Главная страница
Навигация по странице:

  • Место философии в системе культуры

  • Основной вопрос философии

  • 2. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука). Философское мировоззрение, его особенности. Мировозрение

  • Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука)

  • Философское мировоззрение, его особенности: Философское мировоззрение

  • Философский словарь: Аксиология

  • Бытие

  • Диалектика

  • Категории

  • Метафизика

  • Объективный

  • 18. Теоцентризм

  • ургпу_1курс_Философия_1задание. Жучкина_Задание1. Философия, ее предмет и место в системе культуры. Основной вопрос философии. Функции философии. Термин философия


    Скачать 27.12 Kb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и место в системе культуры. Основной вопрос философии. Функции философии. Термин философия
    Анкорургпу_1курс_Философия_1задание
    Дата09.10.2022
    Размер27.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЖучкина_Задание1.docx
    ТипДокументы
    #723120


    1. Философия, ее предмет и место в системе культуры. Основной вопрос философии. Функции философии.

    Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.

    Философия-(слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости») это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.[1]

    Философия является очень ёмкой развивающейся теоретической системой и включает в себя следующие основные области философского знания:

    - история философии (знания философии о своём прошлом);

    - онтология (учение о бытии, формах его проявления);

    - гносеология (теория познания мира);

    - диалектика (учение о единстве к изменчивости всего сущего);

    - антропология (изучения о человеке);

    - аксиология (теория ценностей);

    - социальная философия (изучение об обществе и его истории).

    Предмет философии:

    Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия.Наука нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.[2]

    Место философии в системе культуры:

    философию, как правило, относят к сфере духовной культуры, к сфере далекой от материальной жизни, от повседневных проблем. Ответ на вопрос о роли философии в культуре тесно связан с определением сущности самой культуры. Культурой можно назвать совокупность результатов человеческой деятельности и самой этой деятельности. К области культуры относятся: религия, искусство, мифология, мораль, политика, право и т.д. Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия.

    Основной вопрос философии: вопрос о том, какую роль философия играет в жизни людей. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическаяю

    Функции философии: Основные функции философии, следующие: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, социальная, воспитательно-гуманитарная, прогностическая.

      • Мировоззренческая функция состоит в создании на фундаменте философии целостной картины мира, целостных представлений о его устройстве, а также о месте в нем человека и связи человека с окружающим его миром.

      • Методологическая функция выражается в разработке философией основных методов познания окружающей действительности.

      • Гносеологическая функция заключается в поиске способов достоверного познания окружающей действительности.

      • Критическая функция состоит во внесении философией элементов сомнения в познание окружающего мира, а также в существующее знание. Разрушение догм приводит к расширению границ познания и увеличению достоверности знания.

      • Аксиологическая функция проявляется в познании и отношении к вещам, явлениям окружающего мира с точки зрения их ценностного понимания (морально-нравственного, этического, социального, идеологического и др.).

      • Социальная функция связана с объяснением общественных процессов, причин их возникновения и эволюции, современного состояния общества, его структуры, элементов, движущих сил и т. д.

      • Воспитательно-гуманитарная функция заключается в распространении ценностей и идеалов гуманистического характера, что способствует адаптации человека в окружающем мире, укреплению морали и поиску смысла жизни.

      • Прогностическая функция проявляется в том, что философия на основании знаний об окружающем мире и человеке осуществляет прогнозирование тенденций развития человека, природы и общества.[3]

    Источники:

    1. URL https://fil.wikireading.ru/54221

    2. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH8a5332a5622574015c348a#:

    :text=%D0%A4%D0%98%D0%9B%D0%9E%D0%A1%D0%9E%D0%A4%D0%98%D0%AF%20(%D0%BE%D1%82%20%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87.,%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%2C%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%20%D0%B8%20%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8.

  • Философия : учеб. пособие / А. В. Шуталева, Н. И. Савцова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 112 с.

    2. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука). Философское мировоззрение, его особенности.

    Мировозрение- система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.[1]

    Мировоззрение может быть:

    • идеалистическим;

    • материалистическим.

    Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй критерий носит предметный характер: речь идет о реальности – природной или социальной, которая получает свое обобщенное теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. Третий критерий – универсально-синтетический, т.е. охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.

    Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука)

    Мифология – древнейшая форма общественного сознания, сочетающая как рациональное, так и сверхъестественное восприятие действительности. Мифы впервые пытаются ответить на фундаментальные вопросы познания - о происхождении Вселенной, Земли и человека; они объясняют природные явления; ставят проблему жизни, смерти и судьбы человека, поднимают вопросы его чести и долга. Мифы одухотворяют природу; устанавливают иерархию «миров» (боги, люди, демоны); «объясняют» взаимодействие сверхъестественных сил с человеком. Кроме того, существует практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач: хозяйство, защита от стихии и т.д.

    Религиозное мировоззрение закономерно наследует яркую образно-эмоциональную специфику мифа и базовые начала мироустройства, изложенные в нём. Основной особенностью и отличием религии как мировоззрения становится вера в «Божественное начало», сотворившее мир, а источником знания служит «откровение», посланное избранным «пророкам» и позднее записанное в «священных текстах». Религия формирует этико-эмоциональное восприятие действительности. Рефлексия, то есть абстрактно-теоретические размышления, обращённость мысли на саму себя, для религиозного сознания вторична. Основными мировыми религиями сегодня являются буддизм, христианство, ислам, весомыми национальными религиями остаются индуизм, иудаизм, синтоизм. В современном мире религии выполняют важную консолидирующую, культурологическую и нравственно-воспитательную функцию. Между тем, в мире по-прежнему остаются острыми проблемы веротерпимости и религиозного экстремизма.

    Научное мировоззрение основывается на познании и теоретическом осмыслении законов развития природы и общества. Главный вопрос науки – каковы законы объективного мира. Предмет науки заключается в изучении объектов действительности для получения объективных знаний о мире. Главная задача ученого – создание объективной картины мира, что обусловливает необходимость в получении точного знания и формулировании теорий, истинность которых может быть подтверждена экспериментально. Основополагающее назначение науки состоит в поиске закономерностей, поскольку они позволяют не только описывать, но и объяснять явления объективного мира: «Наука есть система отношений, среди которых законы – универсальные отношения». С наукой философию роднит опора на теоретические методы проведения исследований, применение логического инструментария, позволяющего обосновывать, разрабатывать достоверные общезначимые принципы и положения

    Философское мировоззрение, его особенности:

    Философское мировоззрение возникает как, прежде всего, критическое отношение к мифу или, позднее, к религиозному догмату. Философское знание носит предельно общий характер, оно логично, системно и теоретически оформлено. Основная специфика философии в том, что она, имея очень много общего с научным знанием (предмет, методы, чёткий понятийный аппарат), не является только лишь наукой, но предстаёт предельным обобщением всех существующих, ранее накопленных человечеством знаний, в том числе, и конкретных знаний о природе, обществе, мышлении. Философия традиционно составляла мировоззренческую и методологическую основу гуманитарных наук, однако сегодня её постулаты становятся важны для физики, астрономии, биологии, генной инженерии, медицины. Для философии как формы познания остаётся чрезвычайно значимой нравственная составляющая познания и существования. Философские рассуждения наполнены ценностными выражениями, затрагивающими вопросы счастья, надежды, веры, любви. «Стремясь» к научной объективности и беспристрастности, философия, между тем, изначально субъективна, и не может не быть таковой: рассматривая мир через призму человеческого «я», она стремиться постичь окружающее мироздания путём придания ему личностной теплоты.[2]

     Особенности:

    - это рациональное объяснение действительности

    - философия имеет понятийно-категориальный аппарат

    - философия носит системный характер

    - философия носит рефлексивный характер

    - философия носит ценностный характер

    - философия носит оценочный характер[3]

    Источники:

    1. http://ponjatija.ru/taxonomy/term/1184

    2. https://belui.mvd.ru/upload/site131/document_file/Filosofiya_uchebnik._Antonov_E.A.doc

    3. https://studizba.com/lectures/117-jurisprudencija/1789-filosofija-prava/35115-3-osobennosti-filosofskogo-mirovozzrenija.html

    Философский словарь:

    1. Аксиология- это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни.

    2. Бытие- 1.в самом широком значении — существование. Понятие бытия — центральное философское понятие. 2.В более узком - бытие — предмет изучения онтологии.

    3. Гносеология- это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

    4. Гуманизм- (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

    5. Диалектика- это логико-философский метод рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.

    6. Идеалы- образец совершенства, образ, к которому следует стремиться в поведении и деятельности.

    7. Идеология- это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики и служит формой или санкционирования и закрепления существующего в обществе господства и власти, или радикального их преобразования.

    8. Категории- это предельно общее фундаментальное понятие, выражающее наиболее существенные отношения тех или иных областей действительности, знания и деятельности.

    9. Метод- совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

    10. Методология- тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности.

    11. Мировоззрение- система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

    12. Мифология- возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки научных знаний, эстетического мироощущения.

    13. Онтология- это учение о бытии, выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения

    14. Метафизика- философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия.

    15. Плюрализм- философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей.

    16. Объективный- принадлежащий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему.

    17. Субъективный- выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.

    18. Теоцентризм - это религиозное мировоззрение, в основе которого лежит рассмотрение Бога, как создателя всего сущего.

    19. Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.


  • написать администратору сайта