Философия. Феноменология
Скачать 128.78 Kb.
|
ФеноменологияФЕНОМЕНОЛОГИЯ -Философское направление, стремящиеся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании. Феноменология осуществляется с помощью метода «феноменологической редукции», в результате чего исключается из рассмотрения или «заключается в скобки» весь окружающий мир; все существующие взгляды; научные теории; и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. Т.о. мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения и реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Родоначальником является немецкий ученый Эдмунд Гу́ссерль (Edmund Husserl (1859 - 1938) Понимал феноменологию как новую, строго научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания. Эдмунд Гу́ссерль Задачи феноменологииГуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология. Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир. Феноменологический методФ. м. исходит из того, что индивидуальный опыт м. б. научно изучен, а потому является источником надежной информ. Следовательно, он не противостоит естественнонаучной модели эмпирической психологии и неподменяет ее. Феноменологическая информ. компенсирует присущие научной психологии недостаток эмпирического содержания, недооценку субъективных явлений и чрезмерную зависимость от поведения. Специальные знания и эксперим.навыки, полученные в рез-те серьезной подготовки, временно отходят на задний план; имплицитныепредположения формулируются в явной форме и тоже временно откладываются. Выслушиваются исерьезно воспринимаются рассказы разных людей (пациентов, студентов, детей и участников лабораторныхисслед.) об их собственном опыте. Феноменологическое замешательство приводит к формулированию хороших вопросов. Вопрос хорош,потому что, во-первых, он свидетельствует об усвоении того, что уже известно, и, во-вторых, ончувствителен к пробелам в знаниях. Ф. м. описывает вещи такими, какие они есть, а не такими, какими мы их считаем. Психолог, ориентированный на феноменологию, прежде чем спросить: «Почему это так?», спрашивает: «Что это такое?». «Ошибка стимула» минимизируется, поскольку опыт описывается не с т. зр. того, что нам известно про физиол. условия, в которых прошло детство, или внешние детерминанты. Неокантианство. Имена и датыНеокантианство. Имена и даты: Неокантианство возникает в Германии в 60-х годах XIX века. Марбургская (трансцендентально-логическая) школа: как должно осуществляться познание. Г.Коген, П. Наторп, Э. Кассирер («Философия символических форм» - 1923 – 1929). Баденская (трансцендентально- психологическая) школа: В. Виндельбанд (1848 – 1915) Г. Риккерт (1863 – 1936) М. Вебер (1864 – 1920). Э. Кассирер П. Наторп Г.Коген Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков. Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманомв работе «Кант и эпигоны» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм. Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание наэпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этическогосоциализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организуют ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология. Неокантианство Школы неокантианства
Основоположником Марбургской школы неокантианства считается Герман Коген (1842—1918). Её наиболее видными представителями в Германии были Пауль Наторп (1854—1924) и Эрнст Кассирер (1874—1945). К ней примыкали такие философы-неокантианцы как Ханс Файхингер (1852—1933) и Рудольф Штаммлер Баденская школа Основателями Баденской школы считаются Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. Их учениками и сторонниками были философы Эмиль Ласк,Рихард Кронер. В России к этой школе причисляли себя Н. Н. Бубнов, С. И. Гессен, Г. Э. Ланц, Б. Кистяковский, М. М. Рубинштейн, Ф. А. Степун и др. |