешним миром очень мало сообщались. Разве только через больных, с которыми Федор Михайлович, тайком от отца, иногда заговаривал. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фроловна. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу и т.д. Отец, Михаил Андреевич (1789—1839), — сын униатского священника, врач (штаб-лекарь, хирург) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара. Однако, по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами. Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева; 1800—1837) — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру. Кроме того, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве). В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием. «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова». Младший брат Фёдора Андрей, писал что «брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи… Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть…». Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспринята как личное горе. Андрей Михайлович писал: «брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать — Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». Юность Достоевского С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом. Примером служит рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876. В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями. С 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Например, это отразилось в автобиографических чертах героя романа «Подросток», переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара». Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным. Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю), Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. Первые литературные публикации Достоевского Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а Ризенкампфу в 1838 рассказывал «о своих собственных литературных опытах». С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: «…с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. …Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья …ставят в караул, и в этом проходит все время…».Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом, дежурным офицером А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским. Впоследствии Достоевский всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался, замкнуто. Однако, он поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», — рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался также Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак: переводом его повести «Евгения Гранде» (1844, без указания имени переводчика) писатель вступил на литературное поприще. Одновременно Достоевский работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились). Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя. Ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. Например, в произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его «поразила… целомудренная, высочайшая чистота типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа». О работе над драмой «Жид Янкель» Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского. Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Однако, уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика. Роман "Бедные люди" В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди«. Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства». Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху «Зубоскал» (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы «Двойника» (03, 1846, № 2), в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, «двойничества». Рассказ «Господин Прохарчин» (1846) и повесть «Хозяйка» (1847), в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг., не были поняты современной критикой. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце«, «Белые ночи«, цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией «Современника»: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для «Отечественных записок». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В. Старчевского). Арест и ссылка В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время , которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов — П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … Идеалистка была в полном смысле слова … и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок». Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге («сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели«, Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. 18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г. Расцвет творчества Достоевского Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные«— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома«. В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи «почвенничества» — специфической модификации идей славянофильства. «Почвенничество» было скорее попыткой очертить контуры «общей идеи», найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» («Эпоха», 1864) — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!». В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861—1866) получили отражение в романе «Игрок«, «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург. 1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот«). 10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.В.Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание«. «Психологический отчет одного преступления» стал сюжетной канвой романа, главную мысль которого Достоевский контурно очертил так: «Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям…». Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок«. Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей (Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция). Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал. 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь; позже в России 16 июля 1871 — сын Фёдор; 12 авг. 1875 — сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии. В 1867—1868 Достоевский работал над романом «Идиот«. «Идея романа,—указывал автор,— моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь …» К роману «Бесы» Достоевский приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями «Атеизм» и «Житие великого грешника» и наскоро сочинив «повестушку» «Вечный муж«. Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов («Катехизис революционера»), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. В 1872 писатель посещает «среды» князя В.П. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала «Гражданин». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» (цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе политические обзоры «Иностранные события»). Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала невозможность превратить еженедельник в «орган людей с независимым убеждением». Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1847 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между «Эпохой» и «Современником», и с Некрасовым, по предложению которого (1874) писатель печатает в «Отечественных записках» свой новый роман «Подросток» — «роман воспитания», своего рода «Отцы и дети» Достоевского. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» (1876 и 1877), имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. «Дневник» 1876—1877 — сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, «антикритик», мемуаров и художественных произведений. В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий — до народнических и социалистических идей. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М. Т. Лорис-Меликова. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся … в эти два года издания „Дневника» неприметно и невольно». «Братья Карамазовы» — итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России». Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа. В «Братьях Карамазовых» уголовное преступление связано с великими мировыми «вопросами» и вечными художественно-философскими темами. В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение «непременно участвовать в пушкинском вечере» 29 января. Он собирался «издавать „Дневник писателя» … в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых«, где появились бы почти все прежние герои…». В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался. Смерть и похороны писателя 31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. Как связан с Санкт- Петербургом Жизнь и творчество великого русского писателя и публициста, мыслителя и философа Фёдора Михайловича Достоевского были тесно связаны с Санкт-Петербургом. Москвич Достоевский приехал в столицу, когда ему было 16 лет, где он поступил в Главное инженерное училище. Учёба в училище тяготила юношу. После возвращения из ссылки с 1859 года Ф. М. Достоевский жил до конца своих дней в Петербурге. Но собственным жильем он так и не обзавелся. Ему постоянно приходилось снимать квартиры. За годы своей жизни в тогдашней столице он успел сменить до 20 адресов. Отчего в Петербурге осталось немало мест, связанных с именем великого писателя. В своем творчестве и воображении Достоевский рисует Санкт-Петербург в качестве мистического города-призрака. Тщательно описывая "общение" города с человеком, писатель искусно переплетает вымысел и реальность. Достоевским была создана хорошо узнаваемая, мифологическая обстановка Петербурга, что повиляло на творческое восприятие и отражение города на Неве некоторыми писателями, его последователями. После возвращения из ссылки с 1859 года Ф. М. Достоевский жил до конца своих дней в Петербурге. Но собственным жильем он так и не обзавелся. Ему постоянно приходилось снимать квартиры. За годы своей жизни в тогдашней столице он успел сменить до 20 адресов. Отчего в Петербурге осталось немало мест, связанных с именем великого писателя. В своем творчестве и воображении Достоевский рисует Санкт-Петербург в качестве мистического города-призрака. Тщательно описывая "общение" города с человеком, писатель искусно переплетает вымысел и реальность. Достоевским была создана хорошо узнаваемая, мифологическая обстановка Петербурга, что повиляло на творческое восприятие и отражение города на Неве некоторыми писателями, его последователями. Достоевский и Михайловский (Инженерный) замок Когда Достоевскому было 16 лет, отец привёз его с братом Михаилом в Петербург для поступления в Главное инженерное училище. Михаил и Фёдор Достоевские хотели заниматься литературой. Но отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В "Дневнике писателя" Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом "мечтали только о поэзии и о поэтах», "а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни". Инженерное училище, в которое поступили братья, размещалось в Михайловском замке. Первые 3 года своей жизни в Петербурге Фёдор жил и обучался в этом здании. Известно из истории, что Михайловский замок — любимое "детище" императора Павла I стало и местом его гибели. В годы обучения Достоевского в этом замке среди учеников училища ходили легенды о призраке императора, якобы бродившем по ночам в своём любимом жилище. Так Петербург с первых дней обрёл для Достоевского мистический ореол. Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского Особое место среди петербургских почитателей, любителей и ценителей творчества Ф. М. Достоевского занимает дом, расположенный неподалеку от церкви иконы Владимирской Божией Матери в Кузнечном переулке. Архитектурно он ничем непримечателен. Для коренных петербуржцев и гостей города он привлекателен тем, что здесь жил писатель в начале и в конце своего творческого и жизненного пути — в 1846 году и с 1878 года до самой смерти в 1881 г. В дом на Кузнечном Федор Михайлович заселился с семьей осенью 1878 года, и прожил 3 года вплоть до самой последней минуты своего ухода в мир иной. Здесь он работал над ранней повесть "Двойник", и тут он написал свой последний роман "Братья Карамазовы". Мемориальная квартира Достоевского воссоздана по воспоминаниям его жены и друзей, а также современников. В передней на круглом столике — шляпа Достоевского; в детской — игрушки детишек: Любы и Феди, их фотографии; в кабинете на письменном столе — ручка с пером, записка от дочери, а в углу икона Божьей Матери. Литературно-мемориальный музей памяти писателя открыли в День 150-летнего юбилея Фёдора Михайловича Достоевского, в 1971 году. Музей включает в себя мемориальную часть — саму квартиру, и зал — так называемую литературную экспозицию. Благодаря архивным документам создателям музея удалось восстановить полную картину обстановки квартиры Достоевского, а по фотографии — воссоздать его кабинет. Экспозиция содержит множество интереснейших экспонатов, некоторые из которых просто уникальны. К примеру, на карте "Петербург Достоевского", выполненной художником Борисом Костыговым, отмечены адреса мест проживания писателя и его героев. Можно даже рассмотреть дома на изображениях карты. Первый зал экспозиции посвящен биографии Федора Михайловича: в нем представлены материалы с 1821 по 1864 гг. От биографических сведений посетители могут плавно подойти к изучению творчества писателя и его основным романам. Во втором зале представлены материалы, касающиеся периода жизни с 1865 по 1881 гг. Основой Музея стала бесценная коллекция, собранная внуком писателя — Андреем Федоровичем. О своем знаменитом предке не забыла и его внучатая племянница — Мария Владимировна Савостьянова. В фонд Музея она передала некоторые семейные реликвии. Музей Достоевского обладает богатейшим фондом, которому нет цены. В доме в Кузнечном переулке под Музей отведено 2 этажа. В интерьерах комнат квартиры представлены подлинные вещи и книги, которые передали Музею потомки Достоевского. Собрание Музея увеличивается из года в год: ценные подарки привозят посетители и друзья, многое дарят исследователи творчества писателя. Музей может похвалиться полноценными коллекциями графики и фотографий, а местная научная библиотека насчитывает в своих фондах до 24 тысяч томов. Здесь собрана коллекция программ и театральных афиш спектаклей, поставленных по произведениям Ф. М. Достоевского. К наиболее ценным коллекциям Музея Достоевского относятся современные иллюстрации к произведениям писателя: их насчитывается до 2 тысяч предметов, прижизненные издания Федора Михайловича — 117 экземпляров, и архив Александра Порецкого в виде рукописей — 272 предмета. На первом этаже в выставочных залах проводятся современные выставки художников, музыкальные и литературные вечера, а в кинозале для посетителей организованы просмотры фильмов по произведениям писателя. За многолетнее существование Музей превратился в научный и культурный центр, имея в своем штате до 50 сотрудников, 15 из которых – научные работники. В этих стенах устраиваются ежегодные международные чтения "Достоевский и мировая культура". Здесь есть театральный зал, где проходят спектакли по произведениям великого писателя. Неудивительно, что при такой колоссальной проводимой работе Музей Достоевского является членом и партнером Норвежского общества друзей музея Федора Достоевского. Удобное расположение Музея Достоевского в центре города, интересные экскурсии привлекают сюда ежегодно до 35 000 туристов со всего мира. Тут в старинном районе Северной столицы как нельзя лучше можно ощутить, как по этим же улицам ходили, в этих же домах жили, любили, страдали, а порой совершали громкие преступления герои книг Достоевского. Памятник Ф. М. Достоевскому в Петербурге Памятник был торжественно открыт в Санкт-Петербурге 30 мая 1997 г. Его создали скульпторы — Л. М. Холина и П. П. Игнатьев и архитектор — В. Л. Спиридонов. На полутораметровом постаменте из розового полированного гранита Достоевский изображён сидящим и немного сгорбленным, задумчиво устремляясь взглядом вдаль. Идея создания памятника человеку, творчество которого было неразделимо связано с Петербургом, давно искала своего воплощения. Ещё в 1956 году скульптор Любовь Михайловна Холина разработала первый макет, но тогда реализовать его так и не удалось. А всё потому, что 60 лет назад партийные руководители Ленинграда были категорически против увековечивания памяти реакционного писателя, каким он был, по их мнению. Годы шли и времена менялись, а также мнения руководителей, которые уже более склонялись к мысли о том, что Достоевский был больше писателем, нежели реакционным деятелем. И в конце 1988 года огласили конкурсу на лучший проект памятника Достоевскому в городе на Неве. Скульптор Любовь Михайловна Холина приняла в нём участие и предложила свой вариант гранитного изваяния. Изначально планировалось установить его в месте слияния каналов Грибоедова и Крюкова. Таким способом Холина хотела создать иллюзию того, что трёхметровая фигура писателя вырастает из гранитной набережной города. Эта идея не получила одобрения у членов государственной комиссии. Окончательное компромиссное решение скульпторов, архитекторов и властей города касательно установки памятника Достоевскому сошлось в одной точке — в небольшом сквере, напротив ворот собора Владимирской иконы Божией Матери, где писатель любил проводить свободное от работы время. И петербуржцам пришлось по душе. Предполагалось, что изображение Федора Михайловича должна стать составляющей частью внешней экспозиции его квартиры-музея. Долгая история создания монумента, наконец, получила свое счастливое завершение. Но, и в него, пришлось внести некоторые коррективы, изменив материал скульптуры, гранит на бронзу. Необходимые изменения в проект были внесены в 1993—1994 гг. С участием сына и внука Л. М. Холиной: художника Петра Александровича и скульптора Павла Петровича Игнатьевых был изготовлен эскиз скульптуры Достоевского и отлит в бронзе на заводе "Монументскульптура". Скульптура высотой в 2 метра не имеет выступающих частей. При этом лицо Достоевского четко передает чувство усталости от непрерывной работы, чело напряжено от одолевающих его мрачных дум. Фигура творческого человека выглядит несколько поникшей, что ярко говорит о денежных и других затруднениях, которые он испытывал при жизни. Однако весь вид и сидячая поза Федора Михайловича с переплетенными пальцами обеих рук и покоящимися на одной из коленок ног, сложенных крест-накрест, указывают на то, что он размышляет об очередном романе. На полутораметровом постаменте из розового полированного гранита высечена простая надпись “Достоевскому”. Ежегодно в первую субботу июля все поклонники творчества писателя спешат по адресу: город Санкт-Петербург, улица Большая Московская, чтобы принять участие в открытии Дней Федора Михайловича Достоевского и отдать дань уважения этому великому русскому писателю, прославившему Россию и Санкт-Петербург на весь мир. Адреса Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге Перечислить все точные адреса, где останавливался Фёдор Михайлович Достоевский в Петербурге достаточно сложно. Стоит отметить, что 59 с небольшим лет жизни писатель жил в городе на Неве менее половины. Почти 16 лет детства и отрочества прошли в Москве, 10 лет он провёл на каторге в Омске и в ссылке в Семипалатинске. У Ф. М. Достоевского было вынужденное четырёхлетнее пребывание за границей и летний отдых сначала на даче, а потом в собственном доме в Старой Руссе. Стоит понимать ещё и тот факт, что во времена Достоевского использовался другой порядок нумерации домов в Санкт-Петербурге: сегодняшняя чётная сторона улицы ранее была нечётной. Например: Графский переулок № 7 времён Достоевского — ныне Графский переулок № 10. В списке ниже мы приведём самые доказанные петербургские адреса, где жил или останавливался русский писатель, также какие события проходили в том или ином доме, в каком состоянии сейчас находятся эти здания и какие произведения он в них писал. Во избежание путаницы указаны современные названия улиц и нумерация домов. Период проживания Достоевского в Петербурге 1837—1849 гг. Московский проспект, 22. Дом сохранился, перестроен. Вторая половина мая 1837 года. Подготовка в пансион К. Ф. Костомарова. Набережная Фонтанки, 103. Дом сохранился, перестроен. Подготовка в пансион К. Ф. Костомарова. Лиговский проспект, 65. Дом не сохранился. Подготовка к поступлению в Главное инженерное училище. Садовая улица, 2. Здание сохранилось. 1838 — 1841 гг. Годы учёбы и проживания в училище. В августе 1841 года произведен в полевые инженер-прапорщики с правом жить на частной квартире. Караванная улица. Предположительно, дом 16/14. Дом сохранился, перестроен. Продолжение учёбы в инженерном училище. Графский переулок, 10, угол Владимирского проспекта, 11. Дом сохранился. После окончания полного курса офицерского класса в августе 1843 года Ф. М. Достоевский был зачислен в Инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде. Писал произведения "Бедные люди", "Двойник". Кузнечный переулок, угол улицы Достоевского, 5/2. Дом сохранился, частично перестроен. Писал произведения "Двойник", "Господин Прохарчин". Кирпичный переулок. Между Большой и Малой Морскими улицами. Дом не установлен. Писал произведение "Господин Прохарчин". Улица Рубинштейна, 32, угол Щербакова переулка, 10. Дом сохранился. Конец апреля или начало мая 1846 года — 24 мая 1846 года. Казанская улица, 2/1. Дом сохранился. Писал произведение "Господин Прохарчин". Васильевский остров, Большой проспект, 4, угол улицы Репина, 19. Дом сохранился, перестроен. Писал произведение "Хозяйка". Вознесенский проспект, 8, угол Малой Морской улицы, 24. Дом сохранился, перестроен. Февраль 1847 года — январь 1848 года. Достоевский посещает кружок Петрашевского. Писал произведения "Хозяйка", "Ползунков", "Слабое сердце". Большая Подьяческая улица, 7. Дом сохранился. Проживал: январь 1848 года — конец мая 1848 г. Пригород Петербурга Парголово. Проживал: лето 1848 г. Вознесенский проспект, 8, угол Малой Морской улицы, 24. Дом сохранился, перестроен. Здесь 23 апреля 1849 года писатель был арестован за участие в кружке Петрашевского, препровождён в Третье отделение, затем в Петропавловскую крепость. Писал произведения "Честный вор", "Ёлка и свадьба", "Чужая жена и муж под кроватью", "Белые ночи", "Неточка Незванова". Петропавловская крепость, 14. Здание не сохранилось. Пребывал: 24 апреля — 24 декабря 1849 г. Писал произведение "Маленький герой". Период проживания Достоевского в Петербурге 1859—1881 гг. 3-я Красноармейская улица, 5. Дом не сохранился. Здесь Достоевский писал произведения "Униженные и оскорблённые" и "Записки из Мёртвого дома". Казначейская улица, угол канала Грибоедова, 1/61. Дом сохранился, частично перестроен. Писал "Записки из Мёртвого дома". Казначейская улица, 9. Дом сохранился. Смерть в Москве первой жены писателя. Апрель 1864 г. Малая Подьяческая улица, 2/96. Дом сохранился, перестроен. Проживал: конец апреля 1864 года — 20 августа 1864 г. Столярный переулок, 14, угол Казначейской ул., 7. Дом сохранился, перестроен. Писал произведения "Преступление и наказание", "Игрок". Вознесенский проспект, 27. Дом сохранился. Квартира была снята в январе 1867 года в связи с предстоящим венчанием писателя и Анны Григорьевны Сниткиной. Большая Конюшенная, 23. Дом не сохранился. Или: Большая Конюшенная, 27. Дом сохранился, перестроен. Останавливался: 8 и 9 июля 1871 г. Возвращение в Петербург из-за границы. Проспект Римского-Корсакова, 3. Дом не сохранился. Проживал: 10 июля 1871 года — 22-23 августа 1871 г. Здесь 16 июля родился сын Фёдор. Писал произведение "Бесы". Серпуховская улица, 11. Дом не сохранился. Писал произведение "Бесы" 3-я Красноармейская улица, 11. Дом сохранился. Писал произведение "Бесы". Переулок Ульяны Громовой, 8, угол Лиговского проспекта, 25. Дом сохранился. Писал произведения "Дневник писателя", "Подросток". Садовая улица, 37. Здание сохранилось. Останавливался 21—23 марта 1874 г. Невский проспект, 87/2 и Невский проспект, 118. Дома сохранены, перестроены. Фёдор Михайлович, наезжая по делам в столицу, останавливался в здешних гостиницах. В них писатель писал произведение "Подросток". Греческий проспект, 6, угол 5-й Советской улицы, 6. Дом сохранился. Писал произведения "Дневник писателя", "Подросток", "Братья Карамазовы". Кузнечный переулок, 5/2 угол улицы Достоевского. Дом сохранился, перестроен. Достоевский жил в этом доме до дня своей смерти 28 января 1881 г. Здесь в последнее время писал произведения "Братья Карамазовы", "Пушкинская речь", "Дневник писателя". Список использованной информации https://dostoevskiyfm.ru/биография/ https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii https://peterburg.center/ln/dostoevskiy-i-peterburg-zhizn-i-tvorchestvo-pisatelya-v-gorode-na-neve-bonus-progulka-po-mestam https://чарушина.рф/articles/writers/dostoevsky/peterburg_dostoevskogo/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Достоевский,_Фёдор_Михайлович |