Марксизм. МАРКСИЗМ. Философия к. Маркса (18181883) философия к. Маркса. Какая она
Скачать 3.51 Mb.
|
ФИЛОСОФИЯ К.МАРКСА(1818-1883)ФИЛОСОФИЯ К.МАРКСА. КАКАЯ ОНА?Сложность и особый интерес к философии К.Маркса определяется тем, что существует марксизм как идеология, сыгравшая большую роль в 19-20 веках. Найти философское содержание, различить Маркса-философа и Маркса-идеолога - непростая задача.Интерес к Марксу-философу пришел в 20 веке.В области философии Маркс всегда считал себя последователем Гегеля. С университетских лет Маркс близко общался с наиболее видными гегельянцами. Был редактором «Новой Рейнской газеты»- младогегельянского печатного органа.С другой стороны, велико влияние философии Фейербаха.Наиболее оригинальны и влиятельны идеи Маркса в сфере философии истории и философской антропологии.Почему не классика?
Утопический социализм СЕН-СИМОН (1760-1825), ФУРЬЕ (1768-1830)Новый проект построения общества, основанный на упразднении индивидуалистического способа производства и на равенстве в изобилии.«ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ» 1844г.Маркс усиленно работал над проблемами сущности и существования человека, его свободы и рабства, отчуждения и преодоления отчужденности.Мысль о социальной природе человека возникает у Маркса сразу. Сущность человека – «ансамбль общественных отношений» («Тезисы о Фейербахе»).В человеке все очеловечено, поскольку человек как индивид существует в связях и отношениях с другими людьми. «История отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших ему или современных индивидов».Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)«Сущность христианства» - антропологическое истолкование понятия отчуждение.«Религия создана недолжным обособлением индивида, который, перестав признавать в человечестве продолжение себя, эту же собственную сущность олицетворил в мифическом существе». В отличие от материалистов 18 века философ видит основную причину существования религии не в необразованности, а в природе человека. Тайна теологии в антропологии. Если для Гегеля предельной формой отчуждения выступала природа и все природно-эмпирическое (непроработанное), то для Фейербаха это дух. Человек опосредовал отношение к самому себе. Вместо того чтобы относиться к себе и к другим непосредственно, он относится через Бога. Причины такого отчуждения коренятся в воображении.Социальное отчуждение
ПРАКТИКАЧеловек, создавая предметы (опредмечивание) – нечто иное, чем он сам – реализует себя в природе, превращает ее в очеловеченную природу. Природа – великая мастерская для человека. «Природа есть неорганическое тело человека».Производя, реализуя в предметной среде свою сущность, человек одновременно изменяет самого себя. Именно в переработке предметного мира человек действительно утверждает себя как родовое существо.Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни.Подлинным проявлением сущности человека является практика. Преобразуя практической деятельностью природу, человек изменяет и общественные отношения.ТРУД
ТРУДУ Гегеля предмет, вся предметность вообще, выступает для человека как отчуждение лишь до тех пор, пока не будет осознана в духовной сущности. У Маркса наоборот: человек не знает о своей предметной, чувственной, телесной сущности как самой глубокой и последней.Внутри капиталистической экономики происходит нечто ужасное. Процесс производства лишает рабочих их человечности, отчуждая их от труда. Труд и продукты труда становятся товарами.Отчужденный труд отчуждаетприроду идеятельную функцию человека, его жизнедеятельность, тем самым отчуждает род, он превращает для человека родовую жизнь в средство для поддержания индивидуальной жизни.Сама производственная жизнь оказывается для человека лишь средством для удовлетворения потребности в сохранении физического существования.МАРКС И ЭНГЕЛЬС1844 - знакомство1848 – «Манифест коммунистической партии»1867 – 1 том «Капитала»(остальные тома были изданы Энгельсом после смерти Маркса)Маркс выступил с критикой либеральной мысли, рыночного порядка. Маркс открыл эксплуатацию человека человеком, выраженную в том, что капитал господствует над трудом, что прибавочная стоимость (то есть неоплаченная часть труда) позволяет накапливать богатства.Философия истории К.Маркса1.этап: Социальное отчуждение огромно и всесильно (вся история традиционных обществ до появления современного индустриального общества попадает в этот этап).2 этап: Современное Марксу общество индустриального типа, с мировым информационным и финансовым рынками, наемным трудом и правовым обеспечением личной свободы индивида. Господство социального отчуждения наиболее наглядно воплощено в деньгах. «Свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит в кармане». Речь идет не только о деньгах, но и о других социальных феноменах. 3 этап: ПРИСВОЕНИЕ человеком всех накопленных человеческих сил и потенций. Вместо частичного или абстрактного индивида должен развиться человек «универсальных потенций», воплощающий в себе все накопленные культурные творческие потенции рода.ФОРМАЦИИ
КОММУНИЗМ: СОЮЗ СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет разделение труда, когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни, когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производственные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права».Этап 1: переход от капитализма к социализму - низшей фазы коммунизма (сохраняется государственность).Этап 2: высшая фаза коммунизма.Коммунистическое общество
Материалистическая диалектикаДиалектически развивающаяся объективная материальная действительность признается первичной, отражением этой действительности является мыслительная деятельность человека. Иными словами, «диалектика вещей» отражается в «диалектике понятий». Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Марксизм указывает на естественные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания. Марксистская методология материалистической диалектики оказалась способной объяснить не только социальные явления капитализма, но и практически все сферы современного социального бытия.НеомарксизмСуть неомарксизма заключается в критике классического марксизма и советского социализма. Его сторонники, развивая прежде всего гуманистические принципы марксистской философии, считали необходимым обновить марксизм, дополнив его положениями неофрейдизма, экзистенциализма и герменевтики.Неомарксизм: Георг Лукач (1885-1971)Венгерский философ и революционер.«Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества», «К онтологии общественного бытия». Несмотря на то что не произошло абсолютного обнищания пролетариата, а напротив, жизненный уровень рабочего класса поднялся, суть капитализма не изменилась. Более того, процессы отчуждения приняли более тонкие формы. Под воздействием его работ во Франкфурте был организован Институт социальных исследований, который затем переехал в Нью-Йорк. Наиболее известные философы, сотрудничавшие с этим Институтом: Беньямин, Маркузе, Фромм, Поллок и др.Неомарксизм: Герберт Маркузе (1898-1979)«Одномерный человек»Индустриально развитое общество нашей эпохи по природе своей одномерно – в экономике все приводится к прибыли, в политике – к репрессивной терпимости, униформизму, манипуляторству, в культуре – к коммерциализации.Литература:Ойзерман Т.И. Возникновение марксизма. Претель Д. От философии марксизма к философии Маркса. Рокмор Т. Маркс после марксизма. Философия Карла Маркса. |