Презентация. Философия Древнего Рима Выполнили Хилинина Софья Торопов Максим
Скачать 1.22 Mb.
|
Философия Древнего Рима Выполнили: Хилинина Софья Торопов Максим Группа БД-211 Основные школы и представители древнего Рима Школы Представители КИНИКИ СТОИКИ Древняя Стоя(3-2 вв.до н.э) Средняя Стоя(2-1 вв.до н.э) Поздняя Стоя(1-2 вв.до н.э) СКЕПТИКИ ЭПИКУРЕЙЦЫ Антисфен Афинский Диоген Синопский Зенон Финикийский, Хрисипп Понэциий и Посидонит. Санека, Эпиктет, Марк Аврелий Пиррон, Карнеад Агриппа Эпикур ШКОЛА КИНИКОВ Основана в 4 в. до н.э. учениками Сократа Антисфеном Афинским и Диогеном Синопским. Они открыли в Афинах собственную школу на холме Киносарг, отсюда название «киники» Отвергали существование общих и утверждающих понятий, что идеи существует только в сознании человека. Антисфен (444/435 до н.э - 370/360 до н.э) Диоген (412 до н.э – 323 до н.э) Главная цель кинического учения- не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни- вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) – и проверка данного образа жизни на себе. Для киников характерен отказ от традиций, переоценка ценностей, нигилизм, неприятие действительности. Основой рассуждений киников была антитеза «природа - закон». Они утверждали, что природа всех людей делает равными, свободными, честными, справедливыми, счастливыми, а законы исказили природу, внесли в жизнь неравенство, гнёт, зло, несправедливость. По мнению киников, счастье состоит в том, чтобы, отказавшись от законов, жить по природе. «Собачья философия» Для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:
«Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им» Диоген К таблице Школа стоиков Философская школа, возникшая в Афинах в III в. до н. э. Основоположником стоицизма был Зенон, родом с острова Кипр. Зенон как человек, не имевший афинского гражданства, не мог арендовать помещение для занятий, и потому он читал свои лекции в портике. По-гречески портик - "стоя", отсюда название школы стоиков, перейдя в русский язык название стоицизм стали связывать со стойкостью духа. Зенон (334г. до н.э.-262 г до н.э) «Свобода - это то состояние, которого достигают мудрые» Зенон Учение стоиков Зенон сравнивал свою систему философии с садом, где ограда - это логика, фруктовые деревья - это физика, а плоды, которые вырастают на деревьях, - этика. Зенону также принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему. Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе. Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали. Стоики признают четыре основных добродетели: 1. разумность 2. умеренность 3. справедливость 4. доблесть Периоды стоицизма Учение Стои - стоицизм охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части: Древняя стоя: III-II в Средняя стоя (стоический платонизм):II -І в Поздняя стоя (римский стоицизм): -I в Что касается учения наименее известного периода Древней Стои, тремя крупными представителями которого были философы Зенон, Клеанф и Хрисипп, то здесь следует говорить о существовании очень тонкой связи между такими дисциплинами, как этика и логика. Своеобразие учения Средней Стои состоит в тесном переплетении проблем онтологии, гносеологии (философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания), логики и этики, так что невозможно, рассматривая какой-либо вопрос, игнорировать другие стороны учения. Для периода Поздней Стои, наиболее известного благодаря именам Эпиктета, Сенеки и Марка Аврелия, справедлива трактовка, в которой стоицизм выступает как философия поведения К таблице ш Школа скептиков Школа скептиков, основанная Пирроном в 4 до н. э. Пиррон примечателен тем, что принципиально не писал книг, поэтому его идеи сохранились только благодаря ученикам и последователям. Пиррон придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково. Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. В качестве практически-нравственного идеального метода выводил «невозмутимость», «безмятежность». Все вещи непонятны и непознаваемы. Пиррон считал, что самое главное в человеке — не давать ничему никаких оценок. Философствовать - значит сомневаться, а сама философия - это умение сомневаться мудро. Если скептицист последователен, он должен и к себе относиться скептически. Пиррон (360-270 до н. э.) Скептицизм - это не просто установка на то, чтобы все подвергать сомнению. Скептик вовсе не отказывается от какого-либо утвердительного знания, он лишь ориентируется на явления, отказываясь от познания сущности вещей, поскольку считает, что содержание нашей мысли о предмете никогда не совпадает с содержанием явления. По мнению скептиков, основное заблуждение философов состоит в том, что они считают возможным познание сущности вещей. Для того, чтобы показать, что на любое суждение можно привести противоположное и что равно возможны различные высказывания об одном и том же (а, следовательно, от суждений лучше воздерживаться вообще, по крайней мере от однозначных, догматических суждений), скептики приводят ряд аргументов (троп). Поэтому надо четко понимать, что скептики не отрицают существование реальности как таковой - они отрицают принципиальную познаваемость сущности вещей по причине ограниченности познавательных способностей человек в самой их природе.. Учение скептиков Цель скептицизма - достижение невозмутимости в вещах, подлежащих нашему мнению, и умеренность в том, что мы вынужденно испытываем. Для этого не следует искать за ощущениями “природы” вещей, которая или хороша, или дурна, что принуждает к предпочтениям. Скептики поставили перед собой несколько вопросов: какова природа вещей? Как должно к ним относиться? Как вести себя в этом мире? Ответ был таков: о качестве предметов человек знать ничего не может, следовательно, следует воздерживаться от какого-бы то ни было суждения о предметах, а потому лучше всего для человека атараксия - душевное спокойствие, безмятежность. Так сформировался основной принцип скептицизма: жить так, как велят жизненные обстоятельства - ничего не доказывая и ничего не опровергая. К таблице Школаэпикурейцев Школа эпикурейцев была основана Эпикуром . Родился Эпикур на острове Самос. В возрасте 35 лет переселился в Афины и основал свою школу на окраине Афин. Школа находилась в саду философа, и по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». В школу принимались женщины и рабы, причём, в отличие от пифагорейских общин, здесь отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была нанесена надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо». Эпикур полагал, что действительным благом для человека являются удовольствия не для тела, а для души; учение Эпикура ориентирует человека не на добро, а на удовольствие, а если и на добро, то ради опять же удовольствия. Эпикур считал, что философия — это размышления, обеспечивающие счастливую, безмятежную жизнь, свободную от страданий. То есть философия понимается как некий конкретный способ достичь атараксии*. Но нашей безмятежности мешает страх смерти. Атараксия* - душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов. Эпикур 342/341 до н. э — 271/270 до н. э В эпикурействе можно различать учение о бытии, или физику, теорию познания и этику. В физике Эпикур как и Демокрит считал, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неизменны, неуничтожимы, различаются видом, величиной и весом, двигаются хаотично и, сталкиваясь между собой образуют различные вещи и миры. Но Эпикур понял, что столкновения атомов должны вести к выравниванию их движения и, в следствие чего перестать сталкиваться и создавать мир, и, если мир все еще существует , исходя из этого вывода он ввел понятие клинемен (Случайность). Этика Эпикура есть путь к счастливой жизни. А счастье состоит в удовлетворении желаний. Сами же желания можно подразделить на два вида — естественные и надуманные, или вздорные. Идеал состоит в удовлетворении естественных желаний, среди которых нужно удовлетворять в первую очередь самые необходимые. Удовлетворение желаний приводит к удовольствию, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий. Нравственность состоит в соблюдении во всем меры. Справедливость состоит в том, чтобы не вредить другим и не терпеть вреда от других. Дружба основана на взаимной личной выгоде, поэтому дружат в силу необходимости. Цель мудрости — исцелять от душевных страданий. Важное условие счастья и безмятежности — не жить на виду у других. Жизнь философа — это жизнь скрывающегося. Правило философа — живи незаметно |