Главная страница

семинарское занятие 1. Философия и ее роль в обществе


Скачать 18.16 Kb.
НазваниеФилософия и ее роль в обществе
Анкорсеминарское занятие 1
Дата23.09.2021
Размер18.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминарское занятие 1.docx
ТипСеминар
#235952

Семинарское занятие 1

Тема: «Философия и ее роль в обществе»

Перед человеком стоят не только вопросы, связанные с решением

повседневных практических задач: житейских, производственных и т.п. Он

пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет


собой окружающий мир, каково место и предназначение в этом мире человека?


Что лежит в основе всего существующего – материальное или духовное начало?

Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли

человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем

смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и

зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других

вопросах, которые называются мировоззренческими.

9

Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и

здравый смысл, на веру в Бога или же на знания, добытые наукой к настоящему

времени. Другими словами, эти размышления зависят от типа мировоззрения.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в

нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих

взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию

человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Мировоззрение всегда являет собой «сплав» разнообразных составляющих

компонентов. И как в сплаве различные сочетания составляющих, их пропорции

дают разный металл, так что-то похожее происходит и с мировоззрением.

В структуру мировоззрения входят и играют в нем важную роль,

во-первых, обобщенные знания.

Они состоят из:

а) повседневных, или жизненно-практических;

б) профессиональных;

в) научных.

Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или

отдельного человека, тем более серьезный фундамент получает соответствующее

мировоззрение.

Во-вторых, вся система ценностей (представления о добре и зле, что хорошо, а

что плохо, что получает одобрение или осуждение).

В-третьих, формы и нормы поведения.

Значимость последнего компонента – поведения – обусловлена тем, что без

практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный,

отвлеченный характер. Именно через поведение человека, его мировоззрение

находит свою реализацию. Ведь неслучайно о человеке судят не по тому, что

он говорит, а по тому, что делает.

В структуре мировоззрения от глубины отражения действительности

выделяют следующие уровни:

1) миросозерцание – фиксируются лишь внешние проявления бытия;

10

2) миропредставление – здесь создается уже цельная картина мира, но

чувства и рассудок еще преобладают над разумом;

3) миропонимание – это самый глубокий уровень отражения, связанный с

абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

Вопрос 2. Исторические типы мировоззрения.

Историческими типами мировоззрения являются:

1) мифология;

2) религия;

3) философия.

Мифология (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, учение) –

совокупность мифов, преданий о божествах и героях, о происхождении какоголибо народа и т.д., то есть своеобразное понимание мира, характерное для

ранних стадий общественного развития, которое характеризуется целостным

представлением о явлениях природы и общественной жизни, основы которых

возводятся к сверхъестественному началу.

Таким образом, миф,

во-первых, объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований,

политических взглядов и т.д.,

во-вторых, миф выступал как единая, нерасчлененная универсальная форма

сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей

той эпохи, в которую создавался.

В мифологическом сознании человек, общество и природа представляют

собой единое и неразрывное целое (синкретизм), связанное тысячью невидимых

нитей взаимодействия и взаимопонимания.

Миф выполнял многообразные функции. С его помощью:

а) прошлое связывалось с настоящим и будущим;

б) обеспечивалась духовная связь поколений;

в) закреплялась принятая в данном обществе система ценностей;

11

г) поддерживались и поощрялись определённые формы поведения;

д) оформились коллективные представления того или иного народа об

окружающем мире и месте в нём человека.

В процессе развития первобытных форм общественной жизни миф, как

основа миропонимания, себя изжил и сошел с исторической сцены.

Однако, не прекратился начатый мифологией поиск ответов на особого рода

вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, тайны

рождения и смерти и многое другое т.е., которые составляют основу всякого

мировоззрения. Их унаследовали от мифа две важнейшие формы мировоззрения -

религия и философия.

В поисках ответов на мировоззренческие вопросы религия и философия

избрали разные пути.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - специфическая

форма мировоззрения, в которой:

во-первых, понимание мира происходит через его удвоение на

посюсторонний, т.е. земной, воспринимаемый органами чувств, и

потусторонний - «небесный»

во-вторых, в основе миропонимания, мироощущения и поведения людей –

вера в существование Бога или богов, других сверхъестественных сил, которые

господствуют над силами природы, людьми и оказывают на них определяющее

воздействие.

Являясь своеобразным, фантастическим отражением действительности,

религиозное мировоззрение, помимо представлений о «небесных» силах, обобщая

многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития

и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое

влияние на мораль современного общества.

Таким образом, религиозное мировоззрение:

во-первых, развилось из недр мифологии;

во-вторых, как и мифология, в первую очередь, апеллирует к чувствам и

эмоциям человека, к глубинным структурам человеческого сознания;

12

в-третьих, в отличии от мифа, религия не смешивает земное и

потустороннее, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных

полюса;

в-четвертых, в центр ставит поиск высших ценностей, истинного пути

жизни и утверждает «вечную» жизнь после жизни.

Основные функции религии.

1. Мировоззренческая.

2. Воспитательная.

3. Интеграционная.

4. Нравственная.

5. Эстетическая.

Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое

явление. В рамках различных религиозных вероучений складывались единые

каноны, формирующие нравственно-этические принципы. Благодаря этому

религия выступает как мощное средство социальной регламентации и

регуляции, упорядочения и сохранения духовной культуры народов. В этом

проявляется культурно-историческая миссия религии.

Качественно новым типом является философское мировоззрение. От

мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение

мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся

предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское

мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий

характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте

человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые

характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и

содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения

(философия) , представляет собой логически упорядоченную систему знаний,

характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и

принципы.


написать администратору сайта