Главная страница
Навигация по странице:

  • Мировоззрение

  • познании

  • Воображение древнего человека создало царство мифа

  • Мифология

  • способ мировосприятия

  • космогонические мифы

  • смысло-жизненные мифы

  • мифы о появлении тех или иных культурных благ

  • Религиозное мировоззрение

  • Креациони́зм

  • догматизмом

  • конформизмом

  • рефлексировать

  • Философия как форма мировоззрения, её специфика и функции. Философия начинается с удивления (Сократ) Философия делает человека вполне человеком


    Скачать 483.97 Kb.
    НазваниеФилософия начинается с удивления (Сократ) Философия делает человека вполне человеком
    Дата23.10.2022
    Размер483.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия как форма мировоззрения, её специфика и функции.docx
    ТипДокументы
    #750218

    «Философия начинается с удивления» (Сократ)

    «Философия делает человека

    вполне человеком»

    (Соловьев)

    «Основой философии стало отчаяние» (Кьеркегор)

    Мировоззрение — это система обобщенных взглядов, представлений, оценок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека. Оно является результатом духовного освоения человеком себя и мира, своего бытия, ядром индивидуального и общественного сознания. В нем представлены в обобщенном виде познавательная, ценностная и поведенческая системы человека. От мировоззрения зависят характер и направленность поступков и действий людей.

    Обыденное мировоззрение — взгляды человека, которые формируются на основании житейского опыта и логических умозаключений.

    Обыденное мышление позволяет индивиду аккумулировать весь опыт, накопленный поколениями, для успешного его применения на практике.

    Наблюдая за другими людьми из своего окружения, прислушиваясь к советам старшего поколения, узнавая информацию из книг, человек получает определенные навыки.

    Эти представления о том, как устроено общество и мир, позволяют ему не только функционировать в настоящем времени, но и прогнозировать свое будущее.

    Обыденное мировоззрение свойственно каждому человеку, живущему в обществе.

    Благодаря обыденному мировоззрению люди осваивают следующие важные навыки:

    • самообслуживание;

    • коммуникация;

    • физический труд;

    • построение семейных, родственных отношений;

    • воспитание потомства;

    • проведение досуга;

    • празднование знаковых событий;

    • участие в ритуалах;

    • забота о своем здоровье, о безопасности

    Обыденное мировоззрение было первым, появившимся у человека. Это фундаментальный уровень, который есть у каждого из нас. Потребность в воде и пище, безопасности, удовлетворение базовых физических потребностей - необходимое условие жизни каждого человека, без которого невозможно удовлетворение интеллектуального голода, потребностей самореализации, развитии, гармонии и т.д.
    На уровне обыденного мировоззрения человек познает мир исключительно эмпирическим (практическим, опытным) путем.

    Эмпирический уровень познания (чувственное познание) - начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания). При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.



    Исторически первым типом мировоззрения у всех народов мира было мифологическое мировоззрение.

     

    Ещё с древнейших времён люди страстно желали познать и описать мир и все явления, что происходят вокруг. Когда не хватает каких-то научных знаний (о науке в нашем современном представлении в давние времена ещё и речи не было), в ход идёт воображение. Именно оно помогало объяснить всё непонятное и незнакомое.

    Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки природы, происхождения человека и самой жизни. Найти правильный ответ было практически невозможно, поэтому на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
    Мифология – это универсальная, ещё не расчленённая синкретическая («синкретизм» значит слитность, смешение, эклектизм), единая форма общественного сознания, которая доминировала на ранних стадиях первобытного (доисторического) общества.
    Как древнейшая форма духовной жизни человечества, мифы прежде всего представляют собой наиболее ранний, соответствующий первобытному обществу способ мировосприятия, истолкования окружающей действительности и самого человека. Здесь находят свое отражение практически все основные элементы мировоззренческого сознания как такового – проблемы происхождения мира (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы), проблемы рождения и смерти, судьбы, смысла жизни, человеческом предназначении (смысло-жизненные мифы), вопросы будущего, пророчества о «конце мира» (эсхатологические мифы) и др. Наряду с этим важное место занимают мифы о появлении тех или иных культурных благ: о добывании огня, земледелии, изобретении ремесел, а также установлении среди людей определенных социальных правил, обычаев и обрядов.
    Религиозное мировоззрение — второй исторический тип мировоззрения. Его специфика состоит во взглядах, представлениях, убеждениях и идеалах удвоения мира. Мир удваивается на земной мир, естественный, воспринимаемый органами чувств человека, и потусторонний — небесный, сверхъестественный, сверхчувственный, воспринимаемый религиозной верой.

    Особенности религиозного мировоззрения:

    1) это форма иррационального освоения мира, т.е. то, что лежит за пределами разума (эмоции, воля, чувства);

    2) оно направлено на внутренний мир человека, к его надеждам и тревогам, к поиску символа веры;

    3) существует в обыденной жизненно-повседневной форме;

    4) направлено на достижения единства человека и Бога

    Мифологическое мировоззрение отличается от религиозного способом представления мира. Прежде всего, мифологический тип мировоззрения исторически раньше возник. И если мифологические образы и представления многофункциональны, и в них переплетается познавательное, художественное и оценочное восприятие действительности, то религиозное мировоззрение более догматично и несёт в себе оценку происходящего. В религиозном мировоззрении признаётся отделение духовного начала человека от телесного, а мифологическом этого нет. Да и вообще, в мифологическом мировоззрении отсутствует грань между чувственным образом и самой действительностью, а в религиозном эта грань есть (понятие души и потустороннего мира).
    Креациони́зм (от лат. creare – создавать, форма creatio – создаю) – философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых, утверждающая происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего – бога.
    Философский тип мировоззрения является третьим (по времени появления) и считается самым высшим и сложным. Он, как и религия, развился из мифологии, унаследовав её мировоззренческие функции. Что же роднит все три типа мировоззрения? Их объединяет общая цель – создать картину мира, показать место человека в мире и выяснить смысл человеческого существования. Однако ответы на эти проблемы разные типы мировоззрения ищут своими путями.



    Функции философии:

    1. Гуманистическая:


    Н. Бердяев: «Философия  освобождена от тоски и скуки "жизни". Я стал философом, пленился "теорией", чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной "жизни". Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски "жизни", от ее уродства».
    В. Соловьев: «На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком».
    А. Швейцер: "В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди... Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Философия позволяет сохранить это духовное начало».


    1. Аксиологическая (ценностная):


    Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.
    Сократ: «Есть три высшие ценности: истина, добро, красота».

    Софисты: «Нет добра, единого для всех: мера всему - человек».


    1. Культурно-воспитательная функция философии состоит в том, что она дает обществу общий язык, вырабатывает единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Философия борется с


    догматизмом (способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них),
    конформизмом (бездумное следование групповым нормам, ведомость, подчинение целям группы (общества), отказ от самостоятельного мышления, от восприятия нового),
    учит человека рефлексировать (Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ), а не впадать в панику при столкновении с противоречиями и перед лицом выбора.




    Основные понятия онтологии:

    1. Бытие — это философское понятие, которое указывает на реальное существование чего-либо. Главный признак бытия — это существование. Следовательно, все, что есть — это бытие

    2. Небытие — полное и абсолютное ничто. Но бытие познаваемо лишь на фоне небытия.

    3. Ничто — пустота, из которой под воздействием бытия может возникнуть сущее.

    4. Сущее — категория, которая употребляется для обозначения всех существующих вещей и процессов

    5. Материя — всё то, что существует в объективной реальности и познаётся человеком через органы чувств.

    6. Движение — изменение всего сущего в пространстве и времени.

    7. Пространство — взаиморасположение объектов и элементов материального мира.

    8. Время — категория, предназначенная для определения продолжительности протекания процессов.

    9. Субстанция — основа мироздания, которая может быть как материальной, так и духовной.


    написать администратору сайта