Главная страница
Навигация по странице:


  • Философия и идеология. Наврус Г.В. Философия и идеология. Философия и идеология


    Скачать 42.98 Kb.
    НазваниеФилософия и идеология
    АнкорФилософия и идеология
    Дата21.07.2022
    Размер42.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНаврус Г.В. Философия и идеология.docx
    ТипКонтрольная работа
    #634360

    Частное учреждение образовательная организация высшего образования

    "Омская гуманитарная академия"

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по учебной дисциплине: Философия 

    на тему: Философия и идеология




    Выполнил(а):

    Наврус Г.В.

    Направление подготовки: Экономика

    Форма обучения: заочная

    Оценка: ______________ _____________________

    Подпись

    “____”_________20___ г.


    Омск, 2022

    Содержание





    Введение

    3

    1

    Понятие философии

    4

    2

    Понятие идеологии, её назначение и функции

    6

    3

    Отличие идеологии от философии

    10

    4

    Взаимоотношение идеологии с философией

    11




    Заключение

    13




    Список использованных источников

    15


    Введение
    Переплетение идеологии и философии закономерное явление. Философия - есть форма духовной деятельности, направленной на постановку и решение мировоззренческих проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека.

    Если в центре внимания философии – выявление возможностей и обязанностей человека во всей их полноте, проистекающей из его положения и предназначения в мире, то идеология имеет дело не столько с человеком вообще, сколько с частным человеком, занимающим конкретное место в конкретном социуме. Философия помогает идеологии избежать аутизма, замкнутости человека, социальной группы на собственные интересы, которые неизбежно приобретают самодовлеющее значение, если рассматриваются вне общего понимания сущности человека.

    Философия выступает не только в качестве методологии, но и как наука. В этом своем качестве, со своими законами, понятиями, методами познания, она снабжает идеологию обширной информацией о разных сторонах общественной жизни, принципах ее функционирования и путях ее познания. Без учета этих знаний никакая идеология по существу, не могут длительное время существовать и оказывать реальное влияние на происходящие в общественной жизни события.

    Идеология присутствует в жизни общества очень давно и определяется как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности.
    1. Понятие философии

    Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

    Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

    Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

    Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего «любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в него другой смысл.

      Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более «философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в жизни.

    С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс, существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.

    По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.

    Цель философии - знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность - не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, а лучше нет ни одной».

     Значение философии не в практической полезности, а в нравственной, потому что философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и общественного развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее ее специфике своеобразие.

    Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.
    2. Понятие идеологии, её назначение и функции

    Слово «идеология» ввел в оборот французский экономист, философ, политический деятель Дестют де Траси в своем 4-х томном труде «Элементы идеологии» в 1815 году. Дестют де Траси определил идеологию как науку о мыслях людей, занимающуюся выработкой, формулированием и распространением идей.

    С точки зрения автора учебника «Философия» Алексеева П.В.: «Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов».

    Идеология состоит из идеалов, целей и ценностей и отражает потребности и интересы больших групп людей - слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами.

    Иногда в объект идеологии включают не только социальную реальность, но и природу.

    Главное назначение идеологии - в выработке систем ценностей, в обосновании того, что должно быть и чего не должно быть в социальном мире.

    Автор учебника «Философия. Учебник для вузов» В.В. Миронов выделяет следующие функцииидеологии:

    1. Формирование определенного понимания социальной действительности.

    Идеологии реализуют потребность людей в формировании такого отношения к реальности, которое помогает человеку, социальной группе лучше представлять свое положение, сделать свою деятельность эффективной с точки зрения осуществления своих личных и групповых интересов. Эта черта идеологии находит свое выражение в том, что идеологическая картина мира создается посредством особых форм общественного сознания:

    а) ценности, которые выступают в роли норм и помогают людям ориентироваться в социальной действительности, различать то, что имеет для них положительное значение, и то, что имеет для них значение отрицательное.

    б) идеалы, являющиеся разновидностью ценностей, представляют мысленный образ цели деятельности коллектива людей, общественной группы, объединенной общим социальным положением и вытекающими из него общими задачами.

    2. Двуединая апологетико‑критическая функция.

    Идеология может быть выражена в двух формах:

    а) позитивной (обоснование ценностей, идеалов, выдвижение привлекательных лозунгов). От позитивной стороны идеологии, прежде всего, зависит степень её общественной поддержки;

    б) негативной (критика экономического, политического, социального порядка).

    3. Приведение общества к состоянию устойчивости, стабильности или, наоборот, противостояние этому.

    Идеология играет в этом процессе первостепенную роль: она может способствовать сплочению, а может, наоборот, препятствовать ему, стимулировать разрушительные процессы.

    При этом важно иметь в виду, что преодоление раздробленности, достижение социального и политического сплочения не требует с необходимостью создания и утверждения обязательной для всех и каждого идеологии, насаждения единомыслия.

    Вместе с тем стабильности, устойчивому развитию общества не способствует и его чрезмерная идейно‑политическая раздробленность, которая проявляется в существовании и противоборстве десятков идеологических течений, партий, движений. Такое состояние - показатель того, что нация утратила четкие и притягательные для большинства граждан экономические, политические, духовные ориентиры, фрагментирована на разрозненные группы, не способные определить общие цели и пути их достижения.

    Еще одно важнейшее условие стабильности общества: оно должно быть свободно от влияния экстремистских идеологий, разжигающих ненависть, вражду, конфликты на расовой, этнической, религиозной, социальной почве. Даже самые толерантные государства предусматривают в своем законодательстве правовые нормы, позволяющие стране защищать себя от угрозы экстремизма любого толка.

    4. Программирование человеческого поведения путем манипулирования сознанием.

    Любая идеология стремится оказывать влияние на поведение людей через воздействие на их сознание.

    Для этого необходимы следующие условия:

    а) обладание определенной силой внушения;

    В общем и целом эта сила тем больше, чем адекватнее идеология социальной действительности, чем эффективнее она с точки зрения обеспечения интересов и потребностей тех или иных общественных групп. Это означает, что идеология должна обладать определенным минимальным уровнем интеллектуальности, рациональности.

    Механизм социального внушения и лежит в основе того парадокса идеологий, благодаря которому личное, интимное может принимать характер общественно-симптоматического.

    Идеологические системы обращены не только к мыслям, но и к чувствам, воздействуют не только на умы, но и на сердца людей, несут в себе не только рациональные, но и иррациональные элементы.

    б) создание механизмов внедрения идеологии в сознание людей;

    Такие механизмы складываются из личностей и организаций, которые придумывают способы и средства их внедрения, а также осуществляют само это внедрение, программируют поведение людей через программирование их сознания.

    Программирование превращается в манипулирование, когда его сознательной целью становится формирование у той или иной социальной группы, у общества в целом представления о реальности, о вытекающей из него модели поведения, которое нужно идеологам.

    Основная форма манипулирования - пропаганда, т. е. деятельность по обоснованию тех или иных экономических, политических, социальных и иных позиций, установок, программ, решений власти, партий, общественных организаций.
    3. Отличие идеологии от философии

    Идеология, как и философия, состоит из понятий, суждений, идей, учений, теорий, мнений, воззрений человека, групп людей, социальных слоев на социальную реальность.

    Между тем идеология имеет свою специфику:

    1) идеология выражает отношение определенных общностей людей (социальных слоев, этносов, классов, населения стран, всего человечества) к социальной реальности посредством формулирования принимаемых и разделяемых данной общностью идеалов и ценностей.

    2) ориентирует отдельного человека, общности людей на социально‑практическую деятельность, на решение конкретных проблем, задач, от которых зависит реализация интересов, ценностей, идеалов данной общности.

    Исторически различные идеологические концепции играли значительную роль в мобилизации людей на достижение определенных целей.

    Идеология не только формулирует ценности и идеалы, не только ориентирует на их достижение, но и предлагает направления, пути, ведущие к осуществлению этой цели.

    3)ставит целью выработку определенного понимания действительности, но это понимание не принимает форму научной теории.

    Совокупность идей, из которых состоит идеология, не поддается процедурам проверки, применяемым в естественных и гуманитарных науках. В современном мире существует огромное количество идеологий и очень многие из них претендуют на научность, на то, что именно они являются единственно верными, единственно истинными.

    Идеологии возникают не из чисто умозрительных соображений, никак не связанных с действительным миром, с жизнью людей. Они опираются на данные гуманитарных и общественных наук, на философию, на реальные факты, явления, события, на знание об общественных и природных закономерностях. Без этого идеологии не имели бы никакого практического значения, они бы лишь дезориентировали людей, подталкивали их к действиям непродуктивным, бесполезным с точки зрения достижения их целей, реализации их интересов. Идеологии описывают и объясняют действительность субъективно, так как смотрят на нее глазами определенных социальных общностей (слоя, этноса, класса, народа), через их интересы и потребности, поэтому они не претендуют на отражение действительности такой, какая она есть, вне сознания и независимо от сознания субъекта.
    4. Взаимоотношение идеологии с философией
    Все общественные науки идеологичны в разной степени. Философия как обществоведческое знание и как система идей о мире вовлечена в классовом обществе в идеологический диалог и политические столкновения.

    Как писал известный философ Юшкевич П.С.: «Философское миросозерцание не может не быть идеологией, не может превратиться в одну чистую космическую поэзию».

    Определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии проявляются в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических доктрин. Действительно, в зависимости от того с каких философских позиций - материалистических или идеалистических, теологических или телеологических - смотрят идеологи на мир, от этого в значительной степени зависят их идеологические воззрения.

    Философия выступает не только в качестве методологии, но и как наука. В этом своем качестве, со своими законами, понятиями, методами познания, она снабжает идеологию обширной информацией о разных сторонах общественной жизни, принципах ее функционирования и путях ее познания. Без учета этих знаний никакая идеология по существу, не могут длительное время существовать и оказывать реальное влияние на происходящие в общественной жизни события.

    Переплетение идеологии и философии вполне закономерно. Философия есть форма духовной деятельности, направленной на постановку и решение мировоззренческих проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека.

    Если в центре внимания философии - выявление возможностей и обязанностей человека во всей их полноте, проистекающей из его положения и предназначения в мире, то идеология имеет дело не столько с человеком вообще, сколько с частным человеком, занимающим конкретное место в конкретном социуме. Философия помогает идеологии избежать аутизма, замкнутости человека, социальной группы на собственные интересы, которые неизбежно приобретают самодовлеющее значение, если рассматриваются вне общего понимания сущности человека.

    Заключение

    На основании всего вышеизложенного хотелось бы сделать несколько выводов по данной теме.

    Идеология присутствует в жизни общества очень давно и определяется как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности.

    Идеология - это явление историческое, так как идеологических учений было много в прошлом и много существует в наше время, в виде сложившихся течений.

    Большинством вопросов философии занимается идеология (например: воззрения человека, группы людей на социальную реальность). Чтобы не растворить идеологию в философии, мне пришлось определить их отличительные черты. Таким образом, я сделала выводы, что характер идеологии, ее направленность и качественная оценка зависят от того, чьим социальным интересам она соответствует. Идеология не претендуют на отражение действительности такой, какая она есть, вне сознания и независимо от сознания субъекта.

    Я согласна с мнением о том, что идеология сформировалась с возникновением государства и образованием политических партий. На всех этапах развития философии, происходило её взаимодействие с идеологией, даже когда не был еще сформирован термин «идеология». Поскольку формирование философии всегда сопровождалось возникновением и разработкой идей развития общества, государства, социальной действительности. Каждому историческому этапу развития общества присущи идеологические обоснования социальной реальности.

    По моему мнению, самое обстоятельное и аргументированное толкование идеологии, ее сущности было дано основоположниками марксизма и их последователями. Они определяют идеологию как систему взглядов и идей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся в закреплении или изменении существующих общественных отношений.

    Любая влиятельная идеология является партийной. Это проявляется в том, что идеология выражает политические и социально-экономические интересы классов и социальных групп через борьбу политических партий и общественных организаций за политическую власть.

    Список использованных источников

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608 с.

    2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

    3. В.М. Межуев Философия, как идеология. Философский журнал, М, 2017. Т. 10. № 4. С. 171–180 http://www.intelros.ru/readroom/fg/zh4-2017/34792-filosofiya-kak-ideologiya.html

    4. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное.– М.: Изд-во РЭА, 1998. - 288 с.

    5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. – 368 с.

    6. Сыродеев А.А.Философия и идеология: иллюзия деидеологизации (обзор «круглого стола»), Вопросы философии. 2018. № 7. С. 207–217

    7. Философия. Учебник для вузов. Под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с.


    написать администратору сайта