Главная страница
Навигация по странице:

  • ПлотИн (204/205 -270) Концепция 1. Наличие «запредельного первоначала» (Единое). 2. Учение о космических иерархиях (Триада: Единое — Нус (Ум) — Мировая душа)

  • 3. Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого» (эманацией). 4. Недоверие к материи как к «темницам души». 5. Призыв к «восхождению души к своему истоку»

  • Неоплатонизм представляет собой синтез

  • Характерные черты: Этапы развития

  • Терминология Эманация

  • Терминология Сотериология

  • Задача души - преодолеть все низменные порывы и страсти— и путём добродетелей, аскетизма, теургии, творчества стремиться к слиянию с Единым.

  • Иерархическое строение бытия 1. Единое, Бог, Благо

  • Философия неоплатонизма Основатель неоплатонизма


    Скачать 255.86 Kb.
    НазваниеФилософия неоплатонизма Основатель неоплатонизма
    Дата26.03.2022
    Размер255.86 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла446701.pptx
    ТипДокументы
    #417150
    Философия неоплатонизма
    Основатель неоплатонизма

    Достижения:
    •  Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе;
    •  Определил Бога как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путём эманации(«излияния»);
    •  Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого;
    • Разработал сотериологию неоплатонизма.

    ПлотИн (204/205 -270) 
    Концепция
    1. Наличие «запредельного первоначала» (Единое).
    2. Учение о космических  иерархиях (Триада: Единое — Нус (Ум) — Мировая душа)
    3. Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого» (эманацией).
    4. Недоверие к материи как к «темницам души». 5. Призыв к «восхождению души к своему истоку» 

    Неоплатонизм представляет собой синтез:
    • Идей Платона,
    • Логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону;
    • Пифагореизма и орфизма;
    • Идей халдейских оракулов и египетской религии (теургия);
    • Идей индуистской философии (эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом).

    Характерные черты:
    Этапы развития 

    1.  2-3 век - научный подход. Работали Плотин и Порфирий, логически обосновавшие процесс общения человека с божеством. 

    2. В 3-4 веках неоплатонизм развивается в направлении объединения всех языческих богов и древних культов на общей основе единого эзотерического учения. В это время развиваются практическая теургия, прикладная мистика и мантика (гадания). Неоплатоники систематизировали античную мифологию. Именно в это время развил свое учение Явмлих.

    3. В 4-6 веках идеи неоплатоников начинают распространять на все мистические, теологические и эзотерические учения. В том числе, их начинают применять в христианском богословии.
    Терминология__Эманация'>Терминология

    Эманация - понятие античной философии, онтологический вектор перехода от высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].
    Терминология
    Сотериология —  обратна эманации, заключается в спасении человеческое души, путем возврата (поднятия) к Единому. Достигается путем разъяснения людям, насколько они выше, чем чувственные предметы. Задача души - преодолеть все низменные порывы и страсти— и путём добродетелей, аскетизма, теургии, творчества стремиться к слиянию с Единым.
    Спор о душе и ее сути

    Нематериальное объединяет атомы - атомы оживают;

    Душа питается не телесными категориями. Изменение тела, значит потеря памяти. Невозможность мышления, т.к. это оперирование понятиями, которые нематериальны;

    Тело бы полностью определяло поступки;

    В теле гармония может появиться только тогда, когда есть отличающаяся от тела (нематериальная) сущность, которая  обеспечивает ее;

    Состоятельная концепция.

    Эпикурейская теория души -  Душа состоят из атомов. Атом не живое. Совокупность атомов - живое;

    Теория души стоиков - Душа материальна;

    Теория души Аристотеля - Души нет, она энтелехия тела; 

    Теория души пифагорейцев - Душа - гармония тела;

    Платоновская теория души - Душа бессмертна, нематериальна, божественна.
    Иерархическое строение бытия

    1. Единое, Бог, Благо - первооснова мира, первоначальная сила, сверхмировое, сверхра́зумное, непознаваемое.

    2. Нус, νοῦς, мысль, разум, ум - позноваемое, является одновременно  и объектом, и субъектом своего мышления.

    ЭМАНАЦИИ

    3.  Душа -появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных.

    ЭМАНАЦИИ
    Влияние
    • Неоплатонизм благодаря своей продуманной логике и категориальной диалектике оказал значительное влияние на христианское богословие. Яркий тому пример — труды Дионисия Ареопагита, которые получили название Ареопагитики. Дионисий Ареопагит рисует величественную картину небесной иерархии, отсветом которой является и земной порядок жизни. Идея «лестницы природы», которую мы находим у многих средневековых авторов, в том числе у Фомы Аквинского также содержалась в философии неоплатонизма и Аристотеля. 
    • Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма в западной философии средневековья.
    • Неоплатоническую интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием которого находился Сухравар-ди, разработавший учение о сверхчувственном свете . Переосмысление неоплатонических представлений в духе ортодоксального ислама осуществил ал-Газали, соединив их с суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе.
    • Популярности неоплатонизма в среде гуманистов во многом способствовал Плифон,возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции.
    • К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике XIV—XV вв.. Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Марсилио Фичин.
    • Немецкий идеализм конца XVIII — начала XIX вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Шеллинга, и Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей «Истории философии».


    написать администратору сайта