Главная страница

Статья_Кеншиликова А.. Феномены болезнь Издоровье в произведениях русских писателей


Скачать 21.29 Kb.
НазваниеФеномены болезнь Издоровье в произведениях русских писателей
Дата23.05.2022
Размер21.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтатья_Кеншиликова А..docx
ТипЛитература
#545854


ФЕНОМЕНЫ «БОЛЕЗНЬ» И «ЗДОРОВЬЕ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

А.А. Кеншиликова,

учитель русского языка и литературы,

магистр пед. наук

КГУ Казахская Средняя школа №30

г.Актобе, Казахстан

aliya.kenshilikova@mail.ru
Один из главных объектов литературы на протяжении всей истории - это человек и его здоровье. Художественные произведения вбирали представления времени о жизни и смерти, о причинах болезней, отражали способы их лечения. История литературы хранит имена плеяды врачей, ставших известными писателями. Среди них А.П. Чехов, В.В. Вересаев, В.И. Даль, М.А. Булгаков, Ю.З. Крелин и др. Каждый из них внес огромный вклад в литературу. Такие классики мировой литературы, как Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.И. Солженицын и др., не будучи врачами, затрагивали в своем творчестве медицинскую тематику, касались вопроса врачебной практики. Многие художественные произведения являются важнейшими источниками по истории медицины, для авторов других обращение к медицине дало возможность ставить и решать фундаментальные мировоззренческие вопросы, заниматься литературным творчеством.

Отметим произведения русских писателей, в которых присутствует медицинская тематика. Это рассказы А.П. Чехова, «Записки юного врача» М.А. Булгакова, «Записки врача» В.В. Вересаева, отрывки из повести «Раковый корпус» А.И. Солженицына, новеллы Ю.З. Крелина.

Литература в художественно-образной форме осмысливает, отражает окружающий мир и участвует в его преобразовании. Во все времена литература служила моральному и эстетическому воспитанию людей. Ее роль всегда была значительной в выработке деонтологических норм. «Врач должен быть гуманным и всесторонне образованным человеком. Сколько бы вы, милостивые государи, ни выслушивали, ни выстукивали, вы никогда не сможете безошибочно определить болезнь, если не прислушиваетесь к показаниям самого больного», - наставлял своих учеников Г.А. Захарьин. И в этом заключается глубокая врачебная мудрость, так как для успешного лечения больного необходим тесный контакт врача и больного, проникновение во внутренний мир пациента. Образование врача не может ограничиваться лишь комплексом профессиональных медицинских знаний, необходимы и такие общечеловеческие качества, как доброта, терпимость, сострадание, милосердие. Все эти обстоятельства объясняют выдвижение цели гуманизации и гуманитаризации высшего образования в нашей стране.

Некогда врач допускался к медицинской деятельности только при наличии степени бакалавра искусств, - гуманитарное образование было обязательным для врача. Традиция объединения литературы и медицины восходит к античности; символ этого «странного брака» Аполлон, бог поэзии и медицины. Искусство, как и медицина, - это поиск. Вот почему, наверное, медицину называют искусством.

Современному обществу необходим образованный врач, воспринимающий каждого пациента как отдельную личность, со своими мыслями и чувствами.

Антон Павлович Чехов (1860-1904) - великий русский писатель. За время учебы в медицинском университете Чехов опубликовал более двухсот различных материалов. Он получает диплом врача, однако главным делом его жизни еще во время учебы становится литература. Создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды, например, «История полового авторитета» (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и писателя.

А.П. Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться» [1]. А.П. Чехов, подчеркивает большинство его биографов, не сменил одну профессию на другую, как это сделали, например, его великие коллеги-предшественники: профессор медицины в Монпелье Франсуа Рабле и полковой немецкий врач Фридрих Шиллер. Антон Павлович до последних дней своей жизни сохранил тесную связь с врачебной своей профессией.

В своем творчестве А.П. Чехов отобразил различные стороны земской медицины того времени. В его произведениях «Хирургия», «Неприятность», «Палата 6», «Попрыгунья», «Сельские эскулапы», «Врачи», «Остров Сахалин»[2] нашлось место простым земским врачам и их пациентам, фельдшерам-недоучкам и людям, выгораживающим их, больничной атмосфере и тем проблемам, с которыми сталкивалась земская медицина. Являясь свидетелем описываемых событий, Чехов рисует яркую реалистичную картину с позиции врача-профессионала, ориентируя читателя проникать вглубь проблемы. В Чехове-враче сочеталось тонкое понимание душевного мира больного с научным осмыслением существа болезни. Его подход к больному с точки зрения его психических переживаний явился результатом изучения трудов русских ученых С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, А.А. Остроумова, Н.И. Пирогова. Чехов научился вникать в неизученную область субъективных ощущений больного. Он вникал в эти ощущения не только как врач, но и как писатель. Антон Павлович Чехов проецировал своё заболевание (туберкулез легких) и многочисленные проявления болезней своих пациентов, близких, друзей, родственников на своих героев.

Викентий Викентьевич Вересаев (1867 1945) (наст. фамилия Смидович) родился в Туле, в семье врача. В гимназические годы Вересаев начал писать стихи. Он получил блестящее образование, окончив историко-филологический факультет Петербургского университета и медицинский факультет Дерптского университета.

Широкую известность Вересаеву принесло произведение «Записки врача». Книга была задумана в 1892 году как «Дневник студента-медика», работал же Вересаев над ней позже в 1895-1900 гг.

«Записки» вызвали отклик среди широких кругов читателей и враждебное отношение со стороны многих врачей, так как Вересаев открыто затронул больные стороны медицины. Герой книги только что начавший практику молодой врач, перед которым постоянно раскрываются противоречия общественной и частной жизни людей. По мысли писателя, судьбы медицины и науки в целом, практические ее результаты непосредственно связаны с условиями общественно-политической жизни страны.

В повести «Без дороги» Вересаев пишет, что «деревня действительно гибнет и вырождается, не зная врачебной помощи. Но неужели причина этого лежит в том, что у нас мало врачей?» Автор призывает к общественной работе, которая помогла бы изменить существующие социальные отношения: «врач, - если он врач, а не чиновник врачебного дела, - должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленною и бесплодною; он должен быть общественным деятелем в широком смысле слова» [3].

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 1940) - писатель, драматург, классик отечественной литературы ХХ столетия.

Окончив медицинский факультет Киевского университета, в 1916-1917 гг. работал врачом. В 1919 году закончил свою врачебную деятельность и обратился к литературе. «Записки юного врача» - цикл рассказов Михаила Булгакова, созданный в первой половине 1920-х гг.

Цикл рассказов «Записки юного врача» («Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз», «Звездная сыпь»), а также рассказы «Морфий», «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона», «Китайская история», «Налет», «Богема», «Записки на манжетах» объединяет «медицинская» тема [4].

В основу этих рассказов легли реальные обстоятельства службы Булгакова в качестве земского врача в Смоленской губернии. Яркие зарисовки из медицинской практики писателя стали своеобразной «пробой пера» талантливого врача, посвятившего свою дальнейшую жизнь литературному творчеству.

Смысл «Записок» не только в борьбе за человеческую жизнь, но и в борьбе с дикостью и невежеством, с которыми пришлось столкнуться недавнему студенту в уездной глуши, с «тьмой египетской», царившей в сознании крестьян. Булгаков мастерски передает обстановку повседневной жизни земской больницы, повествует о душевных тревогах молодого врача, привыкшего к жизни в огромном городе и оказавшегося вне цивилизации, «на забытой станции, погребенной в буране», столкнувшегося один на один с такими сложнейшими случаями и трагическими ситуациями в своей медицинской практике, справиться с которыми было бы нелегко даже опытному врачу [5].

Позднее в рассказе «Морфий» Булгаков нарисовал страшную картину физического и морального распада личности морфиниста, с медицинской тщательностью описав все этапы его болезни. Состояние больного и его душевные страдания были очень близки писателю: сам Булгаков некоторое время был подвержен этой пагубной привычке. «Морфий» - это крик души человека, ставшего рабом «кристаллического растворимого божка», это предостережение, адресованное всем, кто может стать его жертвой.

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008). В 1945 году был репрессирован, 8 лет провёл в лагерях и на поселении. В 1970 году награждён Нобелевской премией по литературе, а в 1974 году Солженицына выслали из СССР и лишили гражданства после публикации "Архипелага ГУЛАГа" на Западе. В 2008 году писатель получил Государственную премию России в области гуманитарных наук. Его повесть «Раковый корпус» [6] была задумана в 1954 году в Ташкенте, где он, после заключения в лагере, лечился в раковом корпусе.

Автор убежден, что чуткое отношение врача к пациенту - это его прямая профессиональная обязанность. Обращается писатель и к «вечным» проблемам медицины. Он задумывается: какова верхняя цена жизни, стоит ли «получить жизнь с пищеварением, дыханием, мускульной и мозговой деятельностью и все. Стать ходячей схемой».

Из глубокой древности идет принцип: «Не навреди!». В повести описаны такие случаи, когда при лечении опухоли желудка применяют гормонотерапию, чреватую для мужчин импотенцией, когда спасение молодой женщины возможно только путем удаления матки, когда рентгеновскому облучению подвергались маленькие дети.

Таким образом, следует обобщить, что все писатели –врачи проявили себя убедительно и как замечательные художники, и как люди, обладающие высоким гражданским долгом.

Список литературы:

  1. Дмитриев, В.Г. Скрывшие свое имя: Из истории анонимов и псевдонимов [Текст] / В.Г. Дмитриев. Отв. ред. Н.Г. Клабуновский. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1980. - 312с.

  2. Чехов, А.П. Собрание сочинений в 12-ти томах. / А.П. Чехов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960-1964. - DJVU, 125,57 МБ. [Электронный ресурс]: https://bookskeeper.ru/knigi/hudojestvennaya-literatura/138475-chehov-a-p-sobranie-sochineniy-v-12-tomah.html

  3. Вересаев, В.В. Собрание сочинений в 4-х томах. [Текст] / В.В. Вересаев. - М., Изд-во «Правда», 1985. Том 1.

  4. Булгаков, М. А. Собачье сердце; Записки на манжетах; Рассказы; Дьяволиада; Роковые яйца [Текст] /М.А. Булгаков. - Избранные сочинения: В 3 тт: Т. 1: Записки юного врача; Белая гвардия / М.А. Булгаков. - М: Литература, Терра-Кн. клуб. -1998. -688 с.

  5. Булгакова, Е.С., Ляндрес, С.А. Воспоминания о Михаиле Булгакове. [Текст] /Е.С.Булгакова, С.А. Ляндрес. - М.: Советский писатель, 1988. - С. 85-87.

  6. Солженицын, А.И. Раковый корпус: повесть [Текст] / А.И. Солженицын. – М.: Художественная литература, 1990. - 461 с.


написать администратору сайта