филос ответы. философия. Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания
Скачать 148.99 Kb.
|
Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания. Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии. Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни. Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Философский принцип материального единства мира лежит в основе представлений о единстве физических законов, действующих в нашей Вселенной. Это побуждает искать такие фундаментальные связи, посредством которых можно было бы вывести наблюдаемое в опыте многообразие физических явлений и процессов. Вскоре после создания общей теории относительности Эйнштейн поставил перед собой задачу объединения электромагнитных явлений и гравитации на некоторой единой основе. Задача оказалась настолько трудной, что Эйнштейну не хватило для ее решения всей оставшейся жизни. Проблема осложнилась еще и тем, что в ходе исследования микромира выявились новые, прежде неизвестные взаимосвязи и взаимодействия. Интеграция научного знания осуществляется в различных формах и затрагивает как эмпирические, так и фундаментальные теоретические законы. Нередко интеграция начинается с применения понятий и методов одной науки в другой и завершается созданием широких междисциплинарных теорий и направлений исследования. Проблема предметного самоопределения философии, её взаимосвязь с наукой, культурой, идеологией. Сциентизм и антисциентизм в понимании предмета и сущности философии. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. Сциентизм — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Антисциентизм — философско-мировоззренческая идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и её роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука». Генезис философского знания как историческая, научная и социокультурная проблема. Цивилизационные особенности становления философии. Философия предстаёт как мыслящее мировоззрение, как существенное понимание, высшее ориентирование, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на стратегическую цель нашего пребывания в мироздании. Но с момента своего зарождение и поныне философия сталкивается со своим неприятием, с сопротивлением, с попытками отторжения. Это связано со многими факторами, и, прежде всего – с кризисными явлениями в культуре, когда многие говорят, что они изверились в философии. Однако при этом важно помнить, что кризисные явления преходящи. И хотя старые идеи низвергаются, но потом к ним обращаются вновь, и они предстают в совершенно новом ключе. Все они – «грани целостности, блики единства» Все они дополняют друг друга (античные и постмодернистские, системно-логичные и афористичные) – их единит общность проблем и глубина видения, причастность к вечности, к фундаментальным истокам мысли и человеческого существования, стремление от быта к бытию. Философия не просто тесно связана со всеми сферами культуры (наукой, искусством, религией, политикой, идеологией и пр.), но в какой-то мере является их частью, либо можно сказать наоборот, что философия объединяет в себе какие-то качества науки, искусства, религии, обыденного здравого смысла и даже мистики. Рассмотрим эти соотношения подробнее. Конечно, философия не может не учитывать науки с её стандартами, нормами и идеалами, но невозможно превратить философию в строгую науку, так как у философии есть и свои самодостаточные способы постановки проблем, обоснования прозрений. Философия изначально и принципиально плюралистична, а естествознание в своих выводах – однозначно. Философия потому и существует, что есть вопросы, на которые наука никогда не даст ответа. Нельзя научно обосновать свободу. Хотя учёные – люди свободные, но их мысль разворачивается в жёстких рамках установленных закономерностей, фактов и обстоятельств, неумолимой логики. Философская же мысль может быть непроизвольна, внерациональна, она может быть и афористична, и эссеистична и даже деконструктивна. Это пример свободного вдохновения, могущего строить любые воображаемые миры. Философия – пограничное знание, она всегда на грани знания и незнания, сокрытого и несокрытого. Особенно ясно отличие языка философии от научного, в первую очередь естественнонаучного, видно при сравнении словарей. Если в словаре естественной науки каждому термину дано чёткое определение, указаны способы и области его применения, и лишь в редких случаях упоминается имя учёного, впервые употребившего данный термин, то совсем иная картина в философском словаре. До 90% его содержания составляют исторические справки, сообщающие о том, кто и в каком смысле употреблял обсуждаемый термин. То есть в философском словаре больше представлена история понятий и принципов – своего рода эпизоды развития языка философии, в то время как словарь конкретной науки даёт теорию понятий и принципов. Проблемные поля философии и религии особенно близки. Возможно, религиозное сознание более канонично и догматично, а философия в качестве субстанции может брать любое начало: идея, абсолют, хаос, жизнь, воля, материя, Дао, единое и пр. Философская рефлексия может органично дополнять данность мира в религиозном и мистическом опыте. Если знакомиться с философскими текстами, то становится явным, что у каждого философа есть свой стиль письма, так же как и каждый писатель, работающий в сфере художественной литературы, имеет свой неповторимый стиль. В философских текстах часто используются тропы, образы, напоминающие художественные – все это сближает философию с искусством. В то же время философский язык гораздо ближе к обыденному, разговорному языку, чем, например, язык науки. Философствование включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явлений. В обыденной жизни нередко проявляется такой феномен человеческой жизни как мудрость. Мы можем сказать «мудрый человек», «мудрый философ», но вряд ли скажем «мудрый инженер» или «мудрый химик». Не случайно слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». В своей любви к мудрости, философия, охватывая все достижения культуры, осмысляет их, выделяет самое главное, существенное. Но это происходит не только в форме отстраненного анализа, но через глубокую заинтересованность, переживание и сочувствие. Античная картина мира. Космоцентризм, его философские и научные аспекты, ценностно-познавательные ориентиры. 7-5 до н.э. Начало античной философии. Досократический период, натурфилосовский, ищут первоначало мира 5-кон. 4 в до н.э. Классический (непревзойдённый) период, созданы основные философские системы (Сократ, Платон, Аристотель) от природы к человеку Кон 4-2 в до н.э. эллинистический, эллинизм – период в истории восточного средиземноморья со времён Александра Македонского (334-324) до 33 н.э. появление философских школ, перипатетики, академическая философия (академия Платона), стоицизм, скептицизм, эпикуризм. Переход от комментаторства учений к проблемам этики и рождение философии практического характера. 1 до н.э. – 5-6 в. н.э. Римская философия, продолжают быть филосовские школы, 3 направления: стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуризм (Тит Лукреций Кар) В 3-5 веках неоплатонизм (Плотин) – играет роль моста между языческой и христианской культурой Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается - никто не знает. Античный диалог как форма философствования. Дискурсивная и эзотерическая формы философского знания: традиции и современность. Форма философствования Сократа – диалог, предполагающий непосредственный контакт собеседников, совместный поиск истины. Философская деятельность Сократа носила форму диалогов, бесед и споров. Он сознательно отказывался от письменных сочинений, считал их преградой, мешающей общению людей; диалог же – подлинная, «живая и одушевленная речь знающего человека. Вне настоящего диалога, согласно Сократу, нет подлинной мудрости, но возможны мнимомудрость и многознайство. В сократовском диалоге каждый из собеседников выступает как равный. В диалоге имело целью ориентировать собеседника на самопознание, на раскрытие последним своего внутреннего мира. Поэтому искусство задавать вопросы Сократ рассматривал как средство, с помощью которого он содействует «рождению» истины в голове собеседника, помогает ему «разрешиться» от бремени мыслей. Это вопросно-ответное (диалектическое) искусство он сравнивал с повивальным искусством и в шутку называл «майевтикой». В философии античности закладываются фактически все модусы существования философии в культуре: учение, доктрина, дискурсивная практика дискуссии, эзотерические формы философствования, философия как образ жизни. Эзотеризм — философское мировоззрение субъективного познания Природы, по утверждению апологетов и лидеров множества течений, доступное лишь ограниченному кругу лиц. ДИСКУРС – в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения. Средневековая картина мира. Теоцентризм и креационизм как мировоззренческие принципы. Основные этапы развития средневековой философии. Космоцентризм уступает место теоцентризму. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Характерны идеи догматы христианства Личностная форма единого бога-отца, растворяющего единство в многообразии форм Догмат о творении мира за 7 дней Патристика — II—VII века Схоластика — VIII—XV века Одним из представителей ранней средневековой философии является Блаженный Августин Аврелий (354—430 гг.) — епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на становление христианства в средневековом обществе. Фома Аквинский (Ангелический Доктор) (1225 или 1226—1274) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизаторортодоксальной схоластики, в 1323 г. был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя). Философия и религия как мировоззренческие оппозиции: онтологические и гносеологические основания. Вера и разум как фундаментальные категории средневекового мышления. Онтология — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своём классическом понимании есть знание о предельно общем». В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий). Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной. Гносеология — теория познания, раздел философии. Основные проблемы эпистемологии Проблема истины Истина и смысл Проблема метода Сущность познания Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл) Эмпирический и теоретический уровень познания. Принципы познания Вера (интуиция) и знание Структура и формы опыта Специфика и критерии научного познания. Понимание и объяснение Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Антропоцентризм как мировоззренческий ориентир Возрождения и научной революции XVI-XVII веков. 2 пол. 13 в. – предвозрождение 14 в. – раннее возрождение 15 в. – зрелое возрождение Нач. 16 – нач. 17 вв. – позднее возрождение Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени. Проблематика генезиса и точки отсчёта научного знания. Дискретная и континуальная модели развития науки, их философские основания. В формировании и последующей динамике науки выделяют две длительные стадии – зарождающаяся наука (преднаука) и собственно наука (научно-теоретическое знание). Для возникновения науки необходимы предпосылки рационального познания действительности, что связано изначально со стремлением общества к новациям, дискуссионности и с установкой на доказательность высказываемых мнений. Такие условия не характерны были для древних цивилизаций Востока, где царила традиционность, знания носили рецептурный характер, что ограничивало прогностические возможности получения новых знаний. Иные социокультурные условия изначально сложились в древнегреческой культуре, поэтому именно античность сформировала предпосылки для перехода от мифологического к научному знанию. Открыв способность мышления работать с идеальными объектами (т.е. объектами, сконструированными мыслью и приспособленными ею же для своей специфической деятельности), античность тем самым пришла к рациональности. Античная рациональность – это открытие способности мышления свободно, не испытывая ограничений, осмысливать окружающий (ближний и дальний) мир. Однако, рациональность ничем не ограниченная, рациональность, не опирающаяся на эксперимент и теоретическое естествознание, еще не может быть названа научным знанием. Становление теоретического естествознания (16 – 17вв) и развитие экспериментального метода становятся важным этапом на пути к формированию науки. Собственно наука как феномен и ценность культуры оформляется к 17 веку. В целом, развитие науки происходит остенсивным (постепенное накопление знаний) и интенсивным (научная революция) путем, причем последний играет в науке решающую роль, т.к. смена исследовательских установок, программ приводит к качественному изменению научного знания. Таким образом, развитие науки представляет собой единство поступательного и скачкообразного процессов (постепенное накопление фактов, научных знаний и «скачки», связанные с новыми открытиями, производящими существенные изменения и даже переломы в системе научных знаний). В результате научных революций происходит коренная ломка устаревших идей, целостных теоретических систем и предлагаются новые гипотезы и теории, формирующие парадигмальные установки научного развития. По мнению Т. Куна научная революция представляет собой период распада господствующей парадигмы, конкуренцию между альтернативными парадигмами и, наконец, победу одной из их, т.е. переход к новому периоду «нормальной науки» (период спокойного остенсивного развития научного знания, когда безраздельно господствует установившаяся научная парадигма). Т. Кун показал, что развитие научных школ осуществляется не линейно в постоянном приращении знания, а континуально или непрерывно в рамках заданной парадигмы и в то же время – дискретно при переходе от одной научной школы или парадигмы к другой. Далее надо вспомнить про то, что такое парадигма и нормальная наука, а также, что такое научная революция. Когда идёт развитие, дополнение нормальной науки, то это континуальная модель, а если развитие идёт путём революции, то это дискретная, вот как… Научная революция как феномен культуры. Картина мира, парадигма, научно-исследовательская программа. Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями. Так, отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (De Revolutionibus), то есть с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого «Математические начала натуральной философии» было опубликовано в 1687 году, обычно называют периодом «научной революции». Содержание «научной революции» любого периода заключается в том, что учёные делают научные открытия в различных областях наук, то есть устанавливают «неизвестные ранее объективно существующие закономерности, свойства и явления материального мира, вносящие коренные изменения в уровень познания». |