Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфика философского знания. Можно выделить следующие особенности философского знания

  • Функции философии Мировоззренческая функция

  • Методологическая функция

  • Аксиологическая функция

  • Воспитательно-гуманитарная функция

  • Прогностическая функция

  • Основной вопрос и основные направления философии. Основным

  • апрапрапр. Лекция 1. Модуль 1.. Философия как форма духовной культуры. Специфика предмета философии


    Скачать 24.16 Kb.
    НазваниеФилософия как форма духовной культуры. Специфика предмета философии
    Анкорапрапрапр
    Дата06.03.2022
    Размер24.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 1. Модуль 1..docx
    ТипЛекция
    #384793

    Лекция 1.

    Тема: «Философия как форма духовной культуры. Специфика предмета философии.

    План.

    1. Что такое философия?

    2. Специфика философского знания

    3. Функции философии

    4. Основной вопрос и основные направления философии.



    Всё, что существует мы можем разделить на две большие области (сферы, группы) — это природа и культура.

    ПРИРОДА КУЛЬТУРА

    Природа — это то, что существует само по себе, не созданное человеком, всё естественное.

    Культура — это то, что само по себе не существует, созданное нами, искусственно созданное.

    Любой окружающий нас объект относится либо к сфере природы, либо к сфере искусство.

    Теперь возьмём культуру и скажем, что она в свою очередь делится на 2 большие области (сферы) — это материальная и духовная культура.

    В чём разница между ними? Наверно, все хорошо знают.

    Теперь возьмём духовную культуру и скажем, что она в свою очередь тоже делится, только не на две области, а уже на несколько областей (сфер, видов, форм). Основными формами духовной культуры является наука, религия, искусство, философия.

    НАУКА РЕЛИГИЯ ИСКУССТВО ФИЛОСОФИЯ

    Т.О, философия — это не наука, в том смысле, что она отдельная, самостоятельная, специфическая форма духовной культуры, наряду с наукой, религией и искусством.

    В чём сходство всех форм духовной культуры между собой?

    Сходство, наверно, в том, что с их помощью человек будучи существом разумным, с момента появления на Земле отвечает себе на множество вопросов, которые он не устаёт себе задавать.

    А различие между ними в том, что сами вопросы задаются разные и ответы тоже даются разные. Кто такой человек? Для чего я живу? Откуда всё взялось?

    Так вот! Философия — это отдельная, самостоятельная, специфическая форма духовной культуры, которая стремиться (обратите внимание !), всего лишь стремиться, не достигает, не делает, в всего лишь стремится в наиболее общих, широких чертах объяснить всё существующее.

    А что всё существующее?

    - Природу, человека, общество, мышление, познание, сознание и т. д.

    Т.Е., философия отличается от других форм духовной культуры более широким масштабом или широтой своего охвата явлений, вещей и событий.

    Слово «философия» греческое и состоит из 2-х частей: филия переводится как любовь, софия — как мудрость, т. е. В переводе с греческого — это любовь к мудрости.

    По преданию впервые слово «философия» употребил знаменитый Пифагор, примерно в 6 в. до н.э., беседуя с одним царём он произнёс знаменитую фразу, с которой начинается в культуре человечества такое явление, как философия.

    Философские вопросы, как правило, являются масштабными, всеохватывающими, не имеющие однозначных, окончательных ответов, их часто называют «вечными» или греческим понятием «метафизическими вопросами».

    Вдумайтесь в это слово — метафизическое. Греческая приставка «мета» переводится на русский, как над, через, сквозь, а греческое слово «физика» переводится, как природа.

    Т.Е. метафизический, значит, как бы выходящий за пределы находящегося вокруг нас мира. Выходящий за рамки повседневной жизни, повседневных наших забот. Приведём примеры: как нам разбогатеть, куда поступать, как построить бизнес, как клонировать живые организмы. Это всё вопросы физические.

    А вот в чём смысл жизни, кто такой человек, откуда всё взялось, что есть добро и зло? Это вопросы метафизические, т. е. Как мы видим выходит за рамки окружающего нас мира и привычной для нас жизни.

    На вопросы первого характера мы отвечаем, на вопросы второго характера мы не можем дать однозначного ответа. Вопросы первого характера задаём часто в своей жизни, на вопросы второго характера — редко, как правило, в критические минуты своей жизни (при болезни, в случае смерти близкого).

    На вопросы первого характера отвечает такая форма духовной культуры, как наука. А на вопросы 2-го типа, метафизические — философия.

    Философия стремиться к мудрости, пытается ответить на метафизические вопросы, добраться до истины. Иначе, философия — это стремление дойти до самой сути, до оснований, до корней.

    Философия достаточно часто определяется, как наука. В философских кругах существует дискуссия является философия наукой или не является.

    Философия — это, как бы, зеркало культуры, рефлексия, своего рода третейский судья, между наукой, религией, искусством и т. п. Философия пытается, как бы, со стороны посмотреть на другие формы духовной культуры и ответить на вопрос, что они делают, чем они занимаются, как они постигают и познают окружающий мир, какую роль они занимают в жизни человека и общества.

    Молодой Маркс сказал, что философия — это «живая душа культуры». Здесь точно определяется место философии в культуре.

    Также можно сослаться и на И.Канта в «Критике чистого разума»: «Философия является завершением всей культуры человеческого разума».

    Близкую точку зрения высказал Г.Гегель: «Образованный народ без метафизика (без философии) нечто вроде храма, имеющие разнообразные украшения, но без святыни» (Гегель. Логика. М. 1970. Т.1. С. 76).

    В разное время и в разные эпохи философию пытались привлечь, перетянуть на свою сторону, сделать её своей, союзником и даже служанкой. Например, в период средневековья философия являлась «служанкой богословия».
    Специфика философского знания.

    Можно выделить следующие особенности философского знания:

    • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

    • носит предельно общий, теоретический характер;

    • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

    • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

    • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

    • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

    • имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

    испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

    • в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

    • опирается на категории — предельно общие понятия;

    • неисчерпаемо по своей сути;

    • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

    Функции философии

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Роль критической функции- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

    Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

    Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

    Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

    Основной вопрос и основные направления философии.

    Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

    Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

    Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

    Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

    Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

    В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

    При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

    • объективный идеализм;

    • субъективный идеализм;

    • материализм;

    • вульгарный материализм;

    • дуализм;

    • деизм;

    гносеологической (познавательной) стороны:

    • гностицизм;

    • агностицизм;

    • эмпиризм (сенсуализм);

    • рационализм.

    2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

    • материализм;

    • идеализм;

    • дуализм.


    написать администратору сайта